• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры

Российский кинематограф без границ

В этом году отечественные картины не вошли в основные программы Каннского кинофестиваля, что вызвало определенную тревогу и пессимизм у тех, кто неравнодушен к отечественному кинематографу. Однако присутствие в конкурсе студенческих работ Cinefondation сразу двух российских короткометражек – «14 шагов» Максима Шавкина и «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой, участие отечественных дебютантов в деловых программах фестиваля, их активность в поисках зарубежных и российских инвесторов и партнеров позволяют надеяться, что молодое российское кино «на подъеме» и эта активность должна привести к новым победам и прорывам нашего кино. Сопредседатель правления Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер, режиссер Филипп Абрютин как никто другой может рассказать о будущем отечественного кинематографа, ведь именно поддержкой дебютантов занимается эта организация

Филипп, в этом году на Каннском фестивале Молодежный центр Союза кинематографистов провел немало мероприятий. Расскажите, пожалуйста, подробнее о них.

Вообще надо сказать, что с момента своего образования Молодежный центр существует в очень загруженном режиме. Мы постоянно проводим различные мероприятия, события, проекты. Все это происходит благодаря активности нашей команды, сформировавшейся вокруг центра, и, безусловно, при поддержке Союза кинематографистов и нашего попечительского совета, который возглавляет Никита Сергеевич Михалков. 2015 год особенный: мы выходим на совершенно новый уровень деятельности, стали появляться первые серьезные плоды нашей работы за два года. Собственно, донести это до киносообщества и было целью поездки в Канны, и лучшей площадки, чем российский павильон рядом с Дворцом фестивалей, для этого было не найти.

Ключевым мероприятием для нас стала презентация «В фокусе – новое российское кино-2015», где кинообщественности были представлены наиболее интересные отечественные кинопроекты, готовящиеся к выходу на большой экран.

Вместе с проектами Александра Цекало, Романа Борисевича и Александра Кушаева, Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского, Евгения Миронова был представлен первый продюсерский кинопроект Молодежного центра Союза кинематографистов – альманах «Ближе, чем кажется», который сегодня находится на стадии постпродакшена, скоро выйдет на экраны и, я надеюсь, не только фестивальные.

Об этом проекте было немало публикаций в интернете и социальных сетях. Можете подробнее рассказать об альманахе?

Фильм состоит из четырех короткометражных историй – победителей нашего питчинга дебютантов. Производство проекта было профинансировано Министерством культуры.

Новелла режиссера Натальи Беляускене и сценариста Ипполиты Купреяновой, давшей название всему альманаху, рассказывает о мальчике, приехавшем в Москву на музыкальный конкурс не только на выступление, но и для того, чтобы найти своего отца. По-моему, получился замечательный, трогательный фильм, в котором главные роли сыграли семилетний Даня Изотов и известный актер Тимофей Трибунцев. В истории Максима Воскобоева и Андрея Кима «В шаге от моря» мальчик Сеня обнаруживает, что в подвале детдома есть ход, ведущий на пустынное морское побережье. Герою предстоит сделать выбор – остаться в выдуманной реальности или пойти навстречу приемной семье. В этой картине опять же снялись юные актеры Максим Сапрыкин и Руслан Щедрин, а также актер театра Фоменко Владимир Свирский. Главный герой новеллы «Гордость» (снятой по сценарию Михаила Хуранова режиссером Германом Дюкаревым) – незадачливый отец семейства, чья дочь убегает с ухажером. Отцу стыдно в этом признаться окружающим, поэтому он всем рассказывает, что его дочь уехала учиться в московский университет. Многие отмечают, что картина очень созвучна по своей атмосфере со старыми, всеми любимыми советскими грузинскими короткометражками, и это немудрено: съемки проходили в Грузии, а над картиной работала интернациональная команда. Проект сценариста Евгении Пьяновой и режиссера Алены Рубинштейн «Зараза» – история об отчиме и его падчерице. Их отношения поначалу не складываются, но все меняется, когда у героев появляется общее дело – им надо вместе помочь маме, иначе она потеряет работу. Отчима играет Евгений Коряковский, а его приемную дочь – замечательная юная актриса Лиза Зарубина.

Хотя еще картина окончательно не готова, но, честно признаюсь, уже несколько достаточно серьезных фестивалей обратили на нее внимание, и мы обязательно ее покажем на престижных киносмотрах.

