• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры

Рецензии

Притча о копии, возомнившей себя оригиналом
на ярком солнце

Притча о копии, возомнившей себя оригиналом

«Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах», – рассказывает Н. А. Кун в своих «Легендах и мифах Древней Греции». Так и мы, ослепленные желанием угнаться за недостижимым идеалом, громко ударяемся о титановые врата реальности и с треском падаем вниз. Эта маленькая трагедия для простого человека несопоставима по масштабам с грандиозным фиаско для личности незаурядной, коей являлся обаятельный негодяй Том Рипли в киноверсии Рене Клемана «На ярком солнце». Почему же с виду благополучный молодой человек решается на хладнокровное убийство с последующей сменой имени, а с ним и судьбы? Какие демоны руководили Рипли? И в чем здесь вина Алена Делона? Будем разбираться…

Читать

«Белорусский вокзал»
«Белорусский вокзал» наше кино

«Белорусский вокзал»

В 1970 году советское кинопроизводство выпустило на экраны примерно 120 игровых полнометражных фильмов. Столько же фильмов выходило и в предыдущие, и в последующие годы. В истории кино и в памяти зрителей от этого количества, как правило, оставалось фильмов по десять за год. Остальное – тот поток, который вливается в архивы и остается там для историков и исследователей искусства, нравов, быта и всевозможных социальных или политических реалий.

Читать

Великий композитор
музыка в кино музыка к фильму огни большого города режиссер чарли чаплин

Великий композитор

В 1973 году Чарли Чаплин получил «Оскар». И удивляться тут, казалось бы, нечему, но есть одно «но». Этот «Оскар» ему вручили в категории «Лучшая музыка, написанная к фильму».

Читать

«Кто может дважды счастье знать?»
наше кино никита михалков режиссер рецензия солнечный удар

«Кто может дважды счастье знать?»

«Сердце, не испорченное умом…» – эта фраза принадлежит Льву Толстому. А вспомнилась в связи с фильмом Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятым по прозе Ивана Бунина – двум его произведениям, казалось бы, противостоящим друг другу: вдохновенный рассказ о любви – «Солнечный удар», занявший всего несколько страниц, но врезающийся в память на всю жизнь, и пронизанные гневом, непреходящей болью «Окаянные дни», звучащие как стон изгнанника, чья душа навсегда исполнена тоски по утерянной родине.

Читать

Фильм «Актриса». Хит военного времени
военное время леонид трауберг трауберг фильм актрса

Фильм «Актриса». Хит военного времени

Фильм «Актриса» был одним из главных зрительским хитов военного времени. Музыкальная мелодрама, поставленная Леонидом Траубергом по сценарию двух прекрасных драматургов Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, оказалась той самой сказкой, которая нужна зрителям всегда, но особенно в годы разлук и испытаний. Импровизированные залы на фронте и в тылу были переполнены зрителями – они с умилением следили за развитием любви опереточной актрисы Зои Стрельниковой и сурового майора Маркова, глубоко переживали их почти детски-целомудренные отношения, радовались, желали счастья, верили в него – и переносили их историю на самих себя. Это был фильм, вселяющий надежду.

Читать

«Кавказская пленница». Полувековой юбилей
гайдай кавказская пленница наше кино

«Кавказская пленница». Полувековой юбилей

«Пока не ощутишь радость – не снимай кадра!» – с этим девизом бессменного учителя Бориса Барнета снимал свои комедии Леонид Гайдай. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», снятый в 1966 году, ‒ второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Гайдай) с участием тройки Трус – Балбес – Бывалый (Вицин – Никулин – Моргунов). В этом году картина отмечает свой полувековой юбилей

Читать

Захотел чудак пера…
козинцев наше кино фэкс чертово колесо

Захотел чудак пера…

В середине 20-х годов прошлого века советское кино захлестнула целая волна фильмов о море. Многие современники иронизировали по поводу такого кинематографического «маринизма», но не заметить его было невозможно: «Наши кинорежиссеры постепенно возвращаются из дальнего плавания. Старые “морские волки” Эйзенштейн и Роом уже показали “Броненосца «Потемкина»” и “Бухту смерти”, а теперь ленинградские “юнги” Козинцев и Трауберг демонстрируют “Чертово колесо”, за которым скромно скрылся “Моряк с «Авроры»”», – упражнялся в остроумии обозреватель газеты «Труд».

Читать

Манифест Микеланджело Антониони
Забриски Пойнт Микеланджело Антониони

Манифест Микеланджело Антониони

К этой картине можно справедливо приставить ярлык «самая». Самая социальная, самая трогательная, самая музыкальная и самая понятная. Социальная – потому что о противостоянии мира наивных молодых с миром невозмутимых взрослых; трогательная – потому что о любви; музыкальная – потому что в ней использованы композиции лучших рок-коллективов 1960-х годов; понятная – потому что снята на родине поп-культуры. Микеланджело Антониони сумел запечатлеть целую эпоху, которая в течение десяти лет могла перевернуть ход цивилизации, но проиграла в итоговой схватке естественным законам природы. Не бывает равных людей, как и двух одинаковых деревьев. Где есть свет, обязательно будет и тьма. Расчетливый индивидуализм одолел бескорыстный коллективизм.

Читать

Татьяна Лиознова. Женщина-режиссер

Татьяна Михайловна Лиознова – «железная леди» нашего кинематографа. Она работала стремительно, быстро, а на площадке была жесткой и непоколебимой. Ее фильмография не так велика, но даже если бы она сняла только «Семнадцать мгновений весны», все равно бы вошла в историю кино.

