• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Зигзаги судьбы Владимира Меньшова

Зигзаги судьбы Владимира Меньшова

Перечислять заслуги и регалии Владимира Меньшова можно, кажется, бесконечно. Знаменитый советский и российский режиссер, сценарист, актер и продюсер, обладатель премии «Оскар» и номинации Берлинского кинофестиваля за фильм «Москва слезам не верит». За полвека творческой деятельности Меньшов, безусловно, стал одной из ключевых фигур российского кинематографа. К сожалению, Владимир Валентинович искренне не любит давать интервью. Говорит, мол, все, что нам хотелось бы узнать, уже давно можно найти в интернете. Тем ценнее то время, которое известный режиссер согласился уделить нашему изданию Первую роль в кино вы получили в 31 год, снявшись в короткометражной комедии Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Это было в 1970 году. На фестивале Госфильмофонда в Белых Столбах в этом году вспоминали эту картину, показывали ее в программе и на закрытии. Безусловно, в вашего Кукушкина невозможно не влюбиться. Не очароваться его обаянием… «Кукушкин» – счастливый момент в моей жизни. Потому что я мечтал быть актером. Поступал долго, потом учился. Когда окончил школу-студию МХАТ, выяснилось, что в кино, куда я стремился, моя востребованность нулевая. Да и в театре тоже. За все время учебы меня никто не пригласил на пробы, на съемки. Даже в эпизоде. Тоскливо тянувшиеся ноты в моем существовании… Надо же такому случиться, что кино, из-за которого я и захотел стать артистом, совершенно мною не заинтересовалось. Постепенно я понял, что ошибся, – лучше мне пойти в режиссеры. Тем более режиссура меня все больше и больше интересовала. И Вера меня в этом поддерживала (Вера Алентова – супруга Владимира Меньшова. – Прим. ред.). Я поступил во ВГИК, учился у Михаила Ромма. А затем случилось это приглашение. Ирония судьбы! Ребята-однокурсники стали предлагать мне сняться то в одной маленькой роли, то в другой. Постепенно мы сдружились. Я сам подсказал Александру Павловскому рассказ Валентина Катаева «Ножи». Сначала он сомневался, потом взялся. Уже на правах сценариста я поехал с ним в Одессу снимать в первый раз. Одесса. Черное море. Все прекрасно. Одно но: мы долго не могли найти исполнителя главной роли. Много было претендентов, но не складывалось. Потом от безвыходности Шурик Павловский предложил, чтобы я его выручил и сыграл эту роль. Я всячески сопротивлялся, причем совершенно искренне, без всякого кокетства. Говорил, что я ему все испорчу, что будет плохо. Мы сделали пробу – я ужаснулся. Меня утвердили. И я сыграл эту роль. Роль Кукушкина стала переломным моментом в моей судьбе. Зигзаги судьбы Владимира Меньшова «Счастливый Кукушкин» получил массу призов на разного рода фестивалях. Да. И потом, увидев этот фильм, меня пригласил на главную роль в фильме «Человек на своем месте» Алексей Сахаров, уже на «Мосфильм». Так у меня началась судьба киноартиста. Если бы не было «Кукушкина», конечно, не было бы и всего остального. Чудное устройство жизни! Надо же так долго стремиться, а, когда все надежды были потеряны, все получилось. Главное, я уже совершенно не хотел быть артистом, горел режиссурой. Вот тут-то меня и стали отвлекать актерские дела. Какие ваши роли наиболее любимы зрителем? За какие работы чаще всего благодарят, какие помнят? В разные периоды разные. Были времена, когда «Человек на своем месте» вспоминали, – это 1970-е годы. В конце 1980-х вышел фильм, который дался мне с большими скандалами и конфликтами, а получился теплым и смешным, – «Где находится нофелет». В 2000-е годы чаще всего вспоминают Жукова в многосерийном фильме «Ликвидация». При этом есть люди, которые подходят с воспоминаниями о таких фильмах, о которых я сам уже забыл. Не так давно на базаре ко мне подошел молодой мальчишка, он вспомнил ленту «Город Зеро» Карена Шахназарова с Леонидом Филатовым. Прекрасная