• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Рано Кубаева

Феминизация кинематографа. Интервью с Рано Кубаевой

«Когда начинала, я была второй женщиной-режиссером в Узбекистане. Была первопроходцем. Сейчас женщин в кинематографе очень много», – рассказывает Рано Кубаева. Режиссер, продюсер и актриса поведала журналу «Лавры кино» о начале творческого пути и планах на будущий год.

Ваша первая встреча с кинематографом?

Она произошла, когда Алексей Герман-старший снимал «Двадцать дней без войны» в городе Ташкенте с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в главных ролях. Я была маленькой девочкой. Не больше восьми лет. Сколько себя помню, я всегда любила кино и хотела быть актрисой. В школе нам сказали, что Алексей Герман снимает кино и ему нужна массовка для картины. Конечно, я тогда понятия не имела, кто такой Герман, но пробоваться, конечно, побежала. Нас было человек 100, девочек и мальчиков, мы должны были изображать детей во время войны. Я была в черной шубке, такая маленькая, худенькая, черненькая. Герман отобрал из 100 человек только десять, в том числе и меня. Никогда не забуду, как он посмотрел и сказал: «О, точно! Дитя войны!»

Я была первый раз на съемочной площадке, мне было интересно все. Позже я пересматривала этот фильм и обнаружила небольшой кусочек с моим участием. В кадре проходят персонажи Гурченко и Никулина, и я в черной шубке танцую. Это и есть моя первая встреча с кинематографом.

Вы помните, как проходили съемки? Что особенно запомнилось?

Я помню, как подошла к Юрию Никулину за автографом во время обеда. Был небольшой перерыв, актеры обедали, и я, маленькая девочка, подскочила к звездам за автографом. Сначала к Людмиле Гурченко, которая сказала: «Иди девочка отсюда! Мы отдыхаем». Тогда мне было, конечно, обидно. Но теперь я понимаю, что это абсолютно нормально. А вот Юрий Никулин не только дал мне автограф, он даже подарил свою фотографию. Она до сих пор у меня хранится…

И хотите верьте, хотите нет. Прошло более 30 лет, я сняла свой собственный фильм «Фига.Ro» и на актерско-режиссерском фестивале «Золотой феникс» в Смоленске (главная цель этого киносмотра – поощрение актеров, реализовавших себя в режиссерской профессии) я получила приз имени Юрия Никулина. Это для меня было очень знаковое событие.

Потом вы поступили во ВГИК на актерский факультет. Ведь впервые как актриса вы оказались на площадке еще во время учебы? Что это был за фильм?

Да, и эта лента была даже удостоена Государственной премии. Мне было 19 лет. Я была студенткой второго курса ВГИКа актерского факультета. Это был фильм «Юность гения» режиссера Эльёра Ишмухамедова о детских и юношеских годах ученого и философа X–XI веков Абу Али Ибн Сины, известного под именем Авиценна. Я играла в киноленте одну из главных ролей, возлюбленную Авиценны. В картине также снималась Джуна Давиташвили, она исполнила роль колдуньи.

Вы очень красивая женщина. Наверное, вам частенько предлагали в кино играть именно восточных красавиц?

Совсем нет. Красавиц было много. А у меня не такая уж классическая внешность.

IMG_8772

Просто я хорошо помню вашу роль в фильме «Созвездие любви». Вы там прекрасны…

Действительно, это была прекрасная сказка. Снимал ее Зиновий Ройзман, сейчас успешный режиссер в России. Тогда Ройзман дебютировал как режиссер. В этой сказке снимались Леонид Ярмольник, Борис Химичев. Тогда была практика приглашать московских и ленинградских актеров на главные роли в узбекские фильмы. Я снова играла возлюбленную героя. Действительно, восточную красавицу. Но это одна из немногих подобных ролей.

Мне очень нравится ваш образ в фильме «Белый танец». Кроме того, в этой картине вы уже выступили не только как актриса, но и одним из соавторов и продюсером. А какая ваша любимая актерская работа?