Читать

«Перед рассветом». Магия венской ночи
«Перед рассветом»

«Перед рассветом». Магия венской ночи

Беззаботный июньский день. Трансъевропейский экспресс пересекает границу где-то между Венгрией и Австрией. Пассажиры поезда заняты разными делами: кто-то читает книгу, кто-то активно спорит со своей второй половиной, привлекая внимание окружающих, а кто-то просто задумчиво глядит в окно. Казалось бы, обычная дорожная ситуация. Но внезапно в ней находится место волшебству, когда очаровательная белокурая француженка пересаживается на другой ряд и сталкивается глазами с симпатичным молодым американцем… С момента выхода на экраны первого фильма из трилогии Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» прошло уже 20 лет. За это время картина приобрела гигантскую армию поклонников и ни на йоту не утратила своей свежести. Мы решили поразмыслить над ингредиентами успеха, позволившими режиссеру превратить тривиальную историю знакомства в поезде в идеальную романтическую сказку для всех возрастов

Читать

Война на языке кино
война в кино кино о войне

Война на языке кино

Война, очень скоро в европейской прессе названная Первой мировой, а в России – Второй Отечественной, позже Империалистической, сначала охватила восемь государств Европы (Германию и Австро-Венгрию – с одной стороны, Великобританию, Францию, Россию, Сербию и Черногорию – с другой). Вскоре в нее было втянуто большинство стран мира.

Читать

Музыкальная комедия чистого образца
комедия наше кино рецензия эльдар рязанов

Музыкальная комедия чистого образца

В эпоху тотального телевидения миллионы жителей Советского Союза (а впоследствии России) узнали, что автор их любимых комедий (в том числе и «Карнавальной ночи») – не только оригинальный талантливый режиссер, но еще и увлекательный рассказчик и хороший телеведущий. А когда рассказы Эльдара Александровича Рязанова воплотились в печатные тексты, книга «Неподведенные итоги» (Москва, 1986) на полках книжных магазинов не задержалась. Так что теперь невозможно не цитировать самого Рязанова, если речь заходит о его фильмах.

Читать

Про укротителей и их строптивиц. Рецензия на фильм «Укрощение строптивой»
зарубежное кино итальянское кино

Про укротителей и их строптивиц. Рецензия на фильм «Укрощение строптивой»

О, Уильям Шекспир! Лекарь наших душ, исцелитель сердечных ран, проницательный мудрец. Он исследовал почти все человеческие страсти и нашел рецепт лечения от них. Жаль, что мы не всегда следуем его советам, попадая в ту же ловушку, что и герои его пьес. Ослепленные ревнивцы, несчастные влюбленные, мстительные слуги, корыстные купцы – все они будут населять землю до конца времен, ведь шекспировские персонажи – не просто авторская выдумка, а настоящие архетипы.

Читать

«Анна Каренина»
александр зархи анна каренина татьяна самойлова

«Анна Каренина»

Классические произведения мировой литературы привлекали кинематограф с самого его рождения. Не только потому, что проблематика, драматургия, глубина разработки конфликтов и характеров в литературной классике представляют собой готовую основу для интерпретации в любом виде искусства, но и потому, что кинематограф, еще не овладевший всеми возможностями собственного языка, мог рассчитывать, что даже самая поверхностная и упрощенная трактовка будет дополнена зрителем его знанием первоисточника. Поэтому первые экранизации Достоевского, Толстого или Пушкина в российском кино могли уложиться в одну-две части (то есть в 10–20 минут экранного времени). Так, к примеру, «Идиот» длился менее десяти минут и все-таки имел успех у публики. Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», конечно же, не мог не привлечь внимание кинематографистов.

Читать

«Бонни и Клайд». Манифест романтиков-революционеров
бонни и клайд зарубежное кино

«Бонни и Клайд». Манифест романтиков-революционеров

Стихи, пропитанные болью и обидой за жестокое распорядительство судьбы. Их написала Бонни Паркер – напарница Клайда Бэрроу, с которым они два года держали в страхе южные штаты Америки. История парочки не оставляла равнодушными: для бедных слоев населения Бонни и Клайд олицетворяли Робин Гуда и леди Мэриан, для представителей истеблишмента – порождение зла и порока. А для творческих людей приключения криминальной парочки послужили источником вдохновения. Со временем история Бонни и Клайда превратилась в легенду, овеянную ореолом романтики. Серж Генсбур и Брижит Бардо посвятили знаменитым любовникам песню, специалисты по психологии – множество исследований и даже выявили «синдром Бонни и Клайда» – патологическое влечение к преступникам, а Артур Пенн снял в конце 1960-х одноименный фильм, который пришелся весьма кстати, в разгар контркультурного движения и расцвета хиппи. Картина ознаменовала закат старого Голливуда – с его закостенелыми традициями, кодексом Хейса и жесткой студийной системой отбора и зарождение новой эпохи на «фабрике грез» – независимого, злободневного и революционного кино.

Читать

Первый фильм маэстро
михаил ромм. пышка

Первый фильм маэстро

Шел 1933 год. “Москинокомбинат” предложил первую самостоятельную кинопостановку молодому ассистенту режиссера Александра Мачерета по картине «Дела и люди» Михаилу Ромму. Условия были жесточайшие — не более десяти дешевых актеров, не более пяти декораций, никакой массовки, смета, не превышающая 150 тысяч.

