• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Федор Попов

ВГИКантская возможность. Интервью с Федором Поповым

В ноябре прошлого года состоялся финальный этап 35-го Международного студенческого фестиваля ВГИК, о котором много говорили и рассказывали в СМИ. На протяжении киносмотра зрители старались не пропустить ни одного сеанса, чтобы не прозевать момент рождения новых звезд. Особое внимание привлекли полнометражные фильмы «Вакантна жизнь шеф-повара» и «Дефиле» выпускников российской кинокузницы Рустама Ильясова и Виталия Суслина, снятые при поддержке продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Молодые режиссеры оправдали ожидания публики, сняв качественное и динамичное кино, от которого не отвести взгляда до финальных титров. С ощущением приятного послевкусия мы покинули 35-й фестиваль и ненадолго забыли о ВГИКе. Но дальше все быстро завертелось: в декабре президент официально окрестил 2016-й Годом кино, чиновники пообещали уделять больше внимания молодым кинематографистам, а компания «Парадиз» объявила о дате релиза картины «Вакантна жизнь шеф-повара». Мы поняли, что должны внести свою лепту и выяснить, как в Год кино обстоят дела с фильмами дебютантов, насколько они привлекательны для прокатчиков, понятны для зрителей и сложны в производстве. С этими вопросами мы обратились к Федору Попову, генеральному продюсеру центра «ВГИК-Дебют» Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» основан в 2011 году по инициативе ректора ВГИКа Владимира Малышева. «Цель у нас простая – дать возможность реализовать себя в большом кино молодым, способным и перспективным выпускникам университета», – рассказывает Федор Попов. За пять лет работы «ВГИК-Дебют» выпустил не один десяток короткометражных и три полнометражные картины: документальный фильм про паралимпийцев «Дух в движении» Софии Кучер, Софии Гевейлер и Юлии Бывшевой, драму Виталия Суслина «Дефиле» и триллер «Вакантна жизнь шеф-повара» Рустама Ильясова. В майском интервью для нашего журнала Рустам посоветовал выпускникам сразу попрощаться со студенческим подходом, когда ты единственный творец и можешь делать проект сколько угодно. И действительно, большое кино подразумевает большую ответственность. Федор Попов Студентам с романтическими представлениями о профессии нелегко принять эту истину. Многие не выдерживают ответственности, которая ложится на их плечи в работе над полным метром. Поэтому учебная программа ВГИКа предусматривает производственную практику и работу на съемочной площадке во время подготовки курсовых и дипломных проектов. Ни один режиссер и оператор не выходит из стен вуза без фильмографии. Это студенческое портфолио является важным требованием для тех, кто хотел бы дальше сотрудничать с продюсерским центром «ВГИК-Дебют», ведь прежде чем просить о содействии, нужно предъявить что-то доказывающее профпригодность.
Прежде чем просить о содействии, нужно предъявить что-то, доказывающее профпригодность 
В этом смысле выбор дебютантов основан на многоступенчатом подходе. Федор Попов объясняет: «Пока студент учится, он создает себе репутацию, снимая курсовые и дипломные. Мастера и педагоги постепенно выявляют способных студентов. Кроме того, существует Международный фестиваль ВГИК, который последние пять лет проводит центр “ВГИК-Дебют”. Это творческий конкурс, и проходит он поэтапно, что позволяет отборочной комиссии, членам жюри и зрителям оценивать работы студентов. В ходе этого процесса “ВГИК-Дебют” выявляет студентов, интересных для сотрудничества». Продюсер не скрывает, что с дебютантами бывает непросто работать: «Кто-то из ребят более восприимчив к критике и советам, а кто-то считает, что бескомпромиссность – главное качество в творческой профессии, заменяющее все остальные. Когда молодой режиссер приходит на площадку, он оказывается в растерянности и не сразу может охватить весь круг обязанностей, которые перед ним открываются. Это одна из трудностей, которую нужно преодолеть начинающему режиссеру. Понимание сути профессии происходит быстрее и легче, когда ты видишь перед собой пример опытного человека, наблюдаешь, как он работает в производстве. Не то, как он рассказывает, а то, как он работает и находит выход из непростых ситуаций». DSC_7223 Касательно репертуарной политики у «ВГИК-Дебюта» не существует каких-либо запретов, кроме общепринятых. При создании картины желательно ориентироваться на конкретного зрителя. Режиссеру более интересна фестивальная судьба фильма. А продюсеру важны еще и экономические показатели. По мере погружения в профессию режиссер тоже начинает лучше чувствовать реальность и интересуется не только фестивальным потенциалом картины. После формирования пакета предложений студенческие проекты отправляют на рассмотрение в Министерство культуры (ведомство осуществляет поддержку на общих основаниях). Дебютное кино подразумевает большие риски, чем работы опытных мастеров. К примеру, в год, когда подавалась заявка Рустама Ильясова, параллельно были отправлены на рассмотрение три проекта. В итоге заветное «да» получила лишь картина «Вакантна жизнь шеф-повара» (ВЖШП). Фильм был профинансирован министерством в объеме 20 миллионов рублей. «Мы понимали, что сделать хорошее кино, тем более дебютное, за такие деньги – задача практически не выполнимая. Поэтому первостепенной проблемой стала минимизация затрат без ущерба качеству. Сценарий Рустама оказался очень привлекательным. Актеры с удовольствием шли работать за небольшие деньги, потому что были воодушевлены качеством и заинтересованы в работе. История авторская и достаточно оригинальная. Это совсем не мейнстрим, но при этом достаточно зрелищное и интересное кино», – разъясняет Федор Попов.
_AVR_0063

