Создатель знаменитых и всеми любимых мультипликационных фильмов, таких как «Варежка», «Тайна третьей планеты», «Чебурашка», Роман Абелевич Качанов родился в Смоленске в 1921 году. Рисовал, как он говорил, сколько себя помнил. Еще будучи мальчишкой, он занимался рисованием в городском Доме пионеров, там его работы увидел художник-иллюстратор Федор Лабренц, которого Качанов впоследствии называл своим первым учителем. А первым материальным доказательством способностей юного Романа стал заработок за плакаты, которые он нарисовал.


 

Однако рисование в качестве профессии пока еще не рассматривалось ни родителями, ни самим Романом. В 18 лет он оказался в Москве и поступил в институт инженеров транспорта на отделение проектирования зданий и мостов – здесь умение видеть объект и чертить его, конечно, пригодилось.

Во время войны Качанов служил в авиации. Какое-то время был инструктором в военно-воздушном десанте, позже участвовал в испытании самолетов в научно-исследовательском институте ВВС. Казалось бы, что жизнь уводит Романа все дальше от его увлечения. Но наконец случай свел Качанова с талантливым писателем и художником Владимиром Сутеевым, который посоветовал ему поступить на курсы художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». После демобилизации Качанов так и поступил.

Роман Абелевич прежде, чем стать заслуженным режиссером, прошел все этапы становления, начиная с художника-мультипликатора (ныне это зовется «аниматор»). Ему довелось поработать с такими мэтрами, как сестры Валентина и Зинаида Брумберг («Федя Зайцев», 1948), Дмитрий Бабиченко («Волшебный клад», 1950), Михаил Цехановский («Сказка о рыбаке и рыбке», 1950), Лев Атаманов («Аленький цветочек», 1952), Иван Иванов-Вано («Снегурочка», 1952) и другими ведущими режиссерами (всех, конечно, не перечислить), каждый из которых невольно становился учителем. Опыт пополнялся все новыми приемами, расширялся жанровый диапазон, усваивались элементы индивидуальных стилей и в результате вырабатывались собственный язык и стиль.

Первую свою режиссерскую работу «Старик и журавль» (1958) Качанов делал совместно с художником-режиссером Анатолием Карановичем. Мультфильм не был рисованным, хотя до сих пор Роману Абелевичу приходилось работать именно с графическим рисунком. Эта история о старике-рыбаке, которого обижал жадный мельник, выполнен по объемно-кукольной технологии. Качанов выбирал ту или иную технологию не из-за своих режиссерских пристрастий, он утверждал, что выбор зависит исключительно от литературной основы, которой нужно найти более правильное воплощение: «Скажем, “Варежку” нельзя было сделать рисованной. Слишком много там значили предметы, окружавшие героев и по существу становящиеся участниками событий. Они требовали объемности, фактурности. Все вместе рождали ощущение бытовой подлинности, без которой фильм не получился бы».

edc1cca81123

Следующая работа тоже была совместной с Анатолием Карановичем «Влюбленное облако» (1959). Сценарий был написан по своей же сказке турецким поэтом Назымом Хикметом. Изобразительный ряд был выполнен в смешанной технике: и рисованной, и перекладке, и объемными куклами, что необычно уже само по себе. Плюс необычная подача материала, которая обеспечила картине мировое признание: мультфильм был удостоен нескольких дипломов на различных фестивалях, а на III Международном кинофестивале мультипликационных фильмов в Анси получил специальную премию жюри за поэтичность и народность в искусстве.

Далее творческие пути Карановича и Качанова разошлись. В следующих работах Романа Абелевича очевидно обращение к маленькому зрителю. Через картины «Обида» (1962) и «Как котенку построили дом» (1963) режиссер старается научить ребят доброте к животным: «Убежден, что первая в жизни ребенка забота о живом существе непременно сыграет роль в формировании его личности, поможет воспитать чувство ответственности, верность в дружбе». Эта же мысль утверждается и в признанном шедевре – «Варежке» (1967). Это трогательная история о девочке, которой очень хотелось завести щенка, но мама была против. Мечта была настолько сильной, что однажды красная шерстяная варежка превратилась в щенка. Несомненно, всеобщее признание и любовь к этому мультфильму, казалось бы, грустному, но с элементами смешного, обязаны блестящей разработке персонажей. Приступая ко всем своим работам, Качанов искал реальные прообразы для создания героев. Так, в «Варежке» важного бульдога, который судил соревнования и к которому все относились с чрезвычайным почтением, писали с самого Качанова. А длинноносую курящую маму девочки художник-постановщик Леонид Шварцман рисовал с первой жены режиссера-мультипликатора Льва Мильчина: «Я почувствовал, что это она и внешне, и по характеру…»

И такой подход у Качанова был практически ко всем своим персонажам. У работы над картинами «Наследство волшебника Бахрама» (1975) и «Тайна третьей планеты» (1981) была особенность – сначала записывался голос актера, а уже после мультипликаторы, используя фонограмму, разрабатывали жесты и движения персонажей. Волшебника Бахрама озвучивал Георгий Вицин, его внешность и определила наружность героя. В своем интервью Качанов рассказывал: «Мне представлялось, что характеры героев должны быть узнаваемыми, чтобы зрители могли поставить себя рядом с ними, представить себя среди них. Именно поэтому мы тщательно разрабатывали детали окружающей среды. У каждого героя был свой прототип, выбранный среди живущих рядом людей, – это нам очень помогало в работе. Сначала на Громозеку прототипа не нашлось. И число его рук постепенно уменьшилось до шести, так как мультипликатором было трудно для каждой из них найти нужное движение. Но когда зазвучал голос известного артиста Василия Ливанова, тут-то знакомые интонации подсказали нам более убедительные и достоверные характеристики этого шумного, суматошного существа».

