Его дебют состоялся в фильме Алексея Балабанова. Не снижая профессиональную планку, актер примерял разные амплуа и стал одним из символов российского кино 2000-ых. Сегодня Алексей Чадов — признанный мастер своего дела, бесценная находка для режиссеров и отрада для зрительских глаз. За привлекательной внешностью скрывается сильная натура. И это сразу отмечаешь, когда беседуешь с актером тет-а-тет. Он по-мужски принципиален и по-настоящему верен профессии, которую выбрал. Его не интересуют коммерческие проекты-однодневки. «Смысл актерской профессии состоит в том, чтобы быть разным» — поясняет герой нашего интервью. Этой весной он предстал в неожиданном для многих образе профессора-интеллигента в драме Владимира Бортко «О любви». Но осенью нас ожидает еще одно перевоплощение – актер сыграет оперативника по борьбе с этнической преступностью в телесериале «Четвертая смена» на НТВ. О том, что объединяет этих двух персонажей и причем здесь китайская культура – Алексей Чадов поделился с нами.


Алексей, в фильме «О любви» вы сыграли Александра – питерского профессора-интеллигента.Чем этот парень отличается от других?

Есть стереотип, что если человек – профессор, то он этакий ботаник. Сейчас другое время: молодые прогрессивные профессора спортом занимаются, боевыми искусствами. Как раньше дворяне и танцевать умели, и за собой ухаживали, и на лошади скакали, и грозы не боялись. Мой герой ­– молодой профессор, китаист-тангутовед. Людей, изучающих историю и культуру Китая, немного, а тангутоведов, вообще, чуть более 10 человек во всем мире. Но Александр – не тот профессор, что сидит за книжками с утра до вечера. Он страстный, умеет любить, умеет постоять за себя. Это очень смелый человек, при этом его главная сила – интеллект.

Александр женат на своей студентке Нине Сазоновой. Со стороны их отношения кажутся идеальными, пока на горизонте не появляется третий лишний. Как думаете, что подвигло Нину на адюльтер?

Думаю, в Александре был некий снобизм, высокомерие и, в какой-то степени, отцовский комплекс, проявляющийся в поучениях своей жене. Но в итоге Саша переживет трансформацию сознания и осознает силу любви.

Насколько вам близок по духу этот персонаж?

У меня к любви другой подход. Я намного спокойнее отношусь к женщинам. Стал, во всяком случае. Хотя я не менее эмоциональный и страстный человек, чем мой герой, но при этом рациональный. Никогда не буду насильно заставлять человека путешествовать со мной по жизни, не пойду на какие-то безумные поступки ради любви. На такое я способен только ради семьи и сына. Быть отчаянным могу, чтобы постоять за свою честь и, пожалуй, чтобы защитить Родину. А для безумия ради влюбленности я уже взрослый.

«О любви» — ваш первый совместный проект с Владимиром Бортко. Чем запомнился опыт работы с режиссером?

Владимир Владимирович – большой режиссер, он — профессионал старой советской школы, и это, в хорошем смысле, отражается на его почерке и подходе. Мне нравится работать с советскими кинематографистами, у которых за плечами серьёзное академическое образование и «монументальный» опыт. Сейчас режиссёры проще и быстрее осваивают профессию, благодаря множеству открытых источников, а раньше люди доходили до всего самостоятельно. В их работе чувствуется совершенно другой принцип. Владимир Владимирович – человек страстный, выносливый и очень озарен своим фильмом. Он любит, когда актёры вовлечены в его модель строительства. Ему так комфортнее, поэтому мы, конечно, артачились, спорили, но, в основном, принимали его правила. Когда снимаешь свою картину, точно знаешь, как хочешь видеть историю, которую сам написал. Мы все отнеслись с пониманием и уважением к видению автора.

В интервью Аня Чиповская сказала, что у вас с ней сложилось примерно одинаковое видение того, как сцена должна сниматься.

Есть актеры, которым необходимо прибегать к помощи режиссера, но Аня очень самостоятельная. Это прекрасная профессиональная актриса, чувственная и очень умная. Она сама строит свой образ, ведет его и отстаивает свое видение, объективное и логически выстроенное, на мой взгляд. Я тоже отношусь к той категории актеров, которые, например, в случае если увольняют режиссера, не впадают в панику, а спокойно доводят дело до конца. Я рациональный человек и точно знаю, где прав, а где не прав. Не люблю заблуждаться.

Я рациональный человек и точно знаю, где прав, а где не прав. Не люблю заблуждаться

И это правильно. А теперь задам вопрос, который волнует почти каждого, кто посмотрел фильм. Как вам дался китайский язык, на котором герой в нескольких сценах разговаривает?

