• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Милош Бикович. Джентльмен нашего времени

Милош Бикович. Джентльмен нашего времени

Интервью бывают разные. Иногда, побеседовав с человеком час-полтора, понимаешь, что разговор исчерпан и самое важное вы уже сказали друг другу. Но бывают особые счастливые случаи, когда не хватает никаких минут и часов, чтобы наговориться. В свои 28 лет герой нашего материала рассуждает поразительно зрело. Он последователен в выводах, разборчив в профессии, удивительно скромен собой, а еще доброжелателен и обходителен с окружающими. Ловишь себя на мысли, что общаешься с настоящим джентльменом.

В российском кинематографе этот парень дебютировал в 2014-м году в «Солнечном ударе» Никиты Михалкова, затем блеснул в роли Романа Белкина в картине «Духless 2». В октябре он впечатлил брутальным образом футболиста Громова в киноальманахе «Без границ». Но все это не предел для сербского актера Милоша Биковича. Помимо съемок в кино и службы в театре, он снимает видеоклипы для балканских музыкантов, а скоро попробует себя в преподавательской ипостаси. О своих многогранных возможностях, а также тонкостях работы на две страны Милош поделился с нами.

МИЛОШ БИКОВИЧ

Осень – время громких событий в мире кино. Одно из них – выход на экраны киноальманаха «Без границ», где вы приняли непосредственное участие. Милош, расскажите, как вы попали в этот проект, чем он вас заинтересовал?

Проект «Без границ» предложил мой агент. Я сразу посмотрел «Любовь с акцентом» Резо Гигинеишвили. Кинокартина меня приятно удивила: это душевное, теплое кино про человеческие отношения. Она из тех фильмов, которые одухотворяют. Зрители выходят из кинозала, наполненные позитивом. Я предположил, что и вторая часть окажется такого высокого качества. Меня пригласили, мы быстро договорились, и я приступил к съемкам. У Резо оказалось четкое представление о проекте (а для режиссера крайне важно понимать, чего он хочет добиться от съемочной группы). Работать с Резо, Машей Шалаевой, Сашей Палем и Равшаной Курковой было сплошным удовольствием. Я совсем не чувствовал трудностей. Единственным препятствием был разве что языковой барьер. Впрочем, небольшой прогресс произошел: «Без границ» — первая картина с моим озвучиванием. Я благодарен Резо за то, что он подарил такой шанс. И благодарен звукорежиссерам, которые тщательно работали со мной, наверное, больше, чем с остальными. (Смеется.)

 «Без границ» (реж. Карен Оганесян, Резо Гигинеишвили, Роман Прыгунов, 2014)

В фильме «Без границ» Милош Бикович исполнил роль футболиста

Ваш персонаж – футболист Громов, который попадает в необычную ситуацию в московском аэропорту. Милош, как прорабатывался один из самых ярких образов фильма?

С Громовым мы близки по обстоятельствам. Знаете, это моя шестая роль футболиста. Так странно получилось, ведь я в детстве плохо играл в футбол. А еще из-за частых перелетов я стал больше времени проводить в аэропортах. Совместились два фактора. Футболисты бывают разные. Но важнее другое. Футболисты, как спортсмены, обладают сильным духом. Тело слушает дух. А дух – это то желание, страдание и страсть, которые заставляют вас двигаться вперед, вставать рано на тренировку, выносить боль, холод, дождь и т. д. Дух борьбы отличает спортсменов от людей других видов деятельности.

Громов собирается уехать в Америку, оставляя в Москве гору нерешенных проблем. Как вы считаете, что мешает ему справиться с ними, не покидая город? Насколько на него давят популярность и слава, ведь его изображения всюду: на рекламных щитах, витринах магазинов, в журналах и т. д.?

«Без границ»

Кадр из фильма «Без границ»

Ему не хватает времени. В этом я ему сочувствую. Громов хочет больше, чем ему надо. Но в какой-то момент возможности ограничиваются, и тогда происходит момент смирения. В христианской культуре очень важное понятие. Раньше люди знали, как этого добиться естественным путем, сейчас забыли. Массовая культура развратила представление о жизни, больше внимания стало уделяться внешности и имиджу, а не духовному состоянию. Смирение сегодня происходит, к сожалению, лишь тогда, когда мы страдаем. Часто мы думаем, что страдаем, хотя на самом деле это легкая «пощечина протрезвения». Вот жизнь и дала Громову такой шлепок-напоминание. Он не может выехать из страны, а все из-за того, что он не расставил приоритеты.

