• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Риналь Мухаметов

Риналь Мухаметов: «Каким бы ни был наш прагматичный век, люди откликаются на высокие, светлые чувства»

Риналь, в новом фильме «Притяжение» вы трогательно сыграли инопланетянина – поэтичного, наивного, печального. «Притяжение» снято в жанре фэнтези, сегодня востребованном, любимом детской и подростковой аудиторией, которой, собственно, и адресован фильм. Естественно, вы сталкивались с этим жанром в романах, еще до съемок в «Притяжении», не предполагая, что самому суждено испытать себя в нем?

Конечно! Само понятие «фэнтези» таит для меня нечто надмирное, что всегда увлекало меня. И близко моему восприятию мира. Фантастика всегда укрупнение ожиданий, укрупнение эмоций героев, вдвое, втрое и больше. Укрупнение надежд и ожиданий героев. Сложно для актера, но и так притягательно. Все это я нашел в сценарии «Притяжения», в режиссуре Федора Сергеевича Бондарчука. Мне дорого само обращение к светлым чувствам человека, о которых нужно было рассказать будто через увеличительное стекло.

  Этот светлый мир противостоит миру нынешнему, где нередко берут верх прагматизм, холодный расчет, оскудение чувств. Что не могло, наверное, не повлиять на ваше стремление участвовать в подобном противостоянии.

Да, да… Такие картины сейчас нужны, как глоток чистой воды в пустыне. Мне еще хотелось напомнить людям, что такое влюбляться по-настоящему, по-настоящему любить. Возможно, я идеалист. Но не устаю верить, что человек от рождения наделен даром любви. Не всем, к сожалению, удается его реализовать. Фантастика возвращает человека к этой способности, дает опору эмоциональному взлету. Об этом я стремился говорить в роли инопланетянина.

Оставаясь при этом в рамках жанра, вы приблизили инопланетянина Хэкона к людям, в его любви к земной девушке Ирине. Недаром земляне переименовали его в Харитошу, наградив нашим каким-то уютным, домашним именем. Романтизм Хэкона -Харитоши, вероятно, стал для вас точкой отсчета в структуре его характера?

Верно! Харитоша именно на Земле переживает драматическую любовь, которая не находит взаимности: Ирина любит другого… Поначалу инопланетянин сам не понимает, что с ним происходит, истинное положение вещей открывается постепенно. Но не умаляет его чувства.

Я представил себе, что в прошлом, там, у себя на далекой планете, Хэкон как бы уже прошел все этапы эволюции, повзрослел, но, оказавшись на Земле, вдруг осознает, что в нем жив наивный мальчик, который охвачен огромным чувством.

Любовью-притяжением к земной Ирине?

Вот оно, то, что он всегда искал! Отсюда начинается его путь к землянам. В роли Харитоши я порой ощущал себя абсолютным ребенком.

И все-таки оставаясь несколько иным созданием… Ваши киногерои всегда неординарны. Они как бы несколько стоят отдельно от остальных персонажей. Плюс исключительность их судеб. Так было с Августом, сыгранным вами в картине «Искупление», этой ролью вы дебютировали в кино.

Что касается кино, то я пришел на съемочную площадку полным неофитом. Ничего не знал, ничего не умел. На первой съемке восемь дублей! А всего-то надо было встать и снять шапку! Но это по чисто физическим действиям. Какое счастье, что я попал в руки замечательных художников: режиссера Александра Анатольевича Прошкина и оператора Геннадия Васильевича Карюка. Прошкин научил меня очень многому. В частности, молчанию и умению слушать других в кадре. В центре эпизода в «Искуплении», когда я сделал первые шаги в кино, был другой персонаж, его потрясающе играл Виктор Сухоруков.

Возможно, я идеалист. Но не устаю верить, что человек от рождения наделен даром любви

У него был огромный монолог – рассказ о том, как в первые дни оккупации изувер-сосед убил всю семью Августа: мать, отца, сестру и пятилетнего брата. Август сидит молча во время этих страшных воспоминаний. Александр Анатольевич сказал мне: «Ты должен молча тоже рассказывать людям эту жуткую историю. Чтобы они по твоим глазам поняли, что творится с Августом в эти минуты». Я запомнил его слова навсегда. Еще один урок от Прошкина. В одном из эпизодов я должен был заплакать. А у меня беда: я не умею плакать, по жизни тоже. Печально сообщил Александру Анатольевичу: «Не смогу заплакать…» И что я слышу в ответ: «А кто тебе сказал, что Август плачет? Запомни: мужчина не плачет. Сыграй так, чтобы плакали другие. Плач – это школа, а мне это не нужно. Я должен плакать, глядя в твои глаза…»

Судьба Августа трагична. В вашем решении есть особая нота в его истории. Вместе с режиссером вы усилили тему нарастания безнадежного опустошения, рожденного войной, гибелью родных. Он ушел на фронт юнцом, этот бывший студент философского факультета престижного университета. Пережитое выжгло его душу. Пришло страшное оцепенение. Надежду все-таки подарила ему любовь.