Еще очень важный момент, связанный с данным фильмом: мы его посвящаем Сергею Владимировичу Лазаруку, который стоял у истоков создания Молодежного центра, который многое сделал для молодых кинематографистов. Кроме того, он был председателем жюри наших питчингов, по итогам которых был сформирован данный альманах, и оказывал большую поддержку на всех стадиях подготовки и реализации нашего проекта.

Помимо презентации альманаха Молодежный центр провел круглый стол, на котором были представлены несколько короткометражных фильмов.

Благодаря поддержке компании «Роскино» мы уже второй год презентуем в российском павильоне молодых российских режиссеров. Ребята рассказывают о своем творчестве, показывают трейлеры картин и отвечают на вопросы зрителей, СМИ, отборщиков ведущих фестивалей. В этом году в рамках дружественных проектов Молодежного центра и «Роскино» прошла презентация пяти короткометражных картин. Были представлены проекты Таи Зубовой «Рыба моя» и Алексея Нужного «Петух». Это достаточно громкие проекты, поиск финансирования авторы осуществляли через краудфандинг, и они собрали рекордные для короткометражек суммы.

Кроме того, свою работу «Порыв» представила Юля Волкова, молодой режиссер из Кемерово, и по совместительству руководитель нашего регионального представительства. Юля в своем городе проводит два кинофестиваля: «Фестиваль фестивалей» и «Видение», сама снимает и продюсирует кино. Очень хочется, чтобы она и ее коллеги, снимающие кино в регионах, имели бы возможность и дальше работать в своем городе. Открою секрет: развитие кинематографа в регионах – это одна из основных задач Союза кинематографистов России и Молодежного центра на ближайшие годы.

Также мы презентовали две работы, снятые нашим продюсерским центром – «Домофон» (режиссер Максим Белоусов) и «Пробуждение» (режиссер Константин Тищенко). Очень приятно, что в главных ролях в картинах снялись известные актеры – Тамара Семина и Владимир Вдовиченков. Вообще, это очень хорошая тенденция, что такие профессионалы снимаются в некоммерческих проектах у дебютантов – ребята могут многому научиться у них.

Хочется более подробно рассказать о картине «Пробуждение» – проекте, снятом исключительно силами нашего продюсерского центра. Картина у Константина Тищенко получилась злободневная и искренняя. Молодой актер Александр Кононец образовал с Владимиром Вдовиченковым замечательный тандем. В центре сюжета картины – преуспевающий 40-летний адвокат, за обворожительной улыбкой которого скрывается циник и лицемер. На загородной трассе, отвлекшись на телефонный разговор, он сбивает парня и под предлогом необходимости отвезти его в больницу покидает место происшествия. В пути адвокат вступает в переговоры с юношей, желая откупиться.

Все больше и больше российских молодых кинематографистов приезжает в Канны. Что им дает эта поездка?

Если говорить о тех ребятах, которые приезжают просто «посмотреть» на кинофестиваль, то мне кажется самое главное, что может дать такая поездка, – это расширение границ. Причем не столько внешних, сколько внутренних. Приехав на подобный кинофестиваль, каждый должен понять, что нельзя замыкаться, сдаваться и ныть, что надо бороться и стремиться к осуществлению своих проектов – только так можно сделать что-то заметное, чтобы прозвучать и чтобы на твое кино обратили внимание в Каннах. Так что мотивация активной деятельности и серьезной работы – это самое важное, что может получить молодой кинематографист приехавший в Канны.

Ну и, конечно, контакты, знакомства. Кино никогда не делается в одиночку. Если быть активным и открытым человеком, то вполне возможно найти полезные связи, которые могут помочь снять кино или помочь в его продвижении, например.

Удалось ли посмотреть короткометражные фильмы, которые вошли в международный конкурс?

К сожалению, конкурс короткометражных фильмов начался уже к тому времени, когда мы уже уехали из Канн. Но нам удалось посмотреть российские картины, вошедшие в конкурс: «14 шагов» и «Возвращение Эркина». Кроме того, в рамках наших киноклубов мы показывали лауреатов короткометражных конкурсов Каннского, Венецианского фестивалей прошлого года, обязательно покажем и участников этого года. Это хорошие, добротные, крепкие фильмы. Но мы понимаем, чтобы попасть в конкурсную программу престижных фестивалей, режиссер должен чем-то удивить, быть в какой-то степени нестандартным, представить новые формы творчества.

Вы сказали о том, что показываете короткий метр. Речь идет о полноценном прокате?