Слоган альманаха «Без границ» гласит: «На 90 минут исчезнут границы». Подобные слова звучат бесценно именно сейчас, в смутные времена, когда вместо мостов сооружаются стены. Вы, как человек творческий, наверняка воспринимаете все это близко к сердцу. В чем корень зла мирских конфликтов? Посредством чего можно преодолеть барьеры?

Милош Бикович, Александр Паль и Мария Шалаева

Милош Бикович, Александр Паль и Мария Шалаева в фильме «Без границ»

Поскольку все люди – часть единого целого, то и наша реальность есть отражение общего состояния духа. Хотя стены и границы находятся прежде всего в нас самих. Да, человек не может в одиночку спасти все человечество, но ему под силу побороть противоречия в себе, стать лучше. Когда вы преодолеваете внутренние преграды, вы обогащаете окружающий мир положительной энергетикой. Название фильма «Без границ» в этом плане очень хитрое и мудрое. «Без границ» означает любовь. Лишь она подразумевает понятие безграничного. И лишь любовь преодолевает границы.

Кинематограф является одним из великих искусств, частично отображающим действительность. Вы снялись в фильме «Духless 2», где российские реалии показаны весьма достоверно, хотя режиссер Роман Прыгунов старался обходить острые камни. Милош, скажите, вы являетесь сторонником кино, в котором отображают реальность доподлинно и беспристрастно либо в котором обходят стороны и аспекты, которые могут возмутить, породить массовое недовольство?

 «Духless-2» (реж. Роман Прыгунов, 2014)

На съемках фильма «Духless-2»

Мне кажется, что объективности не существует. Истина человеку недоступна. Он может только какие-то фрагменты видеть. Художник, прежде чем начать снимать картину, должен взглянуть на нее с разных точек зрения, чем шире взгляды – тем профессиональнее он является. Неважно, какую сторону вы занимаете, важно сколько искренности и любви вы вкладываете в то, что делаете. Насколько вы вложились, отдали от себя – настолько вы велики. Человек не может смотреть на мир рационально. Это заблуждение. Я не понимаю, как можно смотреть, творить да и жить без чувств? В таком случае это не человек, а робот. Я думаю, это невозможно. Продюсеры фильма «Духless 2» и Рома Прыгунов придумали хороший подход – говорить резко, остроумно и критично, но делать это с любовью. Ведь крайне важно говорить о таких героях, как Макс Андреев, – не будь их, не существовала бы Россия. Мы воспринимаем добро как нечто само собой разумеющееся. Мы активнее реагируем на зло, и нам кажется, что оно звучнее, оно больше. Но мы бы не существовали, если бы зла было больше и оно победило. Прыгунов придумал отличный подход – не пальцем в глаз, но все всё понимают.

«Духless-2» (реж. Роман Прыгунов, 2014)

Ваш персонаж Рома Белкин в «Духless 2» – мощный образ, который, как отметили многие критики, выделяется даже заметнее, чем герой Данилы Козловского. Милош, что хорошее и плохое есть в Роме Белкине? Сложно ли было вам его играть?

Хорошо то, что Белкин – умный, талантливый, способный парень. Он делает добро, но понимает, что живет в среде, где нет ни одного честного действия, которое не остается без наказания. В этом он ошибается. Думаю, не существует однозначно хороших и плохих. Человек становится злым, когда себя обманывает. Рома таким образом себя обманул, подумав: «Раз все так делают, я сделаю то же самое. Жизнь короткая, я должен пожить». В основе такого самообмана скрывается религиозный вопрос. Он хочет, чтобы ему было хорошо, и для него важно, как жить, а не то, что оставить после себя. Я решил неоднозначно сыграть финальную сцену на пляже. Трактовки две: Рома искренне удивляется поступку Макса и понимает, что можно было и так стать героем. А может, он подумал усмехнувшись: «Какой же этот Макс – хитрец, смог меня переиграть!» Знаете, эту последнюю сцену в фильме мы снимали в мой первый съемочный день. Иногда самое важное снимается в начале. Я много размышлял над значимостью этого эпизода. Думаю, в Роме противоборствуют две силы: быть успешным и держать позицию в обществе, а еще природный идеализм. Насчет комментариев критиков, я благодарен, но не согласен.