Премьера «ВЖШП»

На фестивале «Окно в Европу» фильм получил приз за лучший дебют, а «Первый канал» приобрел права на премьерный показ на телевидении.
 «Мы понимали, что сделать хорошее кино, тем более дебютное, за такие деньги – задача практически не выполнимая. Поэтому первостепенной проблемой стала минимизация затрат без ущерба качеству. Сценарий Рустама оказался очень привлекательным. Актеры с удовольствием шли работать за небольшие деньги, потому что были воодушевлены качеством и заинтересованы в работе»
Какие же проекты от продюсерского центра стоит ожидать в ближайшее время? Совсем недавно завершились съемки картины «Как Витька Чеснок везЛеху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта. Это история непростых взаимоотношений отца и сына, которые переосмысливают свою жизнь во время вынужденного совместного путешествия. Главные роли исполняют Евгений Ткачук и Алексей Серебряков. Продюсер фильма раскрыл важную деталь сотрудничества: «Думаю, достойно отдельного упоминания, что Алексей снимается в картине бесплатно. В нашем случае, когда бюджет был маленьким, гонорар никак не соответствовал статусу артиста. Но Алексея это не смутило, и он сам предложил сняться бесплатно, чтобы помочь молодому режиссеру». Сотрудничество Александра Ханта с продюсерским центром «ВГИК-Дебют» началось с Международного фестиваля ВГИК. Его фильмы «В опере» и «Ужин» стали призерами киносмотра. «Когда Александр заканчивал обучение в стенах университета, я предложил ему сотрудничество. Мы подыскали Александру сценарий другого выпускника ВГИКа, Алексея Бородачева. Позднее наш выбор оправдался: Алексей выиграл конкурс дебютных сценариев, проведенный компанией “Слово”», – объясняет Федор Попов.
"Как Витька Чеснов вез Леху Штыря в Дом инвалидов"

«Как Витька Чеснов вез Леху Штыря в Дом инвалидов»

Второй проект продюсерского центра – лента «Рок» режиссера Ивана Шахназарова. Это молодежное кино в жанре роуд-муви, которое расскажет о приключениях рок-музыкантов. Уже выбраны места натурных съемок, разработан сценарий и завершен кастинг. Съемки намечены на август-сентябрь 2016 года. Источником финансирования выступил Фонд кино. _MG_6841 После беседы с Федором Поповым мы отправились во ВГИК, чтобы понакомиться с будущими кинотворцами и узнать их мнение об открывающихся возможностях. Взгляды ребят сходятся: в сложные кризисные времена, когда ты, наивный идеалист, полон амбиций и идей, но пока ничего собой не представляешь, трудно реализовать свою главную мечту (будь ты хоть трижды гениален). Любая помощь профессионалов на вес золота, особенно когда она исходит от родного университета. Нужно только соблюдать важное условие – иметь голову на плечах и здраво оценивать свои возможности. DSC_9649 Но, кажется, с этим у вгиковцев проблем не возникает. Они все время погружены в творческий процесс: пересматривают фильмы классиков в актовом зале, перечитывают профессиональную литературу: Эйзенштейна, Ромма, Кулешова и других, со всей серьезностью прислушиваются к советам своих мастеров и, конечно, занимаются курсовыми и будущими дипломными. Воздух в учреждении заряжен энтузиазмом, вдохновение может посетить художника в любое мгновение. Поэтому совсем неудивительно, прогуливаясь по коридорам, случайно натолкнуться на группу лиц, которые судорожно что-то строчат в тетрадях или разыгрывают сценки, параллельно наигрывая на гитаре аккорды для саундтрека. DSC_9626 Когда мы пожаловали в учебную киностудию, работа кипела: одни дорабатывали сцену для экранизации «Преступления и наказания», другие выстраивали декорации в стиле «Мулен Руж» для короткометражного фильма «Мой первый гонорар» по Исааку Бабелю. Весьма недурной выбор материала для дебютантов, не правда ли? DSC_9550 Сколько студентов – столько незаурядных и привлекательных идей зарождается в стенах кинокузницы. В Год кино, когда внимание максимально привлечено к индустрии, важно говорить об этих ребятах. У них нет звездного статуса и громкого имени, но благодаря свежему взгляду на профессию они могут способствовать развитию российского кинематографа. Практика показывает: юношеский максимализм в сочетании с разумным прагматизмом дает эффективный результат. И истории Рустама Ильясова, Ивана Шахназарова и Александра Ханта еще раз свидетельствуют о важной роли ВГИКа в судьбе молодых дебютантов, начинающих свой путь в мире большого кино.  

Теги: , , ,

Яндекс.Метрика