• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Антон Уткин

Антон Уткин: «Мы снимаем кино, которого нам самим не хватает на экранах»

Краудфандинг продолжает привлекать молодых и талантливых кинематографистов. Герои нашего интервью Антон Уткин и Наталья Покровская сняли короткометражный фильм «Лето». Полностью сами, без посредников. Фильм не простой, а научно-фантастический. Не о межгалактических войнах, а о любви. Да еще с Аленой Бабенко в главной роли. Рассказом о тернистом пути к исполнению мечты, а также о перспективах низкобюджетного кино в жанре sci-fi в России ребята поделились с нами.

Антон, как у вас возникла задумка короткометражного фильма?

Мы решили придумать герметичную историю для конкурса Jameson First Shot. Во-первых, конкурс симпатичный, а во-вторых, написание сценариев – самая лучшая сценарная практика, какая только бывает. Конкурс прошел, мы даже не вышли в финал, но сценарий остался, и нам показалось, что мы можем снять его сами. Собрались, сняли.

 Anton_Outkine_Summer_CF_Promo_2014_bw

Расскажите немного о своей творческой деятельности до этого.

Я давно и много занимался графическим дизайном и моушен-дизайном, а в последние годы вместе с коллегами работал в маленьком консалтинговом дизайн-агентстве Thalient, где мы придумывали всякие технологические штуки для будущего. Никаких планов и амбиций по поводу кино у меня не было, пока пять лет назад я не прочел сборник рассказов австралийского писателя Грега Игана. Один из них зацепил меня – я показывал его друзьям и знакомым, так или иначе связанных с кино, но они все отвечали, что это слишком сложно, слишком нетипично, слишком неснимаемо. Я разозлился – мы собрали небольшую команду и сняли несколько короткометражек, на которых, собственно, и научились более или менее нормально снимать кино. До того рассказа мы так и не дошли, зато теперь есть «Лето».

Анатолий, оператор-постановщик, супервайзер компьютерной графики, раньше снимал рекламу, а сейчас профессионально занимается компьютерной графикой, и если его в обозримом будущем возьмет на работу какая-нибудь Disney или Pixar, я не удивлюсь. Если бы не он, мы бы, конечно, ничего не сняли (так хорошо, как мы это сделали, – а для фильма с нашим бюджетом мы сделали это прямо-таки отлично).

Антон, почему все-таки научная фантастика?

Надо делать то, что умеешь. Фантастика – мой жанр, потому что я дизайнер и футуролог, постоянно заглядывающий в будущее. Социальный комментарий, исследование общества, раздумывание над переменами, которые происходят и произойдут в наших жизнях в ближайшие годы, – фантастика про все это. Если взглянуть на этот жанр с определенной точки зрения, то он окажется куда менее развлекательным, чем это может показаться на первый взгляд, но ничуть не менее увлекательным (посмотрите, к примеру, фильм «Гаттака»).

В чем специфика этого жанра?

С одной стороны, фантастика почти всегда про то, чего нет, так что приходится ловко изворачиваться: или придумывать декорации, костюмы и предметы, которых не существует, или создавать компьютерную графику, или очень аккуратно играть в ретрофутуризм – это все довольно непросто, если вы небольшая студия. С другой стороны, легко увлечься спецэффектами и забыть про человеческую историю, хотя игровое кино вообще-то всегда про это.

 summer_promo_anatoly_clipper

Как вы считаете, в чем изюминка сценария «Лето»?

Я надеюсь, это мы узнаем у зрителя, когда фильм отправится на фестивали.

Приоткройте немного завесу тайны. О чем же фильм «Лето»?

Это довольно простая история любви, происходящая в 2049 году на фоне глобальной войны. Мы не рассказываем, с кем война и почему, – это опять же решать зрителю.

На какую аудиторию рассчитан фильм?

Мы сами придумали сценарий, сами собрали деньги и сами сняли – мы не проводили никаких фокус-групп, исследований и не адресовали его кому-то конкретно. Не знаю, как ребята, а я старался сделать так, чтобы это было интересно мне самому, моим друзьям и близким — ну и любителям фантастики, конечно же.

 summer_promo_city_2K

Откуда вы черпали вдохновение, начав писать сценарий? Были ли какие-то ориентиры в кино?

Внутри сценария есть несколько очень вольно пересказанных личных историй – насколько они «срезонируют» у зрителя, покажет время. Выход нашего первого проморолика примерно совпал с выходом «Гравитации» Альфонсо Куарона – сильная женщина в космической военной форме вызвала поток сравнений. После того как мы покажем фильм широкой аудитории, станет понятно, что сравнение не вполне верное. Прямых ориентиров нет, хотя, уже закончив съемки, я вздрагивал на отдельных сценах «Лока», «Граней будущего» и «Интерстеллара». Если говорить про творческо-эстетические ориентиры в современном кино, то это Шейн Кэррат («Детонатор», «Примесь»), Дункан Джонс («Луна-2112», «Исходный код») и Гарет Эдвардс («Монстры», «Годзилла»). Еще меня вдохновляет друг, дизайнер, делающий компьютерную игру Megasphere. Мы идем параллельно: он выкладывает все новые материалы, а мы занимаемся нашим долгостроем по части постпродакшена. Когда видишь, что не программист, а обычный дизайнер в одиночку делает компьютерную игру, и у него получается, – это очень сильное ощущение.