А как вы считаете, способен ли Рома повторить судьбу Макса? Какое будущее он заслуживает?

Любой человек имеет право на покаяние, в том числе Рома Белкин. Такие герои, как Макс Андреев, вдохновляют. Когда есть достойный пример для подражания, что-то может измениться. Именно достойный, а не тот тип поведения, что нам внушают по телевизору из реалити-шоу. Я считаю, что молодежь не должна видеть такое поведение, как в шоу такого типа. Мы дорого расплатимся за это безразличие через 10–15 лет, когда эти семена вырастут. И это будут семена, которые были засажены не нашей рукой, а рукой «Большого брата». Вот этого я боюсь. Хорошо, что сейчас у вас в России есть политика, которая регулирует нормы в культуре. Есть хоть какая-то защита. Правда, я не понимаю, почему многие отзываются о ней с недовольством…

Многие считают, что это демагогия, а не борьба.

Я думаю, что на общество и политику нужно смотреть с позиции «власть – это я», а не с соображением: дескать, я заплатил налоги и имею право быть недовольным. Если ты хочешь, чтобы твоя страна процветала, ты должен любить и болеть за нее сердцем. Ты налогом не заплатил за право быть недовольным. Если ты ничего не делаешь для своей страны, то ты не патриот. Ты должен что-то делать, хотя бы помочь прохожему на улице. Или, допустим, увидел бумажку на асфальте – не проходи мимо, выкинь в мусор. Такие маленькие дела вместе рано или поздно становятся чем-то большим. Знаете, есть фраза «бабочка крыльями взмахнула – обрушился ураган». Да, ты сделал маленькое дело, но если ты вложил в него силу и любовь, то эта энергетика обязательно превратится со временем во что-то масштабное.

Кстати о масштабном. Хочется задать вопрос, который вы наверняка слышали уже с десяток раз. Но с премьеры «Солнечного удара» Никиты Михалкова, где состоялся ваш российский дебют, прошло уже достаточно времени. Эмоции немного угасли, теперь можно подвести итоги. Милош, что вспоминается о съемках вашего первого российского фильма?

Милош Бикович в фильме «Солнечный удар»

Это как посмотреть на отдельную часть жизни, выделить самое важное. Сложно. Наверное, вспоминается любовь к проекту, которая нас объединила. Любовь к истине. Мы вместе собрались и отдали энергию, пот, кровь, время на общее дело. Представьте смешную ситуацию: на мне приклеены усы, Никита Сергеевич что-то кричит, нервничает из-за кого-то, деньги потрачены, мы терпим холод, я читаю на русском и с ума схожу, борясь с акцентом, чтобы все укладывалось, но приходится тяжело, сотни людей стоят в костюмах – и все это почему? Мы вдоволь настрадались, но в итоге насладились конечным результатом, когда все удачно получилось. Ничего бы этого не произошло, если не существовало бы любви к произведениям Бунина и веры, что то, что мы делаем, является хорошим общественным делом. Я не могу назвать себя русским, скорее русским патриотом. Я серб, но и русский патриот.

В октябре Никита Михалков отпраздновал 70-летний юбилей. Милош, каким вам запомнился Михалков как режиссер?

Да, я много раз говорил о работе с ним, но, сколько бы о нем ни говорил, сказал недостаточно. Он такой большой человек, что говорить о нем – это как попытка его обнять. Вы не можете его охватить, если вы не больше его, а таких мало. Трудно словами описать. Он умный, обаятельный, строгий, осторожный, умеет ругать, умеет вдохновить, посочувствовать. У него много талантов. Он центр событий.

А чем вообще съемочный процесс в России отличается от сербского по взаимодействию с режиссерами?