Читать

«Гамлет» — это очень просто
«Гамлет» козинцев

«Гамлет» — это очень просто

Григорий Козинцев почти всю жизнь размышлял о «Гамлете», писал о нем, ставил в театрах Ленинграда. А однажды вдруг процитировал Гамзатова и сам себе сказал, что «Гамлет» – это очень просто. Можно и так сказать. Хотя к съемкам фильма режиссер готовился восемь лет, смотрят «Гамлета» до сих пор и думают, и говорят, и пишут…

Читать

«Под покровом ночи». Между строк
голливуд заребежное кино под покровом ночи том форд

«Под покровом ночи». Между строк

Том Форд является человеком, который на личном примере подтверждает распространенную формулу «талантливый человек талантлив во всем». Первый фильм Тома Форда «Одинокий мужчина» получил весьма неплохие отзывы и номинацию на «Золотого льва». Колин Фёрт, как исполнитель главной роли, за этот же фильм получил награду как лучший актер. Дебютировал Том Форд достойно. Так что вполне ожидаемо, что от его второго фильма «Под покровом ночи» зрители и критики ожидали некоего эстетического откровения и свежего взгляда.

Читать

Лед тронулся
«Ледокол» наше кино Николай Хомерики современное кино

Лед тронулся

Лишь только смолкли разговоры об «Экипаже» Николая Лебедева, как в российском кино вновь вспомнили о блокбастерах: на большие экраны вышел «Ледокол» Николая Хомерики. Несмотря на то что обе картины принадлежат к одному и тому же жанру, проводить между ними параллели неосновательно, ибо первый сразу апеллирует статусом фильма-катастрофы, а второй лишь прикрывается им. Николай Хомерики намеренно отказывается от характерных приемов, превращающих фильм в заурядный аттракцион, в пользу человеческой истории. Само столкновение корабля с айсбергом перенесено на второй план, а основной рассказ зиждется на взаимодействии экипажа – крепких и стойких мужчин, оказавшихся в замкнутом пространстве при экстремальных условиях.Многомиллионный бюджет не повлиял на содержательность картины – авторский почерк все равно узнаваем. Звездный актерский состав не создал дисгармонии – никто не перетягивал одеяло на себя. Но что самое главное и, пожалуй, бесценное– «Ледокол» лишен излишнего пафоса и неуместной бравурности, коими так грешат в последнее время российские режиссеры. О том, почему фильм Хомерики можно считать одним из самых успешных в 2016 году, будет наша рецензия.

Читать

Совершенно незнакомые. Рецензия на фильм «Идеальные незнакомцы»
драма зарубежное кино итальянское кино комедия

Совершенно незнакомые. Рецензия на фильм «Идеальные незнакомцы»

Именно так переводится на русский язык название фильма Паоло Дженовезе, который в России с легкой руки прокатчиков появился как «Идеальные незнакомцы». Тайны есть у всех – если не в телефоне, так в голове, и, наверное, каждый должен задуматься о том, что он скрывает и как это может повлиять на его близких. Например, что станет с вашей жизнью, если содержимое вашего телефона станет всеобщим достоянием?

Читать

«В джазе только девушки». Комедия сознательного и бессознательного
В джазе только девушки зарубежное кино комедия

«В джазе только девушки». Комедия сознательного и бессознательного

Проходят годы, меняются поколения, а эта история остается все такой же остроумной, как в момент появления на экране в Нью-Йорке 29 марта 1959 года. Два друга и неудачливых музыканта становятся случайными свидетелями гангстерской разборки. Чтобы спастись от возмездия, бедняги решаются на авантюру – бежать во Флориду с женским джазовым оркестром (переодевшись в дам, разумеется). Горе-авантюристы даже не представляют, во что это приключение им обернется. Кинокартина «В джазе только девушки» Билли Уайлдера получилась первоклассной квинтэссенцией музыкальной комедии с гангстерским боевиком. Это редкий пример комедии положений, в которой использование «запретных» тем не сводит ее в разряд «отвратительных и пошлых». Что же помогло американскому режиссеру возвести свое детище в лик бессмертных?

Читать

Аксиома жизни
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини

Аксиома жизни

Как часто в этом мире человеку приходится делать выбор и как тяжело приходится тем, кто ни во что не верит. Сняв в 1959 году «Сладкую жизнь» Федерико Феллини сумел запечатлеть душевные терзания молодого человека, заблудившегося в хаосе современной жизни. Растрачивая себя на развлечения и угодничество, герой интуитивно чувствует, что упускает нечто важное. Однако он не ищет правды: окружающая действительность приносит одни разочарования. Почему же, вкусив греховных плодов, феллиниевский Марчелло Рубини не погибает подобно бальзаковскому Рафаэлю де Валентену? И почему Феллини называет жизнь «сладкой»?

Читать

Рецензия на фильм «Дневник первоклассника»
«Дневник первоклассника» наше кино рецензия

Рецензия на фильм «Дневник первоклассника»

Всего один день напрочь переломил ровные будни молодой московской семьи. Всего один день, зато какой! Принято считать его праздничным, что, в общем, соответствует истине: 1 сентября (а именно о нем идет речь) наши дети садятся за парты, маленькие и большие. Но в память врезается тот, когда все происходит впервые. Когда тяжелый букет оттягивает руку семилетки и хочется поскорее отдать его учительнице, чье имя заучено многократными домашними повторами. Когда ребятенок то и дело оглядывается, бросая взгляды на ровесников, возможно, подсознательно определяя своих будущих друзей. Когда ты в паре с одноклассником или одноклассницей переступаешь порог здания, которое очень скоро закует тебя в свои стены…

Читать

Элегия Леди и Бродяги: Ален Делон и Роми Шнайдер в фильме «Бассейн»
ален делон бассейн жак дере роми шнайдер французское кино

Элегия Леди и Бродяги: Ален Делон и Роми Шнайдер в фильме «Бассейн»

Вода – один из самых сложных и противоречивых символов в мировой культуре, ведь она является символом как жизни, так и смерти. А что такое означает бассейн? Искусственно созданное водохранилище, символ процветания и богатства? Или это такая же неотъемлемая часть водной артерии, что и реки? В одноименном фильме Жака Дере бассейн – это резервуар, в глубине которого запрятаны потаенные страхи и инстинкты. Когда баланс этого микромира оказался нарушен, самые темные демоны вырвались наружу. На маленькой вилле Лазурного побережья чуть не разразился апокалипсис, где виновными оказались все обитатели. К 45-летнему юбилею удивительного по накалу страстей кинофильма мы попытаемся найти ответ на вопрос: «Можно ли было предотвратить трагедию Жан-Поля и Марианны?», а заодно вспомним потрясающую пару Алена Делона и Роми Шнайдер.