Roman-Kachanov

До этого Василий Ливанов озвучивал всем известного Крокодила Гену. Актер настолько серьезно отнесся к этой роли, что подготовил аж пять вариантов голосов! Но Качанов попросил его говорить нормально, как в жизни. Ливанова, конечно, это немного расстроило, но так и оставили. А вот образ старухи Шапокляк сложился благодаря случаю: «Я встретил ее в диетическом магазине на Арбате. Востренькая такая старушка что-то заворачивала в бумагу и укладывала в сумку. Что-то у нее падало: свертков было много. Я было решил ей помочь. “Разрешите, – говорю, – я подержу что-нибудь”. – “Без тебя обойдусь”, – выпалила старушка, и я в растерянности отошел от нее. А когда я на выходе оглянулся, она мне улыбнулась и показала язык. И я понял. И я понял, что она не злая, просто озорница, в ней как будто сидит сорванец лет двенадцати».

202556_original

А вот образ старухи Шапокляк сложился благодаря случаю: «Я встретил ее в диетическом магазине на Арбате. Востренькая такая старушка что-то заворачивала в бумагу и укладывала в сумку. Что-то у нее падало: свертков было много. Я было решил ей помочь. “Разрешите, – говорю, – я подержу что-нибудь”. – “Без тебя обойдусь”, – выпалила старушка, и я в растерянности отошел от нее. А когда я на выходе оглянулся, она мне улыбнулась и показала язык. И я понял. И я понял, что она не злая, просто озорница, в ней как будто сидит сорванец лет двенадцати»

Необычный фильм «Метаморфоза» (1978) был сделан по заказу детского фонда ООН специально к Международному году ребенка. Особенность состояла в том, что надо было уложить в пять минут сюжет о ребенке физически или духовно неполноценном. Так Качанов придумал историю о мальчике-сорванце, который знакомится со слепой девочкой, и это заставляет его по-новому посмотреть на мир. Здесь использована особая техника съемки, которая вызывает у зрителя состояние эмоционального напряжения и тревоги благодаря усложненному наплыву: когда куклы двигаются, на экране остается импульсивно тающий след движения в промежуточных фазах. А музыка итальянского композитора Нино Роты еще больше усиливала драматизм.

Первым полнометражным фантастическим мультфильмом в творчестве Качанова стала «Тайна третьей планеты». Картина, адресованная детям, повествует о приключениях экипажа космического корабля «Пегас», отправляющегося на далекие планеты за животными для московского зоопарка. Сценарий разработал Кир Булычев по своей повести «Путешествие Алисы». Работа над картиной велась почти три года, много внимания было уделено космическим пейзажам, природе и быту обитателей далеких миров. Создателям фильма была присуждена Государственная премия, когда опубликовали документы с фамилиями авторов, стало известно, о чем многие не имели понятия, что Кир Булычев – это псевдоним, а настоящее имя писателя – Игорь Можейко.

Нельзя не отметить музыкальное оформление в работах Качанова. Ведь истории про Гену с Чебурашкой, скорее всего, не были бы такими теплыми без песен Владимира Шаинского. А в картине «Аврора» (1973) его песня на слова Михаила Матусовского стала одним из неофициальных гимнов Ленинграда. Качанов очень ценил их совместную работу: «Мне повезло: я нашел в последние годы своего композитора-единомышленника Владимира Шаинского».

krokodil-gena

Еще одной принципиальной для Качанова вещью была искренность – художник должен верить в то, что создает: «У меня и моих коллег не вызывало сомнений, что в таком-то городе среди людей живет крокодил Гена. Работает он… крокодилом в зоопарке. Это очень важно – верить самому в придуманную условность. Понаблюдайте, как играют дети: они играют всерьез. Потому-то и вызывают добрую улыбку “пиршества” с песочными пирогами, “полет в космос” на куске ржавой водосточной трубы…»

«Это очень важно – верить самому в придуманную условность. Понаблюдайте, как играют дети: они играют всерьез. Потому-то и вызывают добрую улыбку “пиршества” с песочными пирогами, “полет в космос” на куске ржавой водосточной трубы…»

uspen-chebura

Популярность Чебурашки огромна, Леонид Шварцман объяснил ее так: «Безусловно, это успех не только куклы, но и самого образа – его безотказный характер, трогательность, совершенная детскость, изумительный голос Клары Румяновой. Вокруг него вертятся и сюжет фильма, и все персонажи. Он – центр». Создание этого необычного существа принадлежит четырем художникам: сценаристу Эдуарду Успенскому, который придумал образ в своей сказочной повести, художнику Леониду Шварцману, который проработал его на бумаге, кукольному мастеру Олегу Масаинову, который выполнил куклу Чебурашку, и Роману Качанову, который его оживил. Сегодня Чебурашка является одним из главных символов «Союзмультфильма». И в честь 80-летия студии 7 июля 2016 года вместе с экипажем МКС Чебурашку отправили в космический полет.