"Солнечный удар"

Кадр из фильма «Солнечный удар»

У режиссеров разные методики работы. Никита Сергеевич использует майевтику. Бывает, снимаем мы сцену, вроде бы отыграли ее хорошо, а Никита Сергеевич спрашивает: «Это все? Хорошо сыграли, молодцы. Ничего добавлять не надо, но экран не взрывает». И мы ломаемся в догадках. Что бы поменять, как ее улучшить? А Михалков упорно молчит, заставляя нас думать. Для него принципиально важно, чтобы актеры умели выходить как за рамки сцены, так и за собственные рамки. Это подкупает. У Романа Прыгунова иной метод. В самые тяжелые моменты он умеет подбадривать. Часто, видя, как мне трудно разобраться с ударениями в словах и произношением, он подходил и по-доброму шутил. Я сразу расслаблялся, и кадр получался. А вот Резо Гигинеишвили поражает своей уверенностью. На съемочной площадке он настоящий хозяин проекта, знает, что делает. Наблюдая за ним, веришь в удачный исход. Помню, когда у меня возникали трудности со сценами, он как старший брат подходит, берет за плечо, отводит в сторону и просит повторить текст. Я исполняю просьбу, а он кивает и говорит: «Хорошо, брат, хорошо. А теперь произнеси это на камеру». И все получалось.

Никита Сергеевич использует майевтику. Бывает, снимаем мы сцену, вроде бы отыграли ее хорошо, а Никита Сергеевич спрашивает: «Это все? Хорошо сыграли, молодцы. Ничего добавлять не надо, но экран не взрывает» Милош Бикович

Милош, почти всех ваших героев из российских фильмов озвучивают другие актеры. Не обидно слышать чужой голос? Расскажите, как проходит взаимодействие с голосовыми дублерами?

Я их не выбираю, этим занимаются звукорежиссеры. Но я благодарен ребятам, сделавшим дубляж. Они очень здорово поработали. А так… конечно, мне хочется слышать себя. Но пока я не был достоин этой чести, мне трудно давался русский язык. Было бы обидно, если я бы мог это делать, а мне бы не позволили. Но, наконец, после долгих мучений небольшой прогресс наметился. Как я и говорил, фильм «Без границ» вышел с моим озвучиванием. Это крайне важно. Теперь, если в какой-то сцене я произнес реплику со слабой интонацией, я смогу ее исправить.

Съемки в «Солнечном ударе», «Духless 2» и фильме «Без границ» подарили вам опыт сотрудничества с представителями новой актерской школы России – это и Данила Козловский, и Александра Бортич, Александр Паль, Равшана Куркова, Мария Шалаева и другие. Что интересного вы почерпнули от них для себя?

На съемках фильма «Без границ» в Армении

Техника каждого актера различается, но есть у них общие черты – это сила, уверенность, это преданность делу, целеустремленность, профессионализм. Это ребята, с которыми играть одно удовольствие. Хотя знаете, скучно хвалить друг друга. Скажу, что они дружелюбные и очень добрые, а еще отличные актеры.

Как вышеназванные актеры в России, так и вы являетесь представителем новой актерской школы в Сербии. В России ваше национальное кино почти всегда представлено в конкурсном показе на Московском международном кинофестивале. Пару лет назад зрителей покорил добросердечный фильм «Мамарош» Момчило Мдраковича, в 2015 году сильнейшая социальная драма «Анклав» Горана Радовановича. А в 2010-м картина с вашим участием «Монтевидео: Божественное видение» получила приз зрительских симпатий. Милош, расскажите, в каком положении сейчас находится кино Сербии?

Одно время наше кино захлестнула «черная волна», когда мы яростно критиковали себя, плюнули на традиции, религию, духовные ценности, а все из-за пролиберальных взглядов: дескать, мы прогрессивные, проевропейские. Возникла подмена понятий. Быть либеральным означает быть свободным, а быть свободным – значит осуществить духовную свободу. Многие сочтут за противоречие, ведь духовность – это понятие консервативное. Но это не так. На сегодня быть либеральным – значит быть неодухотворенным.

Период «черной волны» продлился долго. И только недавно стали появляться фильмы, повествующие о Сербии как о достойной стране, где живут талантливые люди, у которых есть мечты, которые они воплощают. С выхода на экраны «Монтевидео» начался прогресс в сербском кинематографе. Надеюсь, что рано или поздно настанет «эпоха возрождения». Хотя сейчас будущее я вижу призрачным, осознавая факты, происходящие в сербском обществе и существующий кризис. Культура – пророк, но она зависит от реальности. Когда денег мало, редко находятся энтузиасты, способные творить ради искусства.