Читать

Преждевременное письмо
михаил калатозов наше кино неотправленное письмо рецензия татьяна самойлова урусевский

Преждевременное письмо

Фрэнсис Форд Коппола открыто признавался, что, снимая «Апокалипсис сегодня», находился под впечатлением «Неотправленного письма» – советского фильма, который у себя на родине подвергся немилосердной критике и почти провалился в прокате.

Читать

Русский характер
«Судьба человека» драма кино наше кино сергей бондарчук

Русский характер

Чем дальше Великая Отечественная война уходит в историю, тем сильнее события этого страшного времени, отраженные в кинематографе, привлекают к себе внимание именно глубиной человеческого духа. Сколько создано фильмов о тяжелых людских судьбах, изуродованных войной… Но уже новые зрители предпочитают смотреть истории не столько о сражениях, сколько о внутренней силе советского человека, проявленной в страшную военную годину: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Звезда», «А зори здесь тихие…», «Отец солдата», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни “старики”»… И, конечно же, в этом списке одно из почетных мест занимает фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», который вышел на экраны страны 12 апреля ровно 55 лет назад.

 

Читать

«Берегись автомобиля». Вероятно невероятная история
берегись автомобиля комедия наше кино эльдар ряанов

«Берегись автомобиля». Вероятно невероятная история

Тенденции, появившиеся в советском кинематографе в период оттепели, затронули все жанры, включая комедию. Постепенно на смену историям борьбы с отдельными недостатками жизни стали приходить фильмы, в которых менялись коллизии, менялись герои, менялись интонации. Комедия уходила от условного жизнеподобия – иногда в явную эксцентрику, как у Леонида Гайдая, или в большую бытовую достоверность, как в первых комедиях Эльдара Рязанова. Авторы старались изобразить на экране мир таким, чтобы зрители среди героев кинофильма могли узнать себя, а предлагаемые обстоятельства – такими, с которыми обычный человек мог столкнуться в жизни. Конечно, для комедии этот подход был еще сложнее, чем для других жанров. Ведь найти в реальной жизни и изобразить смешные положения значительно сложнее, чем в придуманном условном мире.

Читать

«Укрощение строптивого»: любовь без правил
«Укрощение строптивого» итальянское кино

«Укрощение строптивого»: любовь без правил

«Иногда хорошо любить – значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть – значит любить», – поговаривал знатный сатирик и гуманист Эразм Роттердамский. Действительно, любовь и ненависть как два сильных чувства шагают бок о бок. И нить, разделяющая их, столь тонка, что мы в одно лишь мгновение можем перестать любить и начать люто ненавидеть, или наоборот. Испокон веков сюжеты о трансформации чувств занимали ведущие позиции в мировой литературе, а позже и в кино.

Читать

Тоска по братству
война война в кино кино о войне

Тоска по братству

На рубеже 1920–1930-х мировой кинематограф стал все чаще возвращаться к теме прошедшей мировой войны. Что-то, очевидно, носилось в воздухе. Может быть, предчувствие новых катастроф? А может быть, были и более простые причины – например, приход в кино звука. Как в эпоху изобретения кино главным сюжетом оказались задвигавшиеся изображения, так теперь им стали зазвучавшие изображения, а батальный звукоряд представлялся в высшей степени киногеничным.

Читать

В огне брода нет…
в огне брода нет глеб панфилов наше кино

В огне брода нет…

Для своего дебютного полнометражного фильма выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров свердловчанин Глеб Панфилов, получивший распределение на «Ленфильм», совсем не случайно выбрал довоенный рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте» – о трогательной любви красноармейца Алешки и санитарки Тани Теткиной, мечтавшей стать художницей. И также не случайно сценарий, написанный им вдвоем с маститым сценаристом, в результате получил название «В огне брода нет». 

Читать

Все проходит? Рецензия на фильм «Манчестер у моря»
зарубежное кино манчестер у моря рецензия

Все проходит? Рецензия на фильм «Манчестер у моря»

«Все проходит…» ‒ утверждал мудрый царь Соломон. Все ли? Естественно, у каждого свой характер, склад ума, сила эмоций, способность вычеркивать из пережитого горькие раны, чтобы не обременять страданием. Но неужто подлинные утраты с течением дней, месяцев, лет оставляют только бледнеющие со временем шрамы, лишь изредка о себе напоминающие? Не верится. Пусть боль уже не с той силой бушует и требует выхода. Пусть все уже загнано вглубь. Но все еще живо, вставая в памяти и против нашего желания.

Читать

«Ее звали Муму», или Жесткий сатирический взгляд на российскую оппозицию
владимир мирзоев ее звали муму наше кино российское кино

«Ее звали Муму», или Жесткий сатирический взгляд на российскую оппозицию

Владимир Мирзоев, прежде всего театральный режиссер, проработавший значительное время в Канаде, либерал, провокатор в кино (его «Борис Годунов» 2011 года по А. С. Пушкину был практически запрещен к показу на телевидении), вновь снял неоднозначный фильм. Первый показ картины «Ее звали Муму» прошел в январе уже прошлого года в «Гоголь-центре». Фестивальная премьера состоялась в сентябре на XXV Открытом фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок». Проката у фильма не было и, видимо, не будет. В конце октября картина (неожиданно для журналистов и общественности) показали на канале ТНТ. 22 декабря состоялся показ в московском Доме кино.

