• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры

Анна Яновская: «Фильмы, как и дети, рождаются на небесах. Если суждено сценарию быть снятым, обязательно так и будет. Найдутся и люди, и деньги…»

С режиссером и актрисой Анной Яновской мы встретились на фестивале короткометражного кино Shnit, где в конкурсе принимала участие ее работа «Двое вместе». Это забавный, легкий и добротно снятый фильм о необычном способе борьбы с душевным кризисом при помощи покупки мотоцикла с Валерием Гаркалиным и Сергеем Лавыгиным в главных ролях. Между показами мы поговорили с Анной о том, что толкнуло успешную и востребованную актрису театра и кино окунуться совершенно в другую сферу По сюжету короткометражки «Двое вместе» молодой человек отправляется к психиатру с надеждой излечить депрессию. «Апатия, отсутствие интереса к жизни», – жалуется он врачу. Психиатр проанализировал тяжелый случай депрессии и, недолго думая, советует ему купить мотоцикл. Герой вроде скептически отнесся к странному доктору, но мотоцикл купил. Тут-то и свалились на него и счастье, и любовь прямо посреди дороги. Анна, расскажите, кто является автором сценария? Сценарий «Двое вместе» написал мой мастер на Высших режиссерских курсах и один из моих любимых сценаристов Александр Бородянский, который также является сценаристом картины Георгия Данелии «Афоня», многих фильмов Карена Шахназарова – например, автором сценария любимого фильма моего детства «Зимний вечер в Гаграх».   В кадре настоящий профессионал комедийного жанра – Сергей Лавыгин, известный зрителю по сериалу «Кухня». В роли психиатра – народный артист России Валерий Борисович Гаркалин. Оба замечательные и любимые мною артисты.   Расскажите, как сценарий попал к вам в руки? Это долгая история. Компания Disney объявила всенародный, всероссийский конкурс, по итогам которого был выпущен фильм «Счастье – это…». Это киноальманах, состоящий из семи новелл. В результате конкурсного отбора были выбраны семь режиссеров, которые и сняли семь историй о счастье. Моя работа «Двое вместе» – одна из семи короткометражек, отобранных по конкурсу и вышедших в финал. Киноальманах «Счастье – это…» был во всероссийском прокате, а теперь наши работы продолжают свой путь отдельно: на фестивалях, показах, смотрах. 56716447 Расскажите подробнее, как проходил конкурс, в результате которого был создан киноальманах, финансируемый компанией Disney. Сначала прошел всероссийский конкурс на лучший сценарий. Было прислано много сценарных работ. Отобрали 21 историю. А в фильм вошло еще меньше – всего семь. Семь историй о счастье, каждая из которых имеет разный финал, но по-своему доказывает, что все люди достойны счастья. Одна из этих историй, «Двое вместе», была создана по итогам всенародного конкурса сценарных идей. В основе были сценарии непрофессионалов, обычных людей, которые предлагали свои идеи для фильма. Опять же на конкурсной основе. Вычленив из множества идей самую лучшую – продюсеры Disney утвердили ее и предложили Александру Бородянскому создать сценарий. Так и родился «Двое вместе». Остальные сценарии короткометражных историй, которые вошли в киноальманах, были написаны профессиональными молодыми авторами уже без народной помощи. Schastye-eto_movie stills_21 И вам предложили воплотить сценарий Бородянского в жизнь? Не совсем так. На сайте Disney вывесили все семь сценариев, которые прошли отбор. И все желающие режиссеры должны были выбрать одну из этих историй и подготовиться к питчингу, защитить свой проект. Была создана комиссия, в состав которой вошли режиссеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, Сергей Урсуляк, Павел Чухрай, Александр Бородянский, Владимир Грамматиков и глава компании Disney в России Марина Жигалова-Озган. Так что путь этого сценария ко мне был неблизким. (Смеется.) Много людей защищались по одним и тем же историям, в итоге выбрали, как сказал Владимир Грамматиков, «великолепную семерку» молодых режиссеров, которые и воплотили в жизнь проект.   Киноальманах «Счастье – это…» был в прокате три недели в 2015 году. Каковы его итоги? Фильм прошел по всей стране, отправился и на некоторые европейские фестивали, где был тепло принят. Disney – мощный дистрибутор, благодаря инициативе компании в качестве подарка какую-то часть времени картина шла в прокате абсолютно бесплатно. Любой желающий мог прийти и посмотреть фильм! Для нас, режиссеров, это был прекрасный подарок. Ты мог пригласить друзей и близких на фильм, ничем их не обязав. Это точно было счастье! Schastye-eto_movie stills_19 На этом судьба фильма не закончилась? После проката каждому режиссеру отдали по истории. Я отдала свой фильм «Двое вместе» на несколько фестивалей. Я не могла его отправить на фестивали класса А, потому что время ушло и фильм был в прокате, но на некоторые европейские киносмотры отправила. И все его взяли! Честно говоря, для меня это было странно. Мне не казалась эта история фестивальной. Она добрая и с юмором, а на фестивалях любят что-то покруче и помаргинальнее. Но вся прелесть в том, что невозможно предсказать. Наверное, мне попались отборщики со вкусом. (Смеется.) А уж зрители никогда меня не подводили. Сейчас фильм продолжает ездить по миру – иногда со мной, иногда и без меня. А совсем недавно фильм получил Гран-при в Неаполе.   Почему вас заинтересовала именно эта новелла? Что такое кино? Кино – это желание, потенция. Начинается все с того, что режиссеру в руки попадает сценарий. И начинается волшебство! Или не начинается. Сценарист ведет тебя, куда ему хочется, заставляет чувствовать в унисон. И если это происходит, то потом ты сам заставляешь чувствовать в унисон зрителя, так же как ты это почувствовал в первый раз. Заставляешь увидеть зрителя это так, как увидел сам. В том жанре, который тебе близок. Почему именно эта новелла? Потому что в ней был юмор. Я люблю, когда есть юмор в диалогах, в ситуации. Юмор и простодушие. Это не значит, что мне не нравятся серьезные драматические вещи. Например, фильм Луи Маля «Ущерб» – один из моих любимых и часто пересматриваемых фильмов; и Бергман, и Ларс фон Триер, и Иньярриту. Но не поверите, у них у всех есть юмор. Юмором я называю не «ха-ха-ха». Юмор – это эмоция, это способ заставить чувствовать зрителя то, что ты чувствуешь. Юмор – это взгляд на жизнь. Единственное, что я терпеть не могу, – это скуку и претенциозность. А эти вещи иногда очень высоко оцениваются. (Смеется.)

