Наши соотечественники-кинематографисты привыкли кормить нас массовым развлекательным кино. При этом задача заставить зрителя размышлять после просмотра кажется излишней, основная цель – убедить нас заплатить за билет, чтобы оправдать бюджет съемок. О переживаниях, о возбуждении в зрителе внутреннего стремления к саморазвитию, о пробуждении в нем чувства гордости и даже патриотизма речь не идет. В конце концов мы ведь давно перестали снимать «кино эпохи», хотя именно по нему ностальгируем более всего…


 

Помните ли вы, как мировая космическая одиссея проложила себе уверенный путь на широкие экраны кинотеатров? Все случилось в сентябре 2002 года, когда более 100 представителей Голливуда приехали в лабораторию реактивного движения NASA по весьма интригующему поводу. Научная элита приняла решение разделить с представителями киноиндустрии реальные драматические события, которые происходили в космосе. Им было важно, чтобы в дальнейшем мы с вами могли увидеть меняющие мир события в пересказе мастеров кино в телепостановках и полнометражных фильмах. NASA было необходимо сформировать положительный образ у широкой общественности через мировой экран. Вскоре мы увидели результат: за очевидными фантазиями «Армагеддона» и «Космических ковбоев» появляются почти убедительные «Гравитация» и «Интерстеллар». Ну уж, казалось бы, куда нам до таких размахов, масштабов и бюджетов? Ан нет господа! И мы напомнили себе и всему миру о наших победах. И как напомнили! 4 апреля на экраны вышел полнометражный фильм «Время первых» режиссера Дмитрия Киселева с Евгением Мироновым и Константином Хабенским в главных ролях.

Эпоха холодной войны 1960-х годов. Сверхдержавы СССР и США борются за мировое господство и лидерство не только на Земле, но и за ее пределами. Во главе космической программы – советский ученый, инженер-конструктор, один из основоположников практической космонавтики Сергей Павлович Королев. Две недели до старта. Неожиданно взрывается тестовый корабль-спутник. Естественно, времени на выяснение причин и устранение неполадок нет: страна категорически не должна уступить лидерство в космической гонке. Королев идет на громадный риск: доверяя своим пилотам, он дает разрешение на старт. 18 марта 1965 года в 11 часов 34 минуты 51 секунду по московскому времени Алексей Леонов покинул шлюз «Восхода-2» и впервые в истории человечества вышел на 12,9 секунды в открытый космос.

Идея фильма принадлежит Евгению Миронову, который приступил к ее реализации в качестве продюсера, получив одобрение лично от самого Алексея Леонова. Более того, прославленный космонавт стал одним из основных консультантов проекта, что мгновенно вывело его на высочайший сюжетный и правдоподобный уровень. Да и кому же еще было играть роль самого Леонова, как не Евгению Миронову? Ведь у него и опыт за плечами: и на Байконур летал, и в фильме Алексея Учителя «Космос как предчувствие» блестяще сыграл…

К слову, на премьере картины, которая состоялась в Москве 29 марта, присутствовал сам Алексей Леонов с Валентиной Терешковой. Живая легенда Алексей Архипович вышел на сцену, и воодушевленный зал в едином порыве встал, искупав героя в овациях. Всю 11-минутную речь Леонова зрители слушали стоя. Это наши герои! Медленно угасающие звезды той самой эпохи величия, по которой мы так ностальгируем. «У нас получилось!» – сказал просто и непринужденно Алексей Архипович, завершая свою речь. «Время первых» вернулось – ура, товарищи!

Над созданием картины трудились лучшие российские и зарубежные профессионалы, для воплощения виртуального космоса, моделей космического корабля и искусственного солнца были применены впервые для нашей страны новейшие технологии дополненной реальности ViewGa и сканирование актеров на круговой установке. Производство шло в течение 29 месяцев. Перед нами очевидный результат: картинка на экране настолько реалистична, что начинаешь по-настоящему переживать ужас вместе с героями Миронова и Хабенского. Восемь нештатных ситуаций одна за одной увлекают зрителя. С каждой секундой все больше восхищаешься реальными героями Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым.

Вызывает особое уважение выбор композиторов проекта. Музыка определяет значительную часть успеха любого фильма. Происходящее на экране в картине «Время первых» Дмитрия Киселева заслуживало внимания первоклассных мастеров, чувствующих динамику и умеющих применить свой опыт для активного вовлечения зрителя в сюжет.

Вопреки всем тенденциям современного отечественного кинематографа и наперекор всем скептикам мы сумели порадовать всех качественной картиной с высоким уровнем воплощения реальных исторических событий.

 

Наталья Выборгова, исполнительный продюсер Студии Андрея Шемякина