Читать

Подними голову – пришло «Время первых»!
21 век время первых кино россии киселев наше кино

Подними голову – пришло «Время первых»!

Наши соотечественники-кинематографисты привыкли кормить нас массовым развлекательным кино. При этом задача заставить зрителя размышлять после просмотра кажется излишней, основная цель – убедить нас заплатить за билет, чтобы оправдать бюджет съемок. О переживаниях, о возбуждении в зрителе внутреннего стремления к саморазвитию, о пробуждении в нем чувства гордости и даже патриотизма речь не идет. В конце концов мы ведь давно перестали снимать «кино эпохи», хотя именно по нему ностальгируем более всего…

Читать

Рецензия на фильм «Великая стена»
великая стена китайское кино стена

Рецензия на фильм «Великая стена»

Опасная, хоть и предсказуемая тенденция наметилась у голливудских кинематографистов. Неуемная жажда доказательства собственной незаменимости в спасении всего мира на фоне прихода со своим уставом в чужой монастырь. Великий комплекс после 1945-го? Желание формировать и контролировать мировое общественное сознание? Или все вышеназванное, помноженное на уверенность в собственном бессмертии?

Читать

«В шесть часов вечера после войны»
В шесть часов вечера после войны

«В шесть часов вечера после войны»

В начале 2000-х в одной из телепередач прошло интервью с ветераном Великой Отечественной войны. У него спросили, какой из фильмов о войне, на его взгляд, отразил происходящее правдивее всего. Ветеран ответил: «В шесть часов вечера после войны».

Читать

«Шербурские зонтики» на новый лад
голливуд зарубежное кино. кино 21 века ла-ла-ленд рецензия

«Шербурские зонтики» на новый лад

Фильм «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла представляет собой весьма приятный с визуальной точки зрения сюжет о влюбленной паре, которая проходит через жизненные трудности. Фабула картины достаточно проста, что не делает ее менее трогательной и душевной. Но если брать за основу идею новизны, о которой не раз упоминали критики в отношении «Ла-Ла Ленда», что же такого принципиально нового в этом фильме?

Читать

«Пятьдесят оттенков серого». Сказки бессмертны?
голливуд зарубежное кино пятьдесят оттенков серого рецензия

«Пятьдесят оттенков серого». Сказки бессмертны?

Одна из самых старых, удивительных в ее очаровательном простодушии сказок – вечная «Золушка», которую, наверное, уже тысячу раз сварьировали, трансформировали, адресовали многим поколениям художники. Притом творящие едва ли не во всех сферах, в том числе и в кино. Не счесть, сколько раз являлась в мир знаменитая замарашка, которая непременно выигрывает свой шанс в сражении с жизнью – а именно становится женой принца (правда, сегодня это уже не столь престижно) или миллиардера, случается главы какого-нибудь скромного государства где-то в Европе. Иногда личности знаменитой, снисходящей к тихой скромнице, не успевшей смыть золу со своих трудолюбивых рук…

Читать

«Но дружбе мы по-старому, по-прежнему верны…»
«Верные друзья» комедия михаил калатозов наше кино рецензия

«Но дружбе мы по-старому, по-прежнему верны…»

Всем известно, как быстро устаревает под напором времени актерская и исполнительская манера, некоторые темы, форма рассказа. То, что казалось потрясающим сегодня, завтра может выглядеть смешным и невозможно фальшивым. Исключения только подчеркивают, оттеняют это правило. Таким исключением можно назвать комедию Михаила Калатозова «Верные друзья», которая вышла на экраны ровно 60 лет назад, 20 апреля 1954 года, и стала глотком свежего воздуха для зрителей всей страны. Не так часто показывают этот фильм, но всякий раз, когда он на экране, видишь, как через эстетику соцреализма картина все равно умудряется всерьез говорить о главных человеческих ценностях.

Читать

По-английски точно, по-итальянски прекрасно
«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли

По-английски точно, по-итальянски прекрасно

47 лет – солидный срок, но не для подлинных произведений искусства. Кинокартина «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли, несомненно, относится к таковым. Невероятно тонкое, чувственное и органичное творение итальянского маэстро до сих пор считается эталоном для экранизаций классических произведений. 

Читать

Горе от любви. «История Адели Г.»
«История Адели Г.» франсуа трюффо французское кино

Горе от любви. «История Адели Г.»

Простая истина: для создания фильма, который пришелся бы зрителю по вкусу, необязательно прибегать к техническим или художественным изыскам. Поэтому сегодня мы не будем говорить о новаторских приемах и уникальных средствах выразительности, а сосредоточимся на сюжетной фабуле и ее интерпретации. «История Адели Г.» – камерное кино Франсуа Трюффо, основанное на реальных событиях из жизни дочери Виктора Гюго Адели, ставшей жертвой безответной любви и роковой страсти к английскому лейтенанту. Перед французским режиссером стояла непосильная задача, ведь фигура классика мировой литературы и все с ним связанное – сакрально. Но Трюффо смог справиться со всеобщим недоверием и скептицизмом, сделав великого писателя в фильме – абстрактным персонажем, которого никто не видит. Гюго здесь – «голос разума», к которому желательно бы прислушаться, да сердце не позволяет. Молодая и прекрасная Адель любит, несмотря ни на какие преграды, она готова отправиться за любимым хоть на край света. У нее есть все, чтобы стать счастливой (красота, находчивость и ум), но всего этого ей так и не хватает, чтобы услышать заветное «да». Прежде романтическая история оборачивается в трагедию. Приходится с грустью констатировать: когда любовь превращается в одержимость, хеппи-энд становится невозможным…