«Быть либеральным означает быть свободным, а быть свободным – значит осуществить духовную свободу. Многие сочтут за противоречие, ведь духовность – это понятие консервативное. Но это не так. На сегодня быть либеральным – значит быть неодухотворенным» Милош Бикович

Милош, вы работаете на две страны, что в современном мире с его безумным ритмом жизни крайне тяжело. Не каждый бы справился. Это говорит об одном: вы искренне любите свою работу. Могли бы вы определить, что для вас актерская профессия?

Многие говорят, что актерство – это красивая ложь. Я так не считаю. Венгерский философ Бела Хамваш сказал интересную вещь: «Правда и факты – это не одно и то же». Возьмем, к примеру, музыку – это чистая правда, хотя там нет ни одного факта. Так и актерство. Актерство – это моменты, когда посредством обмана ты пытаешься достичь правды. Это магическое действие. Есть еще одна мысль сербского патриарха Павла, которой со мной поделился знакомый актер. Однажды он подходит к патриарху и говорит: «У меня проблема, я не могу играть злого и грешного. Я не могу лгать людям». Патриарх долго молчал, а потом повернулся и произнес: «Иногда добро должно притвориться злом, чтобы показать ему, насколько оно зло». Сцена фильма – это зеркало, которое должно подарить зрителю то, в чем он нуждается. Иногда это утешение, иногда вдохновение, прозрение, а иногда критика. Единственное, что не могу объяснить в кинематографе, – существование жанра ужасов. Любой фильм должен обладать каким-то смыслом, иначе это не искусство. Ужас должен подразумевать любовную затею. Я имею в виду не любовь физическую с девизом «Снимаем одежду — и в кровать», а любовь как духовную ценность.

«До встречи в Монтевидео» (реж. Драган Бьелогрлич, 2014)

Милош Бикович в фильме «Монтевидео: Божественное видение» (реж. Драган Бьелогрлич, 2010)

Милош, а на что вы готовы ради роли?

На все. Но я бы точно не менял пол. (Смеется.) Ради хорошего проекта мог бы набрать вес. Сейчас, например, усиленно занимаюсь боксом, так как играю боксера в белградском театре. А еще я всегда готов к изучению новых языков.

Есть ли на свете роль, которую вы мечтали бы исполнить? Гамлета или Джеймса Бонда, например?

Да. Я часто думаю о шекспировских пьесах. Мне бы хотелось когда-нибудь сыграть Ричарда III или Яго. А также в произведениях Достоевского. Но знаете, это непросто осуществить, это верхушка мировой литературы. Сыграть героя из великого произведения означает быть достойным такого уровня. Но достоин ли сейчас я этого? Вот в чем вопрос.

Может, это вопрос возраста, как вы считаете?

Быть слишком молодым для роли – да, возможно, но я считаю, что это не определяется только датой в паспорте. Важнее другое – духовный возраст. Насколько ты созрел, насколько усиленно ты работал над материалом, как много ты пережил страданий в жизни, чтобы перенести их на сцену? Страдания, как ни странно, – это подарок, от них приобретаешь зрелость и опыт.

Мы постепенно перешли к другой вашей ипостаси. Помимо съемок в кино вы играете в театре. В чем особенность театрального действа, на ваш взгляд?

Спектакль "Палилулский роман"

Милош Бикович в спектакле «Палилулский роман»

В кино всегда можно спасти неудачную сцену, пересняв ее или сделав дубляж. А в театре вы не имеете права ошибаться. Ты остаешься наедине с темнотой, которую видишь, когда смотришь в дыру, где тебе сказали, что сидят зрители. Эта темнота также важна, как и свет, который освещает сцену, чтобы зритель видел актера. Свет позволяет актеру существовать на сцене, а темнота «убивает» зрителей и позволяет им возродиться на сцене, обогащая их опытом героя путем сочувствия происходящему на сцене. Театр – это место встречи актера и зрителя, света и тьмы, смерти и воскресения, место, в котором актер делает то, что зритель не смеет в обыденности. Он страдает, убивает, умирает, предает, влюбляет и разлучает. Зритель должен быть обогащен этим опытом. Мы стараемся, чтобы произошло единение: зритель смог погрузиться в транс и соединился с рассказываемой историей.

А где вам комфортнее – на съемочной площадке или на сцене театра?