Юмор – это эмоция, это способ заставить чувствовать зрителя то, что ты чувствуешь. Юмор – это взгляд на жизнь. Единственное, что я терпеть не могу, – это скуку и претенциозность. А эти вещи иногда очень высоко оцениваются

Это не первая ваша короткометражная работа? Я сняла несколько работ еще будучи студенткой, разумеется, это были студенческие работы. А если говорить о таких работах, которые я так или иначе представляла публике, которые ездили по фестивалям, которые видел зритель: «Двое вместе» – это третий короткометражный фильм. IMG_3670 Над чем работает сейчас режиссер Анна Яновская? Я очень люблю документальное кино. Сняла один документальный дебютный фильм «10 сантиметров жизни» о наводнении в городе Крымске. Сейчас в Якутию поеду. Будем фильм о Якутии снимать. Наша страна – самая большая страна в мире! Это невероятно. Столько часов в самолете – и все над Россией. Но творческие люди есть везде. Например, в одной глухой сибирской деревне построили театр. И те, кто живут в деревне, в нем играют, так по-настоящему, Шекспира например. А зрители из всех окрестных поселков смотрят. Много очень удивительных людей, историй. Началось все с того, что мне попался один сценарий. Очень смешная комедия. Я думаю, может только мне смешно? Попросила прочесть нескольких людей: сценаристов, режиссеров, актеров – создала своеобразную фокус-группу. Убедилась: хороший. Некоторые прочитавшие даже цитатами заговорили из этого сценария. Сейчас мы его переписали, и он мне нравится еще больше. Теперь бы только продюсера найти со вкусом и желательно с чувством юмора. Есть и такие, я уверена. А вообще, я точно знаю: фильмы, как и дети, рождаются на небесах. Если суждено сценарию быть снятым, обязательно так и будет. Найдутся и люди, и деньги.   Анна, вы сыграли более 20 главных ролей в художественных фильмах, а зрителям вы запомнились после популярных сериалов «Досье детектива Дубровского», «Универ», «Сделано в СССР», фильма «Неоконченный урок», немало на вашем счету и замечательных театральных работ. Почему вы решили обратиться к режиссуре, имея актерский опыт и не испытывая недостатка в предложениях? Недостаток в достойных предложениях я испытывала всегда. Их даже Мерил Стрип испытывает. Я никогда не забуду слова из ее интервью, когда она говорит, что если в течение двух месяцев не получает сценария и интересной роли, то начинает испытывать беспокойство. Эта профессия такая. Беспокойная. Знаете, не по моим нервам. А потом мы же не всегда ходим в рестораны и едим то, что нам предлагается в меню… Иногда приятно и самой готовить. Часто получается гораздо вкуснее. IMG_2345 (1) Откуда это неожиданное желание снова испытать себя? Вам захотелось раздвинуть горизонты? Это пришло неожиданно. Нужно сказать, что я в какой-то момент перестала планировать свою жизнь, просто отпустила ситуацию и отдалась на волю проведения. Я делаю так иногда… Однажды я снималась в Киеве в сериале. У меня была главная роль, много работы. Сериал был, казалось, бесконечным. В какой-то момент я почувствовала невероятное духовное истощение. Здесь сложилось все: физическая усталость и нервное напряжение и давящая специфика сериального формата, требующая от актера не столько таланта, сколько невероятной выдержки и стойкости в бешеном темпе съемок. Причем мы там прекрасно жили, продуктивно работали, были какие-то свои радости. Так или иначе в Москву я вернулась в полной прострации. IMG_0710 Сериал – это определенный формат, свой ритм, свой темп. И даже не в этом дело. Как актер, ты произносишь текст не тот, который ты хотел бы, а тот, на который тебя утверждает режиссер. Тебя снимает не тот режиссер, которого тебе хотелось бы, а тот, который тебя берет. Это мало кому нравится в нашей профессии. Подсознательно мне уже тогда, в Киеве, хотелось какой-то свободы, хотелось раздвинуть рамки. Но на тот момент я ничего такого не планировала. Тогда в дело вмешался его величество случай.   