Читать

Лицо греческой трагедии
«Медея» итальянское кино мария каллас Пазолини

Лицо греческой трагедии

О разрушительной силе природы человеческих страстей говорилось с незапамятных времен. Что в мгновения «духовного затмения» руководит человеком? Собственная слабость, коварство судьбы, кара небес или просто злой рок? У каждого поколения в разные эпохи были свои объяснения. Пожалуй, самые яркие и в то же время драматические трактовки получились у небезызвестных Эсхила, Софокла и Еврипида. Их мощнейшие по эмоционально-душевному накалу трагедии не утратили своей актуальности и в наши дни. Кто из режиссеров был не прочь перенести события из жизни царя Эдипа, Ипполита, Прометея, Антигоны и других героев древнегреческих трагедий на экран, но не каждому удалось постичь эстетику специфичного жанра, ведь в случае с этими персонажами необходимо не просто констатировать факты из литературного источника, а уметь заглядывать в душу персонажей. Но не будем категоричны, в гигантской киногалерее все-таки есть несколько работ, достойных оригинала. Примечательно, что автор их один – эксцентрик, человек с тяжелой судьбой Пьер Паоло Пазолини. Его «мифическая дилогия» («Царь Эдип», «Медея») вызвала безумный резонанс у публики и нарекания среди критиков, никого не оставив равнодушным. Сегодня в центре нашего внимания полотно Пазолини «Медея» с Марией Каллас в главной роли – доподлинный образец немногословности и самоотверженности.

Читать

Возвращение фильма «Новый Вавилон»
«Новый Вавилон» наше кино рецензия

Возвращение фильма «Новый Вавилон»

Идея поставить фильм о Парижской коммуне Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу поначалу показалась странной. Создатели Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), неуемные мальчики-фэксы, четыре года назад ворвавшиеся на Ленинградскую киностудию со своим хулиганским дебютом «Похождения Октябрины», в одночасье превратились в мэтров, снимающих без остановки, воспитывающих актеров своей школы, собравших свою киногруппу (оператор Андрей Москвин, художник Евгений Еней) и помыкающих сценаристами, среди которых были лучшие филологи (Адриан Пиотровский, Юрий Тынянов, Юлиан Оксман). И хотя выход как минимум трех из шести, снятых к тому моменту фэксами фильмов («Похождения Октябрины», «Чертово колесо» и «Шинель»), по выражению Трауберга, сопровождался «увесистыми ударами» критики, на их долю выпал уже и шумный успех. Мелодрама из жизни декабристов «СВД», прозванная Виктором Шкловским «самой нарядной лентой Советского Союза», принесла Козинцеву и Траубергу всенародное признание.

Читать

Имена

Пьер Этекс. Триумф клоуна
зарубежное кино комедия комик пьер этекс

Пьер Этекс. Триумф клоуна

Ладный почтальон из «Моего дядюшки» (1958) Жака Тати мчит на своем велосипеде сквозь людный парижский квартал. Он на секунду притормаживает, чтобы подсадить хорошенькую курносую соседку господина Юло, и вновь скрывается за поворотом. Спустя минут 20 экранного времени мы видим его же, входящим в бистро «У Марго». Туда уже устремились крошечный месье Венсан с огромным сачком, Гастон в плаще, накинутом на пижаму, и с пружинящей от вина походкой и другие местные жители, неспешно собирающиеся вместе, чтобы за разговорами о последних новостях пропустить стаканчик-другой перед воскресным обедом.

Читать

Вивьен Ли. Леди Непоколебимость
Вивьен Ли

Вивьен Ли. Леди Непоколебимость

В этой женщине сочетались черты из разных эпох. Рассудительная по-современному, благородная и честолюбивая по-викториански, преданная и страстно любящая по-шекспировски, упрямая и целеустремленная — как все великие люди всех времен и народов. В ней было что-то от Джейн Эйр, что-то от Джульетты Капулетти. Безусловно, она унаследовала какие-то черты от Майры Лестер, Бланш Дюбуа и, конечно же, от Скарлетт О’Хара. Ее ни в коем случае нельзя было назвать медиа-персоной в современном понимании. Она терпеть не могла вмешательства посторонних в ее частную жизнь. Ее закрытость стала поводом для сплетен и спекуляций. Многие считали ее высокомерной, кто-то капризной, некоторые даже распутной. Но этой женщине было все равно. В ее жизни не существовало ничего важнее театра, кино и любимого мужчины. Она жила искусством и пожертвовала собой ради него. 5 ноября 1913 года в Индии родилась Вивиан Мэри Хартли, известная миру как Вивьен Ли

Читать

Чудо Александра Медведкина
Александр Медведкин

Чудо Александра Медведкина

В год столетия со дня рождения Александра Медведкина историк кино Николай Изволов писал в «Киноведческих записках» (№49 за 2000 год): «Медведкин – один из самых оригинальных авторов мирового кино. Тем не менее до сих пор нет ни одного специального исследования медведкинской поэтики, которое установило бы внутреннюю взаимосвязь и смысловую зависимость его различных художественных открытий, зачастую столь непохожих друг на друга».

Читать

Мир фильмов Андрея Тарковского
имена наше кино режиссер тарковский

Мир фильмов Андрея Тарковского

В истории кинематографа есть два русских имени, которые известны и почитаемы во всем мире – это Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский. Можно по–разному относиться к этим режиссерам, любить или не любить их фильмы, но отрицать того, что они составляют гордость и славу нашего кино, нельзя.

Читать

Актриса с планеты Земля

Горько, что эти женщины исчезли с экрана. Горько, потому что их заменила толпа длинноволосых блондинок и брюнеток, похожих друг на друга, независимо от того, дочь ли это миллиардера или полунищей уборщицы. Толпа якобы наивных девушек, брошенных любимым или из-за желания «сделать карьеру» благодаря выгодному браку, или чисто по врожденной безответственности.