«Белый танец» – это отличная картина. Режиссер – мой брат Рауф Кубаев. У меня там была небольшая, но яркая роль. Все роли мне дороги. Но как актрисы моя любимая роль в киноленте «Старухи» моего друга, к сожалению, уже ушедшего от нас, Геннадия Сидорова. Фильм, нашумевший и получивший много призов в 2004 году. А любимая режиссерская работа, я надеюсь, еще впереди…

Вы снялись в 30 картинах, из них – больше половины главные роли. А в режиссуру почему потянуло, актерская карьера ведь достаточно успешно складывалась?

Да, у меня 30 фильмов. Но в какой-то момент началась перестройка. Кино перестали снимать, приглашали не так часто как раньше. Мне как раз исполнилось 33 года. Возраст Христа, сами знаете. Хотелось какого-то поворота. «Перестройка» совпала с моей перестройкой. Захотелось попробовать что-то другое, стать самостоятельной, ни от кого не зависеть. Поэтому решила попробовать режиссуру…

И попала я в совершенно другую зависимость. Как то поиск денег. Но мне показалось, что я с этим справлюсь. И в принципе раз в пять лет действительно справляюсь, выпуская новый фильм. Поэтому у меня как режиссера такая маленькая фильмография. Всего пять картин. Но все, что я делаю, делаю честно и от души.

Сейчас женщин-режиссеров становится все больше и больше…

Сегодня вообще такая феминизация кинематографа. Это тенденция. Заметьте, на последнем «Кинотавре» было семь картин, снятых женщинами-режиссерами. Это раньше, когда начинала, я была второй в Узбекистане женщиной-режиссером. Была первопроходцем. А сейчас женщин в кинематографе очень много…

А как вы считаете, с чем это связано?

Знаете, есть такая поговорка: женщина-режиссер – всегда мужчина, мужчина-актер – всегда женщина. Наверное, сейчас такое время, когда женщины становятся более мужественными.

Ваш последний фильм как режиссера – «Я тебя никогда не забуду» 2013 года. Расскажите об этой телевизионной ленте подробнее.

«Я тебя никогда не забуду» – это фильм воскресного дня, который мне заказал канал «Россия». Это удивительная история. Это телемувик. Я соскучилась по работе и постаралась его сделать хорошо, в тех сроках, за те деньги, на тех условиях, что мне были предложены. Даже в Сочи на «Кинотавре» программный директор фестиваля Ситора Алиева предложила: «Почему бы не показать его на нашем фестивале в программе “Кино на площади”?» Ей действительно понравилось. В этом фильме снимались Анатолий Белый, Екатерина Климова. Сам сценарий – это ремейк известной киноленты «За бортом», но действие перенесено в наши условия. В общем, не совсем «теле-» получилось, но и не совсем большое кино. Но интересно. В общем, посмотреть очень даже можно, сказала бы я зрителям!

Чем сегодня занимаетесь? Какие творческие планы?

Я заказала сценарий. И если получится все с финансированием, запущусь на следующий год. Но у меня еще ведь, вы знаете, есть профессия продюсера, которую я также очень люблю. Сейчас как продюсер собираюсь запускать одного молодого талантливого режиссера.

Созвездие-любви-1985

Вас наверняка часто спрашивают о вашей дочери, популярной актрисе и медийной персоне Равшане Курковой. Как вы относитесь к ее творчеству?

Вот уж точно у кого впереди большое будущее и главные роли. Я считаю, что она очень хорошо начала. В большом кино заявила о себе в фильме «Искушение святого Тыну» 2009 года талантливого эстонского режиссера Вейко Ыунпуу (призера Венецианского кинофестиваля). Кинолента побывала на «Сандэнсе» в 2010 году и получила Гран-при в категории «Драматический фильм» (программа «Мировое кино». – Прим. ред.). Равшана в этой картине прекрасно сыграла.

Как вы считаете, молодежи сегодня легче пробиться в кино, чем во времена, когда начинали вы?

Сейчас хорошее время. Возможностей больше. Я не имею в виду финансовые возможности, скорее технические. Сейчас кино можно снять и на мобильный телефон. И такие прецеденты были: человек снял что-то на мобильный телефон, его заметили. Кроме того, сейчас много всяких конкурсов, грандов. И если человек по-настоящему талантлив, он может проявить себя. Может быть, ему сразу не дадут 200 миллионов долларов на каких-нибудь «Стражей галактики». Но сейчас очень интересное время, есть о чем снимать…

текст: Юлия Берестова

Теги:

Яндекс.Метрика