Да, Август в общении с Сашей пытается как бы возродить самого себя, прежнего. Но до конца это невозможно. Август молод. Бесконечно одинок. Случайное знакомство с Сашей, для которой с первой минуты он становится смыслом жизни, не может в нем не отозваться. Он все это осознает. Позже не может не ощущать ответственность за ее будущее. Но любовь ли это? Спасет ли это Августа? Произошло самое чудовищное: физически человек жив, а внутри – все умерло. Об ужасах войны, концлагерях, пытках очень много сказано в литературе, кино, живописи, музыке. Но это реалии. А что за ними?

В одном из эпизодов я должен был заплакать. А у меня беда: я не умею плакать, по жизни тоже. Печально сообщил Александру Анатольевичу: «Не смогу заплакать…» И что я слышу в ответ: «А кто тебе сказал, что Август плачет? Запомни: мужчина не плачет. Сыграй так, чтобы плакали другие. Плач – это школа, а мне это не нужно. Я должен плакать, глядя в твои глаза…»

В замечательном фильме Андрея Кончаловского «Рай» та же тема: об этом в последней части своей горькой исповеди говорит героиня картины Ольга. Уничтожена любовь к жизни, воля к жизни. Вы не видите будущего для вашего героя?

Будущее Августа – дочка его и Сашеньки, его след на Земле. Сам Август исчезает, растворяется в мировом пространстве.

Космическая трагедия. В последнее время о войне заговорили с этой позиции. В связи с этим вопрос: вы родились почти через 40 лет после Победы. Знаете это время опосредованно: книги, фильмы, пьесы… Играя Августа, Максима, вы возвращаетесь в те годы с редкой естественностью. Естественно, талант, замечательные режиссеры. Что еще помогает вам?

Чувство боли, сострадания к моим ровесникам. Оно живое, оно моя тяжкая ноша. Но я принимаю ее. Эта ноша порождает и определенную силу, чтобы говорить об этом. Чтобы помнили.

Вы везучий человек: с первой картины работаете с элитарными – в хорошем смысле слова – режиссерами: Прошкин, Чухрай, Бондарчук, Попогребский. Нам еще предстоит разговор о сериале Попогребского «Оптимисты». Это действительно можно объяснить исключительно редким благоволением к вам судьбы или есть нечто еще, способствующее этим творческим союзам?

Прежде всего это вопрос к ним. Но вы спросили меня. Хочу добавить, что я не просто благодарен судьбе за эти встречи, за то, что я как актер взрослел в их фильмах. Наверное, и взрослел как человек в общении с такими мастерами. Мы же не просто реанимировали прошлое в «Искуплении», в «Холодном танго», в «Оптимистах». Это и взгляд в будущее, в наши дни, в дни последующие. Мне несложно давалось общение с ними, они так тонко, точно чувствуют личность артиста, так уважают его, что ты охотно идешь за ними.

Роли в кино повлияли на ваше мировоззрение?

Естественно. Как и театральные работы. Осваиваешь ранее не познанное, осмысливаешь. Жизнь, люди открываются новыми гранями. К счастью, и на сцене у меня есть такая возможность.

Риналь Мухаметов

Когда вы произносите название многосерийного телевизионного фильма «Оптимисты» или называете имя режиссера Алексея Попогребского, на вашем лице каждый раз возникает счастливая улыбка. Видимо, отсвет настроения, которым пронизана эта картина?

Так и есть. Время действия – 1960-е годы. Время надежд, попыток заново выстроить жизнь миллионов – гармонично, ярко. Время, пробуждавшее мысль, волю к действию. Сколько талантливых людей получили тогда возможность проявить себя! Поэты собирали стадионы. За билетами в молодой театр «Современник» стояли очереди. Как и в кинотеатры… В наше бездуховное время это кажется невероятным.

  Вы говорите так, как будто жили тогда! А до вашего появления на свет оставалось еще лет 15.

Я прожил эти годы в этой картине.