Читать

Орсон Уэллс. Вундеркинд Голливуда
голливуд зарубежное кино орсон уэллс

Орсон Уэллс. Вундеркинд Голливуда

Героя нашего рассказа во многом упрекали, обвиняли в мистификаторстве: дескать, не может один человек блестяще играть в театре и кино, снимать шедевральные фильмы, писать сценарии, ставить гениальные спектакли, виртуозно играть на музыкальных инструментах и делать все это одновременно. А он как бы назло общественному мнению подчеркивал свою уникальность и с заметной частотой напоминал о ней. Как только его ни обзывали: зазнайкой, параноиком, чертовым эгоистом, бессовестно самовлюбленным гордецом, отвратительным снобом, но ничто не задевало Орсона Уэллса всерьез. Этот человек мыслил совсем в других категориях.

Читать

Его фильмы остались… Навсегда
анджей вайда зарубежное кино польское кино

Его фильмы остались… Навсегда

Казалось, Вайда всегда будет с нами. Возможно, еще и потому, что великий режиссер почти каждые два-три года снимал картины, обращенные к проблемам, которыми в эти годы жила не только его родина, Польша, но и весь огромный современный мир, сотни миллионов людей. Его обращения к ним были неизменно исполнены подлинной человеческой правды, которая – на века. И еще неизменным стремлением к свободе. Для Анджея Вайды свобода была самой верной опорой правды, открытого волеизъявления, борьбы за право жить по законам совести.

Читать

Неповторимая Целиковская
наше кино целиковская

Неповторимая Целиковская

В середине 1990-х годов, к 100-летию рождения кинематографа, Госфильмофонд России выпустил две книги, вернее, два тома одной книги, которая называлась «Великие и неповторимые». Первый том составили статьи о звездах зарубежного кино 1930–1940-х годов, а второй том посвящен звездам отечественного кино тех же десятилетий. В книгах множество прекрасных фотографий. Но самым неожиданным было то, что как приложения к книгам были выпущены пластинки с записями музыки из фильмов и песен в исполнении киноактеров, о которых рассказывают тексты.

Читать

Александр Кайдановский. «Ему нравилось выпадать из контекста»
актер имена кайдановский наше кино

Александр Кайдановский. «Ему нравилось выпадать из контекста»

«В его внешности было то, что англичане называют historical features, “исторические черты”, то есть отголоски стилей иных эпох. Видимо, поэтому он был так органично достоверен в ролях белых офицеров, в экранизациях Чехова и Достоевского, в образе Ланселота. Но эта четкая скульптурная красота была лишь обманчивой оболочкой, прикрывающей ускользающий неясный образ, загадку которого уже не постичь никому» (Анна Суворова, востоковед). 

Читать

Дерзкая, свободная, бесстрашная Шарлиз Терон
голливуд имена Шарлиз Терон

Дерзкая, свободная, бесстрашная Шарлиз Терон

Известный продюсер Харви Вайнштейн не хотел снимать Шарлиз Терон в фильме «Азартные игры», мотивируя это тем, что она «слишком красива». Актриса в этой картине все-таки снималась, и довольно успешно. Не исключено, что слова продюсера запомнились актрисе. Во всяком случае, в 2004 году Терон сыграла героиню картины «Монстр», уродливую проститутку Эйлин Уорнос, и сыграла блистательно. За что была удостоена премий «Оскар», «Золотой глобус», «Серебряный медведь» и т. д.

Читать

Грейс Келли. Аристократичность по-американски
Грейс Келли.

Грейс Келли. Аристократичность по-американски

Положение о том, что внешность играет немаловажную роль в создании кинообраза, никого не вводит в заблуждение. На что только не идут начинающие актеры, чтобы запомниться зрителям и как часто их грандиозные планы по завоеванию киноолимпа разрушаются из-за режиссерской или продюсерской формулировки: «Эта роль не для твоего лица». Неуверенный в себе лицедей обидится и замкнется, а его антагонист, наоборот, по-спортивному обозлится и начнет совершенствовать свою игровую пластику, ведь великими становятся не благодаря чему-то, а вопреки. Сколько имен актрис и актеров, ставших заложниками архетипичной внешности, знает история! Серьезные трудности с преображением всегда возникали у белокурых красавиц нордического типа. Как правило, в кадре они не излучают тепла, в них нет чувственности, их лица каменны, манеры подчеркнуто аристократичные, но сердца всегда неприступные.

Читать

Российский кинематограф без границ
филипп абрютин

Российский кинематограф без границ

В этом году отечественные картины не вошли в основные программы Каннского кинофестиваля, что вызвало определенную тревогу и пессимизм у тех, кто неравнодушен к отечественному кинематографу. Однако присутствие в конкурсе студенческих работ Cinefondation сразу двух российских короткометражек – «14 шагов» Максима Шавкина и «Возвращение Эркина» Марии Гуськовой, участие отечественных дебютантов в деловых программах фестиваля, их активность в поисках зарубежных и российских инвесторов и партнеров позволяют надеяться, что молодое российское кино «на подъеме» и эта активность должна привести к новым победам и прорывам нашего кино. Сопредседатель правления Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер, режиссер Филипп Абрютин как никто другой может рассказать о будущем отечественного кинематографа, ведь именно поддержкой дебютантов занимается эта организация

Читать

Юбилей Мастера Марлена Мартыновича Хуциева
марлен хуциев Юбилей Мастера Марлена Мартыновича Хуциев