С чем пришлось столкнуться в процессе съемок?

Наш DIT и оператор чернового монтажа Ксения, наблюдавшая процесс своими глазами, сказала по этому поводу примерно следующее: «Я видела, что съемки давались вам непросто, и, когда на второй день из-за ливня начали разрушаться декорации, я, честно, не представляла, как вы выкрутитесь». Мы выкрутились и все сняли – все это в очень жестком графике, который был обусловлен и нашими собственными расписаниями, и расписанием актрисы.

summer_promo_greenman_2K

А что нового для себя в профессиональном плане узнали благодаря съемкам?

Мне кажется, мы все очень сильно выросли за время съемок. Лично я понял, как делать очень большие и очень сложные проекты, и теперь понимаю, что морально готов снять хоть фантастический телесериал, хоть полнометражное игровое кино.

Каким вы видите будущее низкобюджетного кино или так называемого кино на коленке в России?

Кино на коленке, ха-ха. Как-то так оно у нас и стоит.

Честно говоря, понятия не имею. Отечественные образцы – даже с бюджетом – пока что скорее расстраивают. Фантастика требует определенного уровня визуальной и эстетической культуры, определенного уровня актерского мастерства и внутренней собранности всей команды. Когда в России появится свой собственный фильм, по ощущению и подаче похожий на «Детонатор» Кэррата, но со своим очень оригинальным сценарием, тогда и поговорим про перспективы.

Продюсер Наталья Поклонская присоединилась к беседе, рассказав подробнее о краудфандинговом опыте, а также о кинокомпании «Отдельное лето», созданной благодаря фильму «Лето» и работающей под девизом «Мы делаем кино, отличное от того, что производит российская киноиндустрия».

Наталья, расскажите о концепции киностудии «Отдельное лето». Чем она отличается от остальных?

Наверное, тем же, чем одни люди отличаются от других. Мы просто собрались и захотели снимать кино, а «киностудия» образовалась как-то сама собой по ходу – надо же было как-то представляться людям и объяснять, что это мы тут делаем. Название придумал Антон Уткин. Мы снимаем кино, которого нам самим не хватает на экранах, – истории о людях, рассказанные в жанре научной фантастики. После того как закончилось советское кино, герои фильмов заговорили странной речью, и мы хотим найти этот новый нормальный русский язык для своих персонажей.

Если говорить о процессе, то каждый участник у нас делает несколько разных вещей хорошо и одну – лучше всех. Мы быстрые, мобильные и не гонимся за инструментарием большого кино там, где можно обойтись малым.

Продюсер

Почему решили воспользоваться краудфандингом?

Преимущество краудфандинга в том, что с ним у вас есть деньги на фильм, а без него – нет. Короткий метр вряд ли принесет доход, поэтому финансируют его обычно или из своего кармана, или краудфандингом. Последний еще и создает дополнительную мотивацию: люди вас поддержали, так что не расслабляйтесь и доделывайте кино!

Как удалось пригласить для участия в съемках «Лета» Алену Бабенко?

Мы встретились с Аленой во время съемок передачи «Кино на коленке», в которую нас позвал канал «Москва 24». Показали ей сценарий, оказалось, Алена тоже любит научную фантастику и на роль нашей героини подходит идеально.

summer_promo_nurse_2k

С какими трудностями пришлось столкнуться во время съемок фильма?

Главной сложностью на съемках для нас было то, что почти все действие происходит в машине скорой помощи и надо было точно понимать, как строится каждый кадр и как туда поместятся актеры, режиссер, оператор-постановщик, оператор камеры и звукорежиссер. На фоне за забором строили Четвертое транспортное кольцо, то было жарко, то шел дождь — в общем, нормальный рабочий процесс.

В постпроизводстве не хватает в основном времени. У всех нас есть основная работа, поэтому некоторые вещи не удается делать так быстро, как хотелось бы.

Какие мероприятия планируются после постпродакшена? Будет ли фильм участвовать в фестивалях?

Будет закрытый показ в Москве и, возможно, в Сан-Франциско, после чего мы отправим фильм на фестивали. После этого секретную ссылку на фильм получат те, кто купил соответствующую акцию в краудфандинге, а уж затем он будет доступен всем.

Поделитесь секретом. Какие профессиональные качества требуются для успешного продюсирования подобных фильмов? Как заинтересовать зрителей?

Лично мне больше всего пригодилась легкая форма обсессивно-компульсивного расстройства, когда все хочется разложить по полочкам, назначить ответственных и смотреть, чтобы ничего не забыли.

А зрителей интересует в первую очередь хорошая история с живыми героями

текст: Эрика Гурцкая

summer_promo_poster_en_2K

Теги:

Яндекс.Метрика