Спектакль «Палилулский роман»

Если я сумел справиться с работой – не имеет значения. Если представить себе, что актерская работа – это борьба внутренних противоречий, то театр можно представить как рукопашный бой, где вы сразу чувствуете реакцию публики. А кино как артиллерия: вы не видите результат своего действия, но слышите, чувствуете его потом. И понимаете, что победили, когда кто-нибудь подойдет и скажет: «Это было круто. Спасибо за игру!».

Помимо театра и кино в вашей жизни появилась еще одна сфера деятельности – клипмейкерство. Расскажите, чем оно вас привлекло?

Из личного архиваМне предложили поучаствовать в съемках клипа одной известной певицы. Я подумал: «Ок, почему бы и нет». Мы начали говорить, обсуждать задумку клипа. Я подбросил несколько идей, а мне говорят: «Слушай, ты здорово придумал! А нам, кстати, нужен режиссер?» Я подумал и сказал «нет». И мы начали снимать. Признаюсь, я этим особо не горжусь, потому что не делал как надо: у нас не хватало ни времени, ни бюджета. Справедливее сказать, что я выполнил дружескую услугу. На сегодня у меня три срежиссированных клипа. Да, процесс съемок интересный. Хорошая возможность понять, получается ли мне передать через картинку то, что хочу донести до людей.

Многие выдающиеся режиссеры начинали свой путь со съемок музыкальных видеоклипов. Вы уже думали о своем режиссерском будущем?

Да, и у меня есть несколько идей. Но превратить их в реальность я смогу лет через пять, не раньше. Сейчас у меня активно развивается карьера в России, еще не знаю, чем все обернется. В Белграде я стал ассистентом своего педагога, мы набрали новый курс на факультете драматических искусств. Там же я должен закончить аспирантуру. Если все завершу в сроки и разгружу свой график, у меня появится время заняться своими фильмами.

А в каком жанре вам хотелось бы снимать кино?

Думаю, пока рано думать о жанре. Жанр – это договор автора и зрителя. Вам захотелось посмотреть смешную комедию, вы фильтруете фильм по жанру и смотрите. Но договариваться с публикой, когда ничего конкретного, кроме идеи, нет, – это несерьезно. Пока точно знаю, что буду рассказывать обычные человеческие истории. Никакой фантастики и триллеров.

Расскажите подробнее о своей педагогической деятельности на факультете драматических искусств.

Наш курс рассчитан на четыре года. Я буду делиться со студентами опытом и знаниями. Но чтобы студенты всерьез воспринимали предмет, я должен раскрыть для них его красоту. Она очень важна. Она будет питать их, когда им будет трудно. Эта красота будет вдохновлять. Когда ты любишь свой предмет и трепетно к нему относишься, это чувствуют остальные. Помню когда учился в школе, мне нравились физика и сербская литература. А все потому, что мои учителя любили свои науки. Когда физичка рисовала мелом на доске какие-то формулы, на ее лице читалось удовольствие от того, как маленькие молекулы и атомы вместе рождают атомную бомбу. Я выбрал не тот пример, но вы поняли. (Смеется.) Она передала нам этот восторг и удивление. Кроме того, когда ты преподаешь, то должен надеяться, что твои студенты, освоив профессию, превзойдут вас, иначе ваши старания не имеют смысла.

«Жанр – это договор автора и зрителя. Вам захотелось посмотреть смешную комедию, вы фильтруете фильм по жанру и смотрите. Но договариваться с публикой, когда ничего конкретного, кроме идеи, нет, – это несерьезно» Милош Бикович

Милош, а как вы бы определили состояние мирового кино, действительно ли Голливуд довлеет?

В западном мире да. Американское кино превратилось в могучее оружие, они придумали «американскую мечту», и мы стали американизированы: говорим как герои голливудских фильмов, живем по их образу жизни. Это неправильно, теряется самобытность. Мы должны учиться их примеру развития киноискусства, но создать свое культурное и информационное оружие, поддержать национальное кино. И сербам, и русским, и европейцам – всем нам нужно сделать четкую дефиницию.

А вы не задумывались попробовать свои актерские способности в Голливуде?