  «Оттепель»? Да, эти годы. Три главных героя, их называют «три мушкетера», молоды, счастливы, полны надежд. Я играю Аркадия Голуба, еврея. Хотя однажды некий человек сказал мне: «Риналь, вы понимаете, у вас все время евреи, евреи…» – «Почему нет?» – спросил я. «Но вы же татарин!» – «Однажды я спросил у моей бабушки: “А ты уверена, что у нас в роду нет евреев?” – “Кто знает! – задумалась бабушка. – Может, и есть…”». Мне это импонирует. В этом есть своя прелесть: в поисках ментальности, идентичности, радуясь неожиданным открытиям. Мы не можем с полной уверенностью утверждать, какие крови живут в нас. Говорить об этом с абсолютной точностью… Зато можем порой радоваться неожиданным, интересным для себя, для близких открытиям в этой сфере. Я не призываю забывать о своем происхождении, стирать из памяти – часто оно многое объясняет. Но не надо превращать национальную принадлежность в фетиш. Сколько трагедий случилось из-за этого! Вернемся к Аркадию Голубу! Охотно. «Три мушкетера» – сотрудники МИДа. Область, которой кино, если и касалось, то в шпионских картинах и как-то боком. Вы первопроходцы. Голуб работает в информационно-аналитической группе. Китаевед, китайский язык выучил сам. Что само по себе уже подвиг. Да, Аркадий по-своему уникален. Поскольку он еврей, в то время еврею трудно было попасть на работу в Министерство иностранных дел. Аркадий добился. Он невероятно предан своему делу, до поры до времени это главный смысл его жизни. И вдруг у парня сносит крышу – он влюбился. Из-за этого возникают немалые трудности, два друга-«мушкетера» помогают одолеть их. Девиз мушкетеров «Один за всех, все за одного!» жив! Кто играет друзей Голуба?   Прекрасные молодые актеры Егор Корешков и Артем Быстров. Очень талантливые. Сама история этих ребят очень эмоциональна, что мне близко. Это не натужные акценты: все рождается абсолютно органично и естественно для того времени, в котором живут «мушкетеры». И есть в движении сюжета, череды событий какая-то внутренняя музыка. Во всяком случае, я ощущал ее, это еще один компонент режиссерской работы, который увлечет зрителей. А что еще скажете о своем герое? Аркадий умен, образован, эмоционален, страстен. Он дорожит своими эмоциями, боится утратить их. Натура трепетная. Хорошо воспитан, аристократичен. Вам это импонирует? Я стараюсь наделить этими чертами своих героев. Аркадий еще и «ботаник». В правильном понимании этого слова. Кто его избранница? Девушка, из-за которой, как вы говорите, у него «снесло крышу». Клава. Клавдия. Больше не стану говорить. Зрителям предстоит влюбиться в нее. Играет Клавдию молодая актриса Маргарита Агаева. Талантливая, яркая. Мне дорого мое сближение с Аркадием, самое максимальное, когда боишься потерять бушующее в душе счастье, ожидание встречи. Несмотря на свою внешнюю хрупкость, Аркадий яро отстаивает свое чувство. И в самом имени «Клавдия» для него как бы заключен весь мир. Актерский ансамбль в «Оптимистах» очень силен. Мне кажется, у нас давно не было картины с таким зарядом света, радости жизни, искренних отношений между людьми. Кстати, Алексей Петрович Попогребский использовал даже мое заикание. Риналь, коль скоро вы сами об этом заговорили, осмелюсь задать вам вопрос, на который вы можете не отвечать, если не хотите. Вы, наверное, единственный актер в России, который играет в театре, снимается в кино и заикается. Могли бы, наверное, избавиться от этого, но не стали. Почему? Это долгая история. Отчасти мы уже касались этой темы. В какой-то момент я понял, что не вписываюсь в общий круг. Если можно так это охарактеризовать.

Я понял, что по-своему интересен им, иначе бы они так не реагировали на меня. И перестал страдать, замыкаться, уходить от людей

Заикание сыграло в этом какую-то роль?

Безусловно. Я вообще не хотел ни с кем разговаривать.

Зная вас, думаю, это было не высокомерие, не вознесение самого себя на некую высокую ступень. Все-таки люди нередко бывают жестоки к тем, кто отличается от них. Особенно среди детей. Детские обиды как занозы в сознании. Вы это пережили?

Вы правы, в детстве и юности было очень больно, когда надо мной смеялись, дразнили меня. Я не хотел отвечать им тем же или пытаться что-то объяснить. Мне не давали договорить, а я надеялся до конца выразить свою мысль. Бывало, не дослушивали, начав смеяться. Не знаю, чем бы это могло закончиться, если бы не неожиданный резкий поворот в моем осознании своего речевого дефекта. Все кардинально изменилось. Парадоксально, но вернулась любовь к жизни, к людям. Я понял, что по-своему интересен им, иначе бы они так не реагировали на меня. И перестал страдать, замыкаться, уходить от людей.

И люди стали иначе к вам относиться. Вы настроили их на иной интерес к вам?

Похоже на то.

Даже рискнули поступать в Казанское театральное училище.

И поступил.

Когда человек поступает в такие учебные заведения, это дает ему веру в себя. В свои силы, способности. Своего рода благословление на дальнейший путь. Вы смогли уверенно заявить о себе в нескольких талантливых фильмах. «Притяжение» и «Оптимисты» открыли новые грани вашей актерской природы, в чем вам, несомненно, помог режиссер?

Федор Сергеевич Бондарчук – мастер! Смелый мастер, который снимает настоящее зрительское кино, – задача очень сложная, учитывая, что в залы кинотеатров пришло новое поколение, воспитанное в общении с гаджетами. Бондарчук снимает не попсу, не ищет легкой популярности, огромное ему спасибо за его поиск. Мне хочется, чтобы его оценили по достоинству.

Он и прекрасный актер, причем многоплановый.

Да, как режиссер прекрасно чувствует возможности актера, помогает ему.

В «Притяжении» он подчеркнул романтическое начало, присущее вам. Хотелось бы вам сыграть роль чисто романтическую в фильме того же жанра?

Я надеюсь, что она у меня случится в будущем. Каким бы ни был наш прагматичный век, люди откликаются на высокие, светлые чувства. Я верю в это.

Теги: , , ,

Яндекс.Метрика