• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Иван Шахназаров

Иван Шахназаров: «В режиссуре я чувствую больше свободы»

Он старался не форсировать события и плавно шел к осуществлению мечты: поступил во ВГИК на режиссерский факультет, попробовал свои силы на актерском поприще и поработал ассистентом у двух, без ложной скромности, первоклассных режиссеров. Приобретя необходимые навыки и завершив обучение в университете, герой нашего интервью почувствовал, что настало время для создания своего кино. Он снял «Рок» — роуд-муви про трех провинциальных музыкантов, отправившихся покорять столицу. В следующем году дебютный фильм Ивана Шахназарова при поддержке продюсерского центра «ВГИК-Дебют» выйдет на экраны. А о том, каким оказался новый опыт, Иван поделился с нами, приятно удивив не по годам зрелой точкой зрения на профессиональные аспекты Начнем с верхушки айсберга — названия фильма. Проводя ознакомление с материалами о вашем проекте, обнаружила высказывание относительно именования ленты: «Рок” обозначает не только музыкальные предпочтения ребят, но и судьбу». Расскажите подробнее о символизме слова «рок». Обычные ребята из провинциального городка едут выступать на радио. Путешествие завязывается из случайности: некий персонаж приглашает парней в Москву, он случайно оказывается в их городе, случайно опаздывает на поезд, случайно попадает в бар, где выступают ребята, случайно их видит, и они едут. Эта череда случайностей в итоге не случайна, она и отражает символику в «Роке». _mg_7862 Фильм рассказывает о парнях из глубинки, которые собираются покорять столицу. Этот мотив знаком многим нашим соотечественникам. Скажите, закладывали ли вы в историю социальный подтекст? Речь идет о провинции, о ребятах, которые хотят добраться до столицы и заработать деньги. Это история о людях, которые по каким-то причинам не удовлетворены своей настоящей реальностью, хотят из нее вырваться. Сознательно я не закладывал социальный подтекст. Но, наверное, так или иначе он присутствует. Бытует мнение, что у молодых людей, живущих в глубинке, нет перспектив. Согласны ли вы с подобным утверждением? Не совсем. Наше кино во многом о том, что цель, к которой ты стремишься, не так важна, как путь к ней. И даже если впоследствии ты достигаешь ее, то понимаешь, что она в какой-то момент становится не такой актуальной, не является тем, чего ты ожидал. Важной оказывается та дорога, по которой ты шел. Это понимают ребята в «Роке». Все путешествие они мыслили о Москве, о новой жизни в этой фабрике грез. Но к концу они понимают, что не все так плоско, не все так сложно, а гораздо проще. Можно просто играть музыку, необязательно куда-то уезжать, и при этом быть счастливым.

Наше кино во многом о том, что цель, к которой ты стремишься, не так важна, как путь к ней. И даже если впоследствии ты достигаешь ее, то понимаешь, что она в какой-то момент становится не такой актуальной, не является тем, чего ты ожидал. Важной оказывается та дорога, по которой ты шел

«Рок» повествует о творческих людях. Насколько отличается психология восприятия музыкантов от представителей других профессий? Думаю, что ключевым образом. Ты воспринимаешь мир посредством звуков, это гораздо более тонкое восприятие, чем через обоняние, зрение и так далее. Я никогда не был связан с музыкой, но последний год занимаюсь на ударной установке. Могу сказать, что ты по-другому начинаешь воспринимать окружающий мир. Когда ты долгое время работаешь над гармонизацией звуков, обращаешь внимание на шум вокруг себя. Для тебя все вдруг становится музыкальным. _mg_7593 Ваши герои — рокеры. Каково их отличие от канонического образа рокеров? Разительное. Рок у нас, скорее, философия. Ребята в фильме походят больше на хиппи-рокеров. Это сложно отнести к конкретному жанру. Музыка, которую они исполняют, — это музыка группы «Наречие». Если бы я спросил их фронтмена о жанровой принадлежности их творчества, они бы точно не назвали это классическим роком. Их музыка — это русский народный рок, своеобразный этнический. Но их музыка живая, это главное. «Рок» заявлен как роуд-муви. Вы изначально планировали снимать в этом жанре? Да, мы изначально хотели снять фильм про дорогу, основываясь на моей дипломной работе про героев в пути. Было придумано много разных вариантов, но главная цель не менялась — мы хотели, чтобы наши персонажи куда-то направлялись. _mg_7932 Назовите, на свой взгляд, несколько ключевых элементов, без которых невозможно представить роуд-муви. По сути, роуд-муви состоит из банальной конструкции. Она немного упрощает систему раскрытия конфликтов. Постоянное движение подразумевает смену конфликтов и их разрешение. Наверное, поэтому в кино получается так много проходных и скучных роуд-муви. Очень легко свалиться. Поэтому мы в «Роке» старались сделать историю как можно более безбашенной. В роуд-муви нужно четко очертить конфликты, а герои должны быть живыми и интересными, ведь мы видим историю линейно: все время проводим с героями, живем с ними и спим, ни на мгновение не упускаем из виду. _mg_6735 Фильмы в жанре роуд-муви невозможно представить без музыки. Но некоторые режиссеры так увлекаются, что используют ее почти в каждой сцене. Какого мнения вы придерживаетесь на этот счет? Музыка должна что-то давать, создавать контрапункт, дополнять изображение. Ни в коем случае не иллюстрировать. Важно точно знать, что ты хочешь от музыки. Какое ощущение хочешь создать и так далее. Музыка в кино — невероятно мощный инструмент, у которого есть как преимущества, так и опасности.