Знаете, ничего сложнее, кроме разве что трюков, мне не приходилось делать за всю карьеру!Готовился сложно и мучительно. Чтобы выучить страницу текста на китайском потребовалось 2 недели. Я привык изучать языки ассоциативным методом, но применить этот способ здесь было невозможно. Не за что зацепиться! Пришлось заучивать текст наизусть.Спасибо консультантам, они помогли справиться с произношением. Артикуляция этих звуков похожа на медитацию. Язык совершенно вне органики русского человека, поэтому люди, которые столь глубоко погружаются в культуру другой страны, вызывают большой интерес и удивление. Но мне сложно представить себя на их месте. Я, как говорится, где родился, там и пригодился…

 

Киностудия «КИТ» приступила к съемкам сериала «Четвертая смена» для телеканала НТВ, где ваш персонаж вновь тесно связан с китайским миром. Неужели это просто совпадение?

Мне сложно ответить, с чем это связано. Думаю, здесь сказались другие обстоятельства. Но я и в самом деле начал интересоваться китайской культурой. Все-таки восточная культура здорово воспитывает, она строит твой образ. В первую очередь, это работа с мыслями. Даже в суперэкстремальной ситуации человек сохраняет внутреннюю гармонию. Мой партнер по сериалу–известный мастер боевых искусств Ши Янбин, Я внимательно за ним наблюдаю и хочу научиться у него смиренности и невозмутимости. Съемки сейчас в самом разгаре, здесь много экшена и сцен драк. У каждого актерасуществуют свои «примочки» по поводу того, как сберечьэнергию и завершить смену достойно. Янбин, например, незаметно от всех медитирует. Ему хватает всего 5-10 минут, и он снова в тонусе! В целом, я понимаю откуда это идет. Это здорово!

Все-таки восточная культура здорово воспитывает, она строит твой образ. В первую очередь, это работа с мыслями. Даже в суперэкстремальной ситуации человек сохраняет внутреннюю гармонию

В сериале затрагивается щекотливая тема борьбы с этнической преступностью, а именно китайским «зазеркальем» в Москве. Как думаете, созрел ли наш кинематограф для обсуждения проблем, связанных с национальными меньшинствами?

Конечно! Проблема существует, и это проблема глобального масштаба. Я считаю, что в обществе обязательно должны действовать определенные правила, по которым все дружно будут жить, существовать и никому не мешать. На самом деле, эти условия необходимы для гармоничного общества и проживания в нем. Но их должны соблюдать все, вне зависимости от национальной принадлежности.

Для некоторых актеров недопустима сама только мысль сняться в сериале. Вы уже не в первый раз участвуете в телевизионных проектах, недавно с успехом прошел повторный показ «Дела чести». В чем состоит специфика сериального производства сегодня?

О! Весь мир перешел на сериалы. В США они уже давно на пике. Наметилась новая тенденция – уже по фильмам снимают сериалы. Например, Мартин Скорсезе будет делать сериал по «Отступникам», давно зарекомендовал себя сериал по «Фарго» братьев Коэн. Понимаете, с производством полного метра связано очень много условностей. Во-первых, временной формат. Фильм должен идти не больше полутора часов, иначе люди устают. Современные зрители попросту не высиживают. Слишком большой поток информации обрушивается на нас изо дня в день, и мы уже по-другому воспринимаем информацию. К тому же в полуторачасовом формате сценаристам сложно развернуться в творческом смысле. Используются стандартные клише: герой, антагонист, любовная линия, черное, белое и так далее. В кино ты уже знаешь, как все закончится. Другого актера взяли, эпоха другая, костюмы, вместо пистолета кинжал. А в сериалах – наоборот, интрига сохраняется до последнего.

 В кино ты уже знаешь, как все закончится. Другого актера взяли, эпоха и костюмы другие, вместо пистолета кинжал. А в сериалах – наоборот, интрига сохраняется до последнего

А что насчет российских сериалов? Улучшилось ли их качество, как вы полагаете?

Я бы не сказал, что наметилась активная тенденция на развитие, но не будем забывать, что у нас был кризис. Люди экономили. На качестве это, естественно, отразилось. Но качественные российские сериалы все-таки есть. Пять-десять точно наберется. Например, «Родина» Павла Лунгина или «Оттепель» Валерия Тодоровского. С Сергеем Безруковым на НТВ вышел хороший сериал, «Охота на дьявола» называется. Качественно сделан, на уровне.

Не нужно отдавать предпочтение чему-либо одному: держаться за амплуа брутального жесткого самца или, наоборот, интеллигентного рафинированного семейного мальчика

Алексей, вы активно снимаетесь, играя разноплановых героев. Скажите, какие персонажи вам все-таки больше импонируют?

Чаще всего мне предлагают образы «мужчин-пистолетов» в экшн-фильмах, боевиках, криминальных драмах, если не считать некоторые комедийные подвиги. Но на мой взгляд, актер должен быть и интеллигентом, и хулиганом, уметь сыграть и сильного, и слабого человека. Не нужно отдавать предпочтение чему-либо одному: держаться за амплуа брутального жесткого самца или, наоборот, интеллигентного рафинированного семейного мальчика. Актёр должен уметь и плакать, и быть хладнокровным. Я в себе это воспитываю, но жаль, что не все режиссеры это замечают. Они видят на экране определенный образ, который актер создает на протяжении многих лет, и ассоциируют с ним его органику, талант, амплуа.А смысл профессии заключается в том, чтобы быть разным. В том числе, и в жизни.