лента, безусловно, в тройке лучших фильмов Шахназарова. Бывают, что вспоминают «Русский регтайм» Сергея Урсуляка – это картина 1993 года. У меня там небольшая роль отца главного героя, но мне даже посвятили статью в «Искусстве кино» – «Владимир Меньшов в роли Александра Раевского». Статья небольшая, но мне было лестно. Актерские роли как жемчужины: все дороги и в каждой из них есть что-то особенное. А из последних работ какие были наиболее интересны? Недавно вышел фильм Саши Кириенко «Ивановы». Безусловно, было интересно играть. Еще одна картина запомнилась, называется «Выстрел». Она не вышла, но, полагаю, лежит где-то в загашнике. Думаю, что хорошая работа у Коли Лебедева в «Легенде №17». maxresdefault После роли в «Легенде №17» вы, наверное, получили живой отклик от зрителя. У вас потрясающе вышел отрицательный персонаж Балашов. Люди не подходили к вам на улице со словами, мол, какой подлец у вас получился? Удивительно, что именно этих слов я не слышал: «Какая сволочь!» Хотя был у меня подобный персонаж в одном фильме. Тогда ко мне человек подошел в коридоре, взял за грудки: «Да таких, как ты, давить надо!» Что можно тоже считать успехом. Но с Балашовым так не случилось. Наоборот, я даже получил за эту роль приз с забавным названием «Жорж» в номинации «Российский злодей года». К слову о призах. Несколько дней назад в городе Ейске завершился кинофестиваль «Провинциальная Россия», где была представлена картина «Ивановы», в которой вы сыграли главную роль. Отца, который пытается помирить и примирить семью Ивановых, наладить отношения с детьми. Зрители тепло встретили ленту, после фильма не смолкали аплодисменты. Жюри, которое возглавляла Лидия Федосеева-Шукшина, решило присудить вам приз «За лучшую мужскую роль». Расскажите, как это картина появилась в вашей судьбе. Сейчас кино снимается совсем не так, как во времена моей молодости. Неожиданно возник Саша Кириенко с предложением сниматься у него в фильме, сложилась группа. Видимо, появилось финансирование, и коллектив собрался буквально за два дня до начала съемочного процесса. Условия были крайне аскетичные, потому что нужно было уложиться в 15 съемочных дней – на большее денег не хватит. Режиссер Саша Кириенко (не Александр, а именно Саша, так он значится в титрах) – профессионал, отлично владеющий нашим ремеслом. Он хорошо все организовал. Несмотря на то что мы много снимали на улице, погода нас не подвела, не было сильных дождей. 94658120 Результатом вы остались довольны? Фильм я посмотрел, мне понравилось. Когда снимали «Ивановых», я уже чувствовал, что будет пристойно. Потому что, во-первых, сценарий симпатичный. Во-вторых, сложилась хорошая команда, где режиссер не создавал нервозную обстановку на площадке. Несмотря на сжатые сроки, все шло по плану. Нам удалось уложиться в эти 15 дней. Можно гордиться этой работой. Там же, на фестивале в Ейске, я посмотрела еще один новый фильм с вашим участием – «Зеленая карета», чье действие затрагивает жизнь людей из мира кинематографа. В этой ленте вы исполнили привычную для вас в жизни роль преподавателя, мастера. К слову, мы с вами откладывали интервью из-за экзаменов во ВГИКе. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями. Есть таланты? Таланты есть. Перспективы у них посредственные. Поэтому мы с Кареном Шахназаровым – и не только с ним, а еще с целой группой кинематографистов – выступаем за то, чтобы кинематограф был выделен в отдельное министерство. Чтобы была система планирования. Чтобы можно было отслеживать судьбу каждого выпускника-режиссера. Наблюдать, как он растет. Сейчас это сложно понять – полная неразбериха. Я выпустил немало ребят на Высших режиссерских, во ВГИКе. У меня были выпускники, которые достойны яркой судьбы. Если бы мы шли по прежним критериям, они должны были сразу снимать полнометражные фильмы. Вместо этого они где-то валандаются. Постепенно скисают, пропадают. Это обидно.