Музыка должна что-то давать, создавать контрапункт, дополнять изображение. Ни в коем случае не иллюстрировать

А каких опасностей вы старались избегать в фильме? Штампованности и подражания. Это мой дебют, я человек молодой, опыта у меня мало. И все, что я делаю, во многом состоит из тех фильмов и книг, которые мне нравятся и которые меня вдохновляют. В моем случае существовал серьезный риск свалиться в подражательство. Я старался просто избегать этого, максимально честно делая, что хочу, слушая прежде всего самого себя.   Творческому человеку при создании нового произведения необходимо вдохновение. Где вы его черпали? С Ваней Заваруевым, сценаристом, у нас есть некие референсы, векторы, на которые мы ориентировались, — это кино братьев Коэн «О, где же ты брат?» и «Фарго», а также «В диких условиях» Шона Пенна. Это то, что мне нравится, и то, что меня вдохновляло. А еще книга Джона Керуака «В дороге». _mg_7036 А могли бы вы назвать фильмы в жанре роуд-муви, которые считаете эталонными? Безусловно. Это «Беспечный ездок». Все, что вы хотите знать о роуд-муви, все жанровые штампы были сформированы Деннисом Хоппером и Питером Фонда в фильме. А еще я бы добавил к списку «О, где же ты брат?» — тоже кино о людях, находящихся в движении. Съемки «Рока» подошли к концу. Наверняка в процессе работы у вас возникали курьезы и неожиданные моменты. Расскажите, что вам особенно запомнилось? Мне запомнилось, как у нас поезд сошел с рельсов. К счастью, это произошло за кадром. Однажды мне звонит второй режиссер и сообщает, что состав сошел, смену придется отменить. Пришлось ждать целый день, пока поезд поднимут. Те сцены, которые были запланированы на два дня, мы были вынуждены снять за один 20-часовой день. Хочу поблагодарить актеров, в том числе Евгения Стычкина с очень загруженным графиком, которые вошли в положение и согласились работать в более стесненных условиях. b-50-of-57 Любой режиссер, снимающий фильм, так или иначе задумывается о зрителе, которому адресует свой проект. Иван, скажите, какой он, идеальный зритель «Рока»? Идеальный зритель — это я (смеется). На самом деле, мне кажется, это отличная формула для автора. Если ты делаешь что-то, оно должно быть интересно, в первую очередь тебе самому. Ты должен быть честен с самим собой. Я старался сделать кино таким, каким бы сам хотел его видеть. И мой зритель, он похож на меня, он мой сверстник. Хотя при этом думаю, что каждый сможет найти в фильме что-то интересное. Что вы думаете о прокатной и фестивальной судьбе фильма? Главное, чтобы кино получилось, тогда оно точно дойдет до зрителя. У нас есть продюсерский центр «ВГИК-Дебют», который займется продвижением и раскруткой. Все зависит от этих людей. Есть планы прокрутить «Рок» сначала по фестивалям, а потом уже задумываться о прокате. Наш продюсер Федор Попов — человек опытный, я ему полностью доверяю. «Рок» — ваш первый полнометражный фильм. По прошествии времени и приобретении профессиональных навыков, скажите, какие трудности представлял этот опыт? Самый главный страх, который во мне сидел, — это перспектива работать с людьми, которые старше тебя. При этом ты должен говорить им что делать, направлять их. И самый важный навык, которым я был вынужден овладеть, — умение говорить «нет». Не потому, что хочется самоутвердиться и показать свою важность, а просто по необходимости. Никто лучше автора не знает, как все должно быть. Надо сразу отметать мысли про неудобство перед теми, кто опытнее. Полагаться стоит только на себя. Конечно, в идеале, чтобы это не превращалось в самонадеянность, но на площадке все равно никто лучше тебя не знает, как надо поступать. Важно стараться держать эту истину в голове. Меня пугали масштабы работы — под моим руководством оказалось огромное количество людей. Сразу возникали мрачные мысли, а вдруг ничего не получится, все придут, посидят немного и уйдут. Боялся, что дело развалится. Но несмотря ни на что, мы довели проект до финишной прямой и пока довольны результатами. dsc_1015 «РОК» — ваш режиссерский дебют. Но за спиной у вас солидный опыт работы ассистентом у двух корифеев нашего кино: Никиты Михалкова и Карена Шахназарова. Иван, расскажите, что вы почерпнули для себя от мэтров? Опыт был невероятный. С Никитой Сергеевичем мы работали на «Солнечном ударе», прошли две экспедиции в Швейцарии и Новгороде — полтора месяца каждая. С отцом же поработали на «Белом тигре» и «Анне Карениной». Присутствуя на площадке у этих режиссеров, я был поражен их умением строить коллектив, ведь съемочный процесс подразумевает привлечение огромного количества людей. Я наблюдал, с каким вниманием они относятся к тем, с кем обязаны взаимодействовать, с каким уважением обращаются с ними. В одном из интервью Карен Георгиевич произнес реплику, что «профессия руководителя состоит в умении найти людей, которые будут работать за тебя». Мне кажется, это очень точно сказано. Людям необходимо внушать чувство единения.