Я бы не сказал, что мы занимаемся прокатом короткого метра, скорее мы «щупаем», изучаем рынок, а также помогаем тем, кто пытается сам организовывать подобные показы – ведь это очень хорошая площадка для продвижения и поддержки дебютного кино. Однако очень сложно приучить широкого зрителя к новому жанру, найти формы для продвижения, убедить прокатчиков в желании экспериментировать. В прошлом году, как вы знаете, мы провели Всероссийскую акцию «День короткометражного кино», в рамках которой прошли показы короткого метра более чем в 30 регионах России и четырех странах, а также мастер-классы ведущих российских кинематографистов.

Эта акция будет проводиться и в дальнейшем?

В прошлом году наш проект был поддержан Министерством культуры РФ. В этом году в связи с кризисом мы пока не знаем, будет ли он поддержан ведомством. Но в любом случае мы готовим большую программу и обязательно сделаем большой праздник для молодых кинематографистов, а также для всех любителей короткометражного кино. Уже известно, что оргкомитет акции возглавит известный режиссер и педагог Владимир Хотиненко. Причем акцент сделаем не на «элитарном», понятном узкому кругу специалистов кино, но на зрительском, жанровом коротком метре.

Расскажите о других проектах, которые пройдут в ближайшее время под эгидой Молодежного центра.

Я уже говорил, что проектов много. Но есть несколько ключевых. Во-первых, это питчинг дебютантов, который в конце июня пройдет уже в пятый раз в рамках российских программ Московского кинофестиваля. Наш питчинг – это серьезное событие в киноотрасли. За два года мы сумели превратить его в самый большой и результативный питчинг в России. За два года было реализовано более 15 проектов. Более того, благодаря питчингу многие молодые режиссеры и сценаристы смогли познакомиться с серьезными продюсерами и впоследствии получили возможность поработать с ними.

Наш питчинг по уровню экспертов, по количеству публикаций в СМИ уступает только питчингам Министерства культуры и Фонда кино, но нас вполне устраивает такой расклад.

Есть планы продолжать и в дальнейшем продюсерскую деятельность?

Да, безусловно. Съемки фильма «Ближе, чем кажется» показали, что альманах – это очень хорошее и полезное дело. Именно поэтому мы сейчас разрабатываем проект второго альманаха под рабочим названием «Я с тобой!».

Этот киноальманах даст возможность реализоваться и заявить о себе одновременно восьми (!) дебютантам – режиссерам и авторам сценариев. Режиссеры и сценаристы – успевшие заявить о себе, выпускники ВГИКа, ВКСР и Нью-Йоркской киноакадемии.

«Я с тобой!» – это альманах, рассказывающий четыре простые истории о счастье, верности и взаимопонимании – основах полноценной семейной жизни. Съемки каждой из новелл мы планируем проводить не в Москве и в Питере, как большинство киностудий, а в регионах нашей большой страны с привлечением молодых кинематографистов, наших региональных коллег. Герои каждой новеллы – обычные люди, которые идут своим собственным путем обретения счастья. Главное послание фильма заключается в том, что настоящее благополучие невозможно без крепкой семьи и гармонии. Новеллы, вошедшие в киноальманах, также были отобраны из числа победителей питчинга дебютантов. Сценаристами выступают Алексей Юрьев, Марина Кошкина, Татьяна Загдай и Екатерина Жмырова. Поставят картину Дарья Власова, Анна Артамонова, Маргарита Куклина и Елена Галянина.

Недавно вы дебютировали не только как продюсер, но и как режиссер. Расскажите о своем дебютном фильме.

Да, это очень важное для меня событие – в этом году мы завершили производство моего дебютного фильма «Трагедия в бухте Роджерс». Спродюсировала картину Светлана Кучмаева, генеральный продюсер студии «Валдай». Жанр картины – детективный триллер. Сценарий основан на реальных событиях, произошедших в Арктике на острове Врангеля в далекие 1930-е годы. Собственно говоря, мы его там и снимали – на Чукотке. Я очень рад тому, что сценарий, который я долго вынашивал и мечтал поставить, был поддержан Министерством культуры и я именно с ним дебютировал в кино как режиссер. Уверен, что у фильма будет хорошая судьба. В фильме заняты прекрасные актеры – Ярослав Жалнин, Григорий Зельцер, Сергей Цепов, Евгений Редько и другие, которые стали полноценными соавторами фильма. Оператор Александр Тананов снял красивую, но при этом суровую и жестокую Арктику. Вся картина дышит Арктикой!

В фильме рассказывается простая и в то же время пронзительная история человека, который решил во что бы то ни стало добиться справедливости. Ведь в жизни каждого есть место подвигу. Самое главное – верить в свои силы и идти навстречу судьбе.

беседовала Наталия Егорова

Теги:

Яндекс.Метрика