• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Роман Качанов

Сказки для взрослых. Интервью с Романом Качановым

Роман Качанов, автор культовых картин российского кинематографа «ДМБ» и «Даун хаус», снял новую ленту под названием «Гена Бетон». Главного героя новой работы зовут Гена. Он дворник и бывший актер, который с подачи находчивого журналиста соглашается изображать местного авторитета и хозяина города – Бетона. В фильме можно увидеть практически всех российских звезд первого эшелона. «Сборная России по кино», – шутят критики. Пока в прокате «Гена Бетон» только ожидается. Нам удалось побывать на премьере криминальной комедии, которая состоялась в Туле во время фестиваля «Улыбнись Россия», и побеседовать с режиссером.

Роман, спасибо вам за фильм о журналисте, о том, как средствами медиа формируется массовое сознание и создается герой. Именно так я истолковала для себя вашу ленту. А для вас фильм «Гена Бетон» прежде всего о чем?

Для меня это фильм о превратностях судьбы. Роль журналиста, конечно, главная и занимающая центральное место в повествовании. Но скорее роль второго плана. А самый главный герой – это Гена Бетон (в фильме эту роль сыграл Гоша Куценко. – Прим. ред.). Он артист, работающий дворником, который волею судеб становится сначала виртуальным, а потом реальным хозяином города и целой области. Сложно отвечать на вопрос о чем кино. Ведь фильм – это же не басня, где обязательно в конце будет мораль. В картине должно быть несколько смыслов, она должна быть о разных вещах – иначе смотреть будет скучно. Для меня это кино о любви – и эта линия проходит на протяжении всей ленты. Для меня это фильм о возможностях четвертой власти, о ее способности влиять на все остальное. Для меня это некий месседж, чтобы исправить мир вообще с помощью искусства.

Почему именного Гошу Куценко вы выбрали на главную роль?

Гоша Куценко пришел на проект без кастинга. В роли Гены Бетона, дворника и бывшего актера, я видел только Гошу.

100169

Наверное, на любого художника кто-то влияет в ходе создания произведения. Так и на режиссера, наверное. А кто на вас влиял при создании этого фильма?

В принципе все читается между строк. Можно заметить «Ревизора» Гоголя, безусловно, повлиявшего на меня. У Николая Васильевича извечная и любимая тема подмены людей, из-за чего всегда происходит неразбериха. Хотя сюжет этот придумал не Гоголь. Еще в старых сказках он фигурировал. Вспомните короля, который переодевается нищим, и начинается совсем другая жизнь. Так что можно сказать, что на меня повлияла мировая литература.

У фильма непростая судьба, вы ведь начали снимать картину еще в 2009 году?

Меня позвали снимать это кино, пригласили в проект. Я работал как приглашенный режиссер. Обязательным условием инвестора были съемки в Санкт-Петербурге. Правда горе-инвестор вскоре разорился и привел тем самым фильм «Гена Бетон» в состояние «клинической смерти».

126245

Насколько я знаю, сценарий создавался на основе произведения писателя и сценариста Андрея Кивинова, известного по популярным сериалам «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила»?

Да. Был такой роман у Александра Кивинова «Псевдоним для героя» 1999 года. Его взяли за основу сценария. Но когда я вышел на съемки, на руках у меня был не сценарий, по которому можно снимать кино, а скорее укороченный роман. Было понятно, что в таком виде снимать нельзя. Я сделал жесткий ребрендинг этого произведения, адаптируя его к сегодняшнему дню. На это ушло много времени. Сроки поджимали. В итоге я начал съемки с недоделанным сценарием. Зачастую мои артисты полноценного сценария в глаза не видели. На руках у них был только их собственный текст. Ассистенты пересказывали актерам общее содержание сценария и смысл их сцены. И они играли. Окончательно «Гена Бетон» сформировался уже на монтаже.

Где-то в интернете «Гена Бетон» анонсируется как экранизация произведения Кивинова. Как я понимаю с ваших слов, это все же не экранизация?

Это скорее «антиэкранизация». Мне пришлось произвести колоссальный «тюнинг» произведения Кивинова. Но не потому, что оно плохое, ни в коем случае. Это нужно было сделать, чтобы можно было с ним работать, то есть снимать по нему кино. Ведь роман Андрей Кивинов написал в 1999 году, еще тем языком, по тем реалиям. Мне же хотелось создать некий вневременной сюжет, как сказку. Действие происходит в некотором городе в некоторое время… Что я и сделал. Я вообще стараюсь снимать сказки. Сказки для взрослых.