Мы с Кареном Шахназаровым – и не только с ним, а еще с целой группой кинематографистов – выступаем за то, чтобы кинематограф был выделен в отдельное министерство. Чтобы была система планирования. Чтобы можно было отслеживать судьбу каждого выпускника-режиссера. Наблюдать, как он растет. Сейчас это сложно понять – полная неразбериха

Сами вы прославились в достаточно зрелом возрасте. В одном из интервью вы говорили, что «молодая слава очень опасна, она всю жизнь скособочивает». Да, я наблюдал ребят, на которых обрушивалась слава. Когда ты не просто становишься известным, а становишься кумиром, идолом. Где-то в районе от 20 до 30 лет такая слава опасна. И надо суметь ее пережить. Лучше, если она придет позже. Но жизнь – штука многомудрая. Она сначала скособочивает, потом выправляет. Например, такая слава обрушилась на Данилу Козловского. Он, совсем молодой парень, в одночасье стал кумиром. Но он выдержит. Последнее время российский кинематограф, бывает, преподносит действительно качественные и достойные внимания вещи. Как вам молодое российское кино? Потрясений нет. Таких, чтобы сказать: «Вау, наконец-то появилось!», много, и плеваться приходится. Тем не менее некое движение есть. Хотя его трудно обозначить. Потому что каждый раз, как только мы займем какую-то высоту, то кризис случится, то станут меньше денег давать на картины. Никак не устаканится этот процесс с кинематографом. Поэтому долгосрочные прогнозы выстраивать непросто.  Александр Сокуров в интервью сказал мне, что режиссер должен быть самой тихой фигурой на площадке. А вы какой режиссер? Точно могу сказать, что мягким режиссером нельзя быть однозначно. Если ты мягкий режиссер, то возле тебя будет второй режиссер, который будет стучать кулаком, отдавать команды, наказывать и так далее. Режиссер должен видеть и следить за тем, что происходит. Создавать нервную атмосферу я не люблю. Мне нравится, когда атмосфера добрая, легкая, смешливая, поскольку я в подавляющем большинстве снимаю комедии, у меня много шуток, много юмора, много хохота на площадке. Хотя у режиссеров-комедиографов существует поверье: когда снимают комедию, надо, чтобы на площадке не смеялись, иначе потом в зале будет тишина. Но на съемках фильма «Любовь и голуби» стоял такой хохот! Всей группой мы смеялись с первого до последнего дня. И громче всех смеялся режиссер. Это можно услышать даже в черновой фонограмме. Тогда не писали чистый звук. И все прекрасно слышно. Артисты играют, а за кадром режиссер сползает на пол от смеха.

Точно могу сказать, что мягким режиссером нельзя быть однозначно. Если ты мягкий режиссер, то возле тебя будет второй режиссер, который будет стучать кулаком, отдавать команды, наказывать и так далее. Режиссер должен видеть и следить за тем, что происходит