И самый важный навык, которым я был вынужден овладеть, — умение говорить «нет». Не потому, что хочется самоутвердиться и показать свою важность, а просто по необходимости.Никто лучше автора не знает, как все должно быть

Но Иван Шахназаров — это не только подающий надежды молодой режиссер, но еще и вполне состоявшийся актер. Как обстоят дела с актерской карьерой, какие амбиции на этот счет? Да, у меня был опыт работы в нескольких картинах. Скажу, что у меня точно нет колоссальных амбиций на этот счет. Считаю себя актером достаточно средним, но мне интересно этим заниматься. Если предложат проект, достойный внимания, отказываться не стану. _mg_6852 Есть ли какой-нибудь персонаж, которого вам бы очень хотелось воплотить на экране? Конкретного героя не назову, но мне бы очень хотелось сыграть злодея. Все, что я делал ранее, связано с героями положительными. А мне было бы интересно сыграть негодяя и подлеца. То есть сделать то, чего раньше никогда не делал. В какой из двух ипостасей — режиссерской и актерской — вы чувствуете себя комфортнее? Комфортнее заниматься режиссурой, потому что я не воспринимаю это как работу. А актерство воспринимаю. Стараюсь как можно честнее и добросовестнее сыграть роль, но чувствую, что выполняю ремесло, а с этим связано большое количество издержек. Когда же речь идет о режиссуре, то все, что бы ни происходило — проблемы и простои, — не отягчает. В режиссуре я чувствую больше свободы, я могу создавать что-то свое, а самое главное, ни от кого не зависеть. 2016 год для всех кинематографистов особенный. Могли бы вы дать личную оценку положению дел в нашем кино? Что ему не хватает, чтобы вернуть доверие зрителя? Не буду давать конкретную оценку, это дело неблагодарное. Скажу, что нашему кино не хватает честности. Авторам, которые создают кино, нужно стараться делать его таким, каким бы они сами хотели его увидеть. Нужно забыть про статистику, пиар, социологические исследования, бокс-офисы и так далее. Это все имеет место быть, но это очень условные вещи, к ним не стоит серьезно относиться, ведь зритель идет в кино прежде всего за отдачей, за тем, чтобы впоследствии отождествить себя с увиденным на экране, а это может произойти с фильмом любого жанра. Авторы должны быть честными. Если такое случится, то перспективы у нашего кино будут.

Зритель идет в кино прежде всего за отдачей, за тем, чтобы впоследствии отождествить себя с увиденным на экране, а это может произойти с фильмом любого жанра

Можете назвать российские фильмы, вышедшие в прокат за последнее время, которые вам особенно запомнились? С интересом посмотрел фильмы Юрия Быкова и Андрея Звягинцева. Фильмы последнего мне не очень близки по идеологии и посылу, но то, что это кино честное, с внутренней болью, не подвергается сомнению. В этих работах есть история и характеры. Авторы сами верят, во что рассказывают. Я как зритель это чувствую и доверяю им. Вы прошли тернистый путь от студента до режиссера, реализовавшего заветную мечту снять полный метр. Насколько изменились ваши представления о профессии с начала учебы во ВГИКе? Очень сильно. Не то чтобы я разочаровался. Но со временем меня «приземлило». В хорошем смысле. Не могу сказать, что, когда поступал, обладал каким-то сформированным представлением о профессии. Знал лишь, что хочу заниматься кино. И меня потихоньку затянуло. Поначалу я делал все на автоматизме, пытаясь разобраться. А со второго курса влился и до сих пор нисколько не жалею о своем выборе. _mg_6804

Теги: , , , ,

Яндекс.Метрика