А как был сделан первый шаг в новую жизнь? Очень просто. Я встретила Владимира Грамматикова, у которого давным-давно снималась в картине «Осенние соблазны», и спросила о том, чем он сейчас занят, и он рассказал, что набирает курс на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Тут в моей голове пронеслась странная мысль: может быть, мне поступить? В то время это было интуитивное, неожиданное и в то же время очень логичное решение. Я понятия не имела, к чему это меня приведет. Мне хотелось какого-то воздуха! Владимир Грамматиков мне ответил: мол, почему бы и нет? Но предупредил, что прием уже заканчивается. Я узнала, что именно нужно для поступления. Естественно, попала в самый цейтнот. За одну ночь мне пришлось написать сразу пять работ! Биографию в художественном стиле, экспликации и т. д. Но я написала, подала документы – и в общем поступила!   И не пожалели? Нет, конечно. Началась новая прекрасная жизнь. У нас была мастерская совместно со сценаристами. Поэтому все занятия со сценаристами я тоже посещала. На курсах вообще замечательные мастера. И Владимир Грамматиков, и Александр Бородянский, и Ираклий Квирикадзе, и Владимир Меньшов, и Паола Волкова, и Владимир Фенченко. Я, например, с большим удовольствием ходила на занятия в мастерскую к Владимиру Хотиненко. Всегда весело и познавательно проходили лекции Александра Атанесяна. Были интересные мастер-классы Кшиштофа Занусси, здорово провел несколько лекций Сергей Шумаков. Вкус к документальному кино пробудил у меня Сергей Дворцевой. Вообще, высшие режиссерские курсы как-то повернули мое сознание, расширили его, что ли… Но свою актерскую деятельность я не закончила. Буквально вчера спектакль играла. IMG_2860 Что вы могли бы пожелать режиссерам короткометражного кино? Снять полнометражное.   Как вы считаете, чего сегодня не хватает молодым режиссерам кроме финансов? Многим режиссерам, а особенно молодым, не хватает умения работать с артистами. Собственно, в этом и заключается 80, а то и 90 процентов успеха. Не то чтобы нужно какие-то книги прочесть, нет. На биологическом, интуитивном уровне ты должен понимать, чувствовать актера. И актер должен чувствовать тебя. Как-то я была на встрече с Френсисом Фордом Копполой в Москве. Он сказал тогда слова, которые очень мне понятны: ты можешь взять самого лучшего оператора, придумывать интересные ракурсы, сделать компьютерную графику, трюки, может быть замечательная работа художника, но 90 процентов успеха фильма – это сценарий и артисты. Понимать, как хорошо снять, может оператор, понимать, как хорошо написать, может сценарист, а от тебя, как от режиссера, требуется умение направить актеров, чтобы они хорошо играли. А для этого ты должен понимать, как это смонтируется, как будет лучше звучать диалог, где поставить камеру и еще много всего. Естественно, изначально ты должен подобрать правильных актеров, таких, которые «выписаны» у тебя в сценарии. А это может сделать режиссер, если он чувствует актера. Это очень важно. Как у моего любимого писателя Островского написано: талант нужен!

Что такое кино? Кино – это желание, потенция. Начинается все с того, что режиссеру в руки попадает сценарий. И начинается волшебство! Или не начинается. Сценарист ведет тебя, куда ему хочется, заставляет чувствовать в унисон. И если это происходит, то потом ты сам заставляешь чувствовать в унисон зрителя, так же как ты это почувствовал в первый раз

А куда приглашает зрителя актриса Анна Яновская? В театр, конечно же… С удовольствием приглашаю посмотреть спектакль «Лес» по Островскому в Театре на Таганке. Вот там правильные актеры. Маша Аронова, Валерий Гаркалин, Слава Гришечкин, Гриша Сиятвинда, Сережа Фролов, Родион Вьюшкин, Иван Агапов, ну и я – все правильные!
 
Яндекс.Метрика