Я бы не отказался. Однажды у меня было предложение, но оно мне не понравилось, потому что было политически сомнительным. Понимаете, когда вы знаете, что то, что рассказывается и преподносится в фильме, на самом деле произошло совсем не так, вы не можете согласиться и стать частью обмана. Даже если предлагают гигантскую сумму денег. Зачем? Я эти деньги в могилу с собой не возьму.

Сразу напрашивается вопрос. А по каким критериям вы можете отказаться от роли?

Если сценарий фильма не совпадает с моим мировоззрением. Я могу сыграть негодяя, могу сыграть маленькую роль, но мне важно, чтобы проект сам по себе имел смысл. Он может быть и развлекательный, но в любом проекте должно быть послание. Честное и бескорыстное послание.

«Поскольку все люди – часть единого целого, то и наша реальность есть отражение общего состояния духа. Хотя стены и границы находятся прежде всего в нас самих. Да, человек не может в одиночку спасти все человечество, но ему под силу побороть противоречия в себе, стать лучше» Милош Бикович

Милош, а что для вас критика? Как вы к ней относитесь?

Сначала нужно определить, что это за кинокритик, насколько он профессионален, умен и духовно богат. Критик должен быть немного художником. Если он неудачливый художник и ненавидит всех, такие рецензии не читаю ни про себя, ни про коллег, ни про фильмы и спектакли. Я так же разбираюсь в терминах и устройстве театра, как и критик. Я смотрел тот же спектакль, был на той же премьере, ознакомился с другой критической точкой зрения – и понимаю, что этого человека не надо больше читать. Но есть критики, которые помогают, дают толчок к развитию. Они как педагоги, от которых можно узнать что-то новое об искусстве. В принципе я пытаюсь не обращать внимания. Для меня критика – это люди, которым я доверяю. Я знаю, что они могут сказать горькую правду, но с любовью. А правды без любви не существует.

Что сегодня может вдохновить Милоша Биковича?

В первую очередь музыка и книги. Но сейчас из-за нехватки времени не всегда хватает концентрации на чтение. Литургия, о которой мы часто забываем, тоже очень важна для меня. Она очищает от всего лишнего. А иногда меня вдохновляют мелочи жизни. Совсем недавно я видел стареньких бабушку и дедушку, они шли по улице держась за руки. Шли очень медленно. Я их обошел и украдкой взглянул. Они остановились у дерева. Он медленно дотронулся ветки дерева, чтобы поближе рассмотреть красные ягоды. Она завороженно на него смотрела. Он повернулся и улыбнулся. И это все. Кажется, история так незамысловата: «Шли два человека, увидели дерево и обрадовались». Но этот момент очень меня тронул. Еще полгода назад я видел, как мать и дочка переходили улицу. Но как они это сделали! Мать спешила, дочь ее догнала и взяла за руку, хотя не было особой причины: женщина была не слишком стара, а девчушка не слишком мала. А сделали они это из-за любви. Вроде бы такие незначительные, маленькие детали нашей повседневности, но они оставляют отпечаток в сердце.

«Человек не может смотреть на мир рационально. Это заблуждение. Я не понимаю, как можно смотреть, творить да и жить без чувств? В таком случае это не человек, а робот» Милош Бикович

Прекрасные зарисовки! Кстати, внимание к деталям – одно из важных качеств для высококлассного режиссера. Милош, и напоследок поделитесь ближайшими планами. Какие проекты стоит ожидать вашим поклонникам?

Альманах «Без границ» вышел в октябре. Есть еще один российский проект, о котором я пока не смею рассказывать. Намекну, что работаю с одним очень известным режиссером. Есть еще несколько предложений и здесь, и в Сербии, которые мы вместе с агентом рассматриваем. А в целом я стараюсь ничего не планировать, потому что я вообще не планировал попасть сюда (в российский кинематограф. – Прим. ред.). Случилось чудо, с тех пор я понял, что не надо загадывать наперед. Как Бог решит, так и будет. Под чудом я подразумеваю приглашение на пробы в «Солнечный удар». Сначала мне брат сказал: «Напиши письмо Никите Сергеевичу». Но я сказал: «Если на это Божья воля, все случится само собой». Если бы я все-таки написал, это было бы логично. Но письма не было. Знаете, сейчас мне брат предлагает новый план: «Напиши письмо Мэлу Гибсону!» (Смеется.) Посмотрим, как дело сложится…

Теги: , ,

Яндекс.Метрика