133749

В какое время все же происходит действие?

В наше время. Примерно это конец XX – начало XXI века.

А какие еще проблемы были на протяжении съемок? Например, я заметила, что по фильму у вас должно было быть жаркое лето и ваши герои говорят о жаре в городе, но при этом ходят в демисезонных куртках… Погода тоже сыграла с вами злую шутку?

Это было такое нормальное питерское лето (похожее на хорошую европейскую зиму). Но, как я уже сказал, съемки в Питере были условием инвестора – мы ничего не могли с этим поделать. Надо сказать, что лето там все же присутствует. Оно было дождливым, но это было лето.

Монтаж занял достаточно долгое время?

Вышло так, что инвестор не только не смог дальше финансировать проект. Он еще и потерял практически весь материал. У нас не было ни звука, ни обработанного изображения, переведенного в «позитив» (мы снимали на пленку). Все было потеряно. Поэтому фильм мне пришлось возрождать из пепла. Надо было заново проявлять пленку. В итоге постпродакшен занял в два раз больше времени, чем съемка ленты. Работать было непросто. Моим артистам на этапе озвучивания пришлось вспоминать, какие фразы они говорили на съемках и воспроизводить их по картинке. Были забавные случаи! Хотя я считаю, что ничего трагического в этом нет. Просто была необычная ситуация, я несколько быстрее привык работать. Но в целом на конечный результат это не повлияло. Я завершил монтаж и озвучивание в конце 2013 года.

В «Даун хаусе», «ДМБ» и «Гене Бетоне» читается ваш уникальный стиль, который ни с чем не спутаешь. Шаг влево-вправо – и можно опуститься до пошлости, но вы остаетесь на той самой грани, когда этого не происходит. Изумительное чувство такта и стиля – большая сегодня редкость…

Да, можно сказать, что в «Гене Бетоне» я сам себя «процитировал». Но, во-первых, это несильный грех. А во-вторых, в новом фильме я и какие-то новые вещи придумал. Это кино надо смотреть, а не рассказывать, что я придумал и как это воплотил. Это зрители должны увидеть и рассказать.

У Качанова и раньше снимались звезды, утверждают критики. Действительно, очень часто и практически всегда! В этой картине это и Гоша Куценко, и Федор Бондарчук, и Алика Смехова, и Иван Охлобыстин. С Бондарчуком вы друзья, с Литвиновой учились вместе, с Охлобыстиным давно в кино… А как влияет дружба на рабочий процесс?

Я не брал бы формулировку «звезды». Я бы назвал их нашими самыми лучшими артистами с очень широким диапазоном. Безусловно, для публики они звезды, для меня они актеры. Друзья – уже во вторую и в третью очередь. Тем более вы знаете, что такое дружба в наше время. Жизнь так складывается, что мы не встречается месяцами и даже годами. А вообще все просто. Я считаю, что нужно снимать хороших артистов, а плохих артистов снимать не нужно. Потому что плохие артисты плохо играют. Бывают актеры с небольшим диапазоном, а бывают с большим, которые могут и комедию, и трагедию сыграть. Я работаю с профессионалами.

59450

Ведь друзья и повредничать могут, на съемки могут позволить себе опаздывать… Не сталкивались с подобным поведением? Ведь на друзей и не прикрикнешь, ничего им не скажешь.

Друзья они или нет, мне вообще никогда не приходилось кричать на актеров. Всегда договаривались. Всегда все было очень мило. Я не беру в расчет бурные 1990-е, когда нам всем было по 25–28 лет. Возможно, тогда кто-то что-то мог нашалить. Впрочем, и тогда все вели себя довольно прилично. Я давно в сфере кино и отработал с огромным количеством именитых артистов: с Людмилой Гурченко, с Барбарой Брыльска, с Богданом Ступкой, с польским оскароносным актером Ежи Штуром. И никогда особых проблем, о которых можно сейчас вспомнить, не было.

В картине «Гена Бетон» сыграла неподражаемая Анна Самохина, к сожалению, так рано ушедшая от нас. Это была последняя ее роль. С Анной вы тоже были дружны?