Картина «Любовь и голуби» подверглась цензуре. Тогда это было связано с тем, что началась борьба с алкоголизмом, и мне надо было убрать всего дядю Митю (герой Сергея Юрского. – Прим. ред.) из фильма. Сначала недоуменно, потом уже разъяренно я смотрел на руководителей, которые от меня этого требовали. Я бы еще понял, если бы мне сказали: «Вот вам деньги, переснимите. Сделайте так, чтобы не было водки». А если снято, здесь уже никуда не деться! Надо отметить, что в 1990-е сущестовали совершенно волшебные отношения между режиссером и начальническим аппаратом. Старая власть ушла, а новая еще не народилась. Власти могли только что-то посоветовать режиссеру, порекомендовать, но редко вторгались в творческое пространство. Хотя, надо сказать, в случае некоторых режиссеров-непрофессионалов такое вмешательство было бы нелишним. Я снимал «Ширли-мырли», «Зависть богов» с ощущением полной режиссерской свободы! Сегодня же, «цензурные ограничения» я испытываю в гораздо большей степени. Теперь уже ничего нельзя сказать! Картина «Ширли-мырли» «запикана» вся, от начала и до конца. Если вы помните, там есть эпизод, когда Армен Джигарханян возмущается «Какая…» – и идет гудок парохода, заглушая его слова. Там нет мата. Но нет, они и это потребовали «запикать». «Ширли-мырли» в таком виде смотреть нельзя. С «Завистью богов» та же история. Картину неожиданно решили отнести в разряд «эротических фильмов», и показывают ее только поздно ночью, после одиннадцати, чтобы она, не дай Бог, никого не соблазнила. Изображение закрывают, чтобы не было видно грудь, ногу. Теряется весь смысл!Еще хорошо, что картина существует на дисках. «Зависть богов» – удивительно тонкий и пронзительно грустный фильм. Одна из самых недооцененных ваших работ. В свое время она должна была поехать на Каннский фестиваль, и ее завернул президент фестиваля, даже не начав смотреть. Это было явно несправедливо. Наш оскаровский комитет не пустил картину на «Оскар», отдав предпочтение фильму Алексея Учителя «Дневник его жены». Мне казалось, что у нас было гораздо больше шансов, если бы нас послали на «Оскар» или в Канны. Но это можно считать моей оценкой. Безусловно, самая счастливая судьба сложилась у вашей ленты «Москва слезам не верит». Она сразу прогремела или зритель ее оценил со временем? Первые дни «Москва слезам не верит» спокойно шла в кинотеатрах. А на второй-третий день начала греметь неимоверно! Как эффект разорвавшейся бомбы сработало сарафанное радио и люди толпами стали «атаковать» кинотеатры: выстраивались очереди, дежурили под дверями, выбивали окна. Зрительский успех обозначился вне всяких сомнений. Да и цифры говорят сами за себя. У нее около 90 миллионов зрителей. А если считать по деньгам, нужно умножить на два, ведь это двухсерийный фильм. Картина хорошо заработала и дала громадный заработок нашему кино. Прокатчики думали, что они бога за бороду взяли, потому что в один год вышли «Москва слезам не верит», «Экипаж», у которого тоже было около 60 миллионов зрителей, следом появилась картина «Пираты XX века». Но там билеты были дешевле, и картина была односерийная. Прокатчики были уверены, что вот теперь-то началась новая жизнь. А это была предсмертная агония. Как вы относитесь к ремейкам? Неоднократно предлагали. По-моему, не получится. Нам с соавтором, ныне покойным Валентином Константиновичем Черныхом, сделали предложение, от которого не отказываются. Мы сказали: «Возьмите. Если сумеете сделать, сделайте». Они пытались. На семь лет были куплены права, и ничего не образовалось. Мне кажется, что «Москва слезам не верит» завершена сама в себе и всякие попытки повторить ее будут бессмысленны. Во всяком случае, то, что происходило с «Иронией судьбы», со «Служебным романом», меня не воодушевляет. Хотя какие-то денежные успехи были. А какие фильмы вы смотрите для души? Посоветуйте нашим читателям три фильма обязательные к просмотру, на ваш взгляд. Для меня фильмом-потрясением стала картина «Восемь с половиной» Федерико Феллини, который объясняет природу творчества. Работы Феллини вообще меня очень греют, одно время у меня была безумная влюбленность в этого режиссера. Еще одним большим потрясением для меня стал фильм «Девять дней одного года» Михаила Ромма. А также лента «Пепел и алмаз» Анджея Вайды. Хотелось бы завершить нашу беседу на лирической ноте. Давайте окунемся в прошлое и вспомним фильмы вашего детства. Тот момент, когда состоялась первая встреча с его величеством кинематографом? Одной из первых картин, которые мне запомнились, стал фильм «Весна» Григория Александрова с Любовью Орловой. Александров – действительно, большой режиссер, и это было очень талантливо. Я всегда был киноманом, не пропускал ничего, что появлялось в кино, поэтому сейчас что-то конкретное выделить сложно. Каждая лента оставляла отпечаток в моей душе. Мир кино был для меня по-настоящему волшебным. Все фильмы мне казались замечательными. Тем более во времена моего детства начали показывать так называемые фильмы, взятые в качестве трофея. Это были американские, немецкие, австрийские ленты. Среди них были блистательные картины. В то время российский кинематограф делал незначительное количество картин, пять-десять. А эти фильмы заполняли экраны. И, кстати, много было хороших детских фильмов, таких как «Тимур и его команда», «Красный галстук». Воспитывающие фильмы. Телевидения же не было, и кино было для нас окном в мир. С середины 1950-х годов пошла новая волна, русская. Это было счастье. Появились новые фильмы, новые герои, новые режиссеры, новые темы. Все больше и больше фильмов выходило на экраны. Во времена моего детства новый фильм выходил раз в месяц, потом раз в полмесяца, потом раз в неделю, а потом уже и два раза в неделю начали появляться киноленты. Кстати, стоит отметить и такой фильм, как «Бродяга». Индийский фильм, бешеный успех, сравнимый с успехом картины «Москва слезам не верит», тоже сносили двери кинотеатров. Или довоенный американский фильм «Тарзан». Люди ночи не спали, костры жгли у кинотеатров, чтобы его посмотреть. Потом уже пошли наши молодые ребята, появились новые молодые актеры. По-моему, точкой отчета стала картина «Школа мужества» Владимира Басова и Мстислава Корчагина, где играл совсем еще молоденький Леня Харитонов. Ему было лет 20, не больше. Потом появилась целая плеяда звезд, конечно, Николай Рыбников. Все вгиковцы строем шли из института на киностудии. И большинство играли главные роли! Актеры были изумительные. 3 001 Это ваша юность… Это мое становление как человека. Кино для меня не развлечение. Я не понимаю, как объяснить нынешнему молодому человеку, чем было для нас кино. Книги книгами. Но для нынешней молодежи и книги уже не то. Ведь не было других возможностей для провинциального человека посмотреть, как мир живет, как страна живет, как живут другие города, как живет Москва, которая была тогда недостижимой. Надо было еще доехать до этой Москвы. А где там жить? Надо было, чтобы родственники в Москве были. А в фильмах все это существовало. И ты узнавал, как все устроено в мире. Это здорово Успехов вам в вашей работе, будьте всегда востребованы и любимы зрителем!

Теги: , , , , ,

Яндекс.Метрика