Когда-то в молодости мы были хорошо знакомы. Это было в те времена, когда в 1989 году сразу после института я пришел на практику в объединение «Ладья» покойного ныне Павла Арсенова (режиссера фильма «Гостья из будущего»). Как раз в это время вышла картина «Воры в законе», где Аня сыграла главную женскую роль и была объявлена первой красавицей страны. Тогда мы с ней дружили: курили на этаже в Студии Горького, обсуждали грядущие перемены. Обсуждали будущее, которое уже давно стало прошлым…

Как вы пригласили Анну Самохину в проект? Это была ваша идея?

Да, это была моя идея. Съемки «Гены Бетона» проходили в Питере. Аня тоже в этот момент была в Питере. И я с удовольствием ее пригласил. Тем более вспоминая молодость…

Роман, бытует мнение, что ваше кино – это кино не для всех. Тогда уточните, пожалуйста, кто ваш зритель? Для кого вы снимаете фильмы? Опишите черты характера этого человека, дайте представление о его образе.

Я не отрываю себя от народа. Поэтому снимаю кино для себя и для своих друзей. А моих друзей по типам характеров, социальным слоям и возрастам, в свою очередь, можно перемножить на десятки, сотни тысяч и даже миллионы граждан. Поэтому я считаю, что мой зритель представляет довольно широкие слои населения. Большинство моих фильмов показывали и до сих пор с завидным постоянством показывают по центральным федеральным каналам в прайм-тайм. Неделю назад «Неваляшку» повторяли по «России» в пятницу в семь часов вечера. Очень неплохо вроде. Если это кино не для всех, зачем его в прайм-тайм показывать? Непонятно тогда. То, что не для всех, транслируется обычно позже. Мне тут на съемках одной программы сказали, что вы, мол, считаетесь прародителем отечественного артхауса. Я говорю: «Что вы! Да я слов таких не знаю…» Кино не для всех – это значит кино не для кого. А мои фильмы смотрят. И довольно много народа. Так что я не считаю, что мое кино – не для всех. По-моему, и зритель так не считает. Да и критики тоже. Так что предлагаю считать эту информацию неверной.

126241

Ваши картины добрые и жизнеутверждающие, с хорошим чувством юмора. Почему вы решили снимать именно комедию?

В общем-то я снимаю не столько комедии, сколько фильмы, в которых много смешного. Получается это совершенно непроизвольно, как дышать. Я так вижу. Чудаков в мире значительно больше, чем людей «стандартного покроя». Просто когда ты видишь эти чудачества и передаешь их на экран, люди воспринимают их как комедию. Но комедии в полном смысле этого слова я не снял ни одной.

_ (1)

Говорят, что с режиссером Качановым всегда весело работать. Как вы прокомментируете такое утверждение?

Будем считать, что это лестное для меня замечание. Но если серьезно его комментировать, могу сказать так: надо просто любить людей, с которыми ты работаешь. Это касается артистов и съемочной группы. И не врать им. Если ты по-честному со всеми работаешь и открыто со всеми общаешься, то получается не заунывное отбывание повинности на съемках, а нормальный веселый контакт. Может быть, не всем работать со мной весело. Если для большинства это так, то это мне приятно.

Роман, какие вершины собираетесь покорять дальше? С «Геной Бетоном» выпустились, чем еще будете публику удивлять?

Сейчас я доделываю документальную трилогию. Но пока проект не завершил, говорить не хочу. Есть еще телевизионное предложение, но тоже пока рано озвучивать. Еще не ясно, буду ли я только писать сценарий для проекта, или же возьму на себя и режиссерские функции. Это решится в ближайшем будущем.

Новый полнометражный фильм мы увидим от режиссера Качанова? Поклонники ждут!

Вы знаете, это как предсказывать погоду на пять месяцев вперед. Я бы хотел, чтобы для начала все посмотрели «Гену Бетона». Мои старые фильмы постоянно повторяют по телевидению, их не забывают. Я надеюсь, что выйдет и «Гена Бетон». А дальше посмотрим… Безусловно, надо делать кино. Но надо, чтобы оно не только выходило, но и доходило до зрителя.

Текст: Юлия Берестова Фото: из личного архива Романа Качанова

Теги:

Яндекс.Метрика