Юбилей Мастера Марлена Мартыновича Хуциева

2015 год – юбилейный для великого классика отечественного кино, большого друга Госфильмофонда Марлена Мартыновича Хуциева. Архив начал праздновать 90-летие мастера, посвятив ему специальную программу «Хуциев: невошедшее, неоконченное, недооцененное» на фестивале «Белые столбы – 2015». Вслед за нами юбилей маэстро уже отметили в Лиссабоне, на Корсике и в Берлине. Впереди крупная ретроспектива в Локарно. В апреле этого года организаторы международного фестиваля кино Центральной и Восточной Европы GoEast в сотрудничестве с Госфильмофондом России подготовили большую программу Hommage – Portrait. В немецком Висбадене с 24 по 27 апреля зрители смогли познакомиться не только с творчеством классика, но и побывать на его мастер-классе. Марлен Мартынович лично представлял фильмы перед просмотрами и отвечал на вопросы аудитории. Куратором программы стала давний друг Госфильмофонда – известный европейский киновед, большой специалист по советскому кино Барбара Вурм, по праву считающаяся одной из лучших зарубежных славистов. Ею было предложено название ретроспективы, как нельзя лучше описывающее творческий стиль режиссера, – «Вечно молодой».

Читать

Бродяга Иван Перестиани
Иван Перестиани наше кино

Бродяга Иван Перестиани

Самый знаменитый фильм Перестиани – «Красные дьяволята», первый приключенческий боевик советского кино 1920-х для обычного зрителя, не занимающегося историей кино, сейчас выглядит курьезом. Зато книга Ивана Николаевича читается почти как исторический роман. Нынешний зритель может смотреть на «Красных дьяволят» свысока. Но читатель мемуаров никакого превосходства почувствовать не сможет. Наоборот, возникает ощущение собственной ущербности, что нет уже ни той преданности профессии, ни той веры в преобразующую силу кино и т. д. и т. п.

Читать

Юбилей Мастера
марлен хуциев

Юбилей Мастера

2015 год – юбилейный для великого классика отечественного кино, большого друга Госфильмофонда Марлена Мартыновича Хуциева. Архив начал праздновать 90-летие мастера, посвятив ему специальную программу «Хуциев: невошедшее, неоконченное, недооцененное» на фестивале «Белые столбы – 2015». Вслед за нами юбилей маэстро уже отметили в Лиссабоне, на Корсике и в Берлине. Впереди крупная ретроспектива в Локарно.

Читать

О добре, дружбе и варежке
качанов Мир мультфильмов мультфильмы наше кино

О добре, дружбе и варежке

Создатель знаменитых и всеми любимых мультипликационных фильмов, таких как «Варежка», «Тайна третьей планеты», «Чебурашка», Роман Абелевич Качанов родился в Смоленске в 1921 году. Рисовал, как он говорил, сколько себя помнил. Еще будучи мальчишкой, он занимался рисованием в городском Доме пионеров, там его работы увидел художник-иллюстратор Федор Лабренц, которого Качанов впоследствии называл своим первым учителем. А первым материальным доказательством способностей юного Романа стал заработок за плакаты, которые он нарисовал.

Читать

Ингрид Бергман. Очарование по-шведски
Ингрид Бергман

Ингрид Бергман. Очарование по-шведски

Рано или поздно в жизни женщины наступает момент выбора – семья или карьера. Чем-то приходится поступиться, ибо в условиях напряженных рабочих будней на семейные хлопоты остается ничтожно мало времени. Наглядна в этом случае судьба голливудской суперзвезды Грэйс Келли. Чтобы обрести счастье, нужно чем-то пожертвовать. Героиня нашего сегодняшнего рассказа предпочла другой путь. У нее, конечно, были дети и любимые мужчины, но в решающие моменты она оставляла выбор в пользу искусства. Зачастую это давалось нелегко, и режиссеры, инстинктивно чувствуя ее душевные терзания, помогали справиться с ними на экране. Неудивительно, что тема выбора станет лейтмотивом ее кинофильмов. Она с достоинством принимала вызовы повседневности и всегда выходила из них победительницей. Она была невероятно упряма и аристократично прекрасна. В конце концов, она была Ингрид Бергман…

Читать

Евгений Жариков
Евгений Жариков имена наше кино

Евгений Жариков

Со второй половины 1950-х годов, в период так называемой оттепели, советское кино стало обогащаться новыми жанрами, новыми, более разнообразными персонажами и, конечно, новыми актерскими лицами. Евгению Жарикову повезло прийти в киноискусство как раз в эту пору. Его внешность можно назвать универсальной: он мог стать на экране и молодым офицером, и будущим дипломатом, и сказочным Лелем, и сотрудником революционных органов милиции… Органичность в любой роли, чувство меры в актерских средствах и способность чутко отвечать на задачи, поставленные режиссерами, делали Жарикова постоянно востребованным. Хотя часто роли не были главными, но всегда важными для общего замысла.

Читать

Почему «Учитель»?
Сергей Герасимов

Почему «Учитель»?

20-е годы ХХ века в России (тогда Советской России) – время дерзких, самоуверенных, революционных надежд на переделку мира и человека. Все виды искусства (а кино особенно, как самое доступное массам) участвовали в этой «переделке». И как раз в эти годы в среде кинематографистов оказались будущие авторы фильма «Учитель».

Читать

Николай Рыбников. Поставьте многоточие…
актер наше кино Николай Рыбников

Николай Рыбников. Поставьте многоточие…

В историю кинематографа некоторые люди вписывают свои имена золотыми буквами. Один из них – Николай Николаевич Рыбников. Он стал олицетворением целого поколения рабочих 1950-х годов. Зрителям сразу понравился сталевар Саша Савченко из «Весны на Заречной улице»: искренний, честный, веселый, свой парень, а главное – настоящий, как будто реальный человек, а не образ, воплощенный на экране актером. В персонажах Рыбникова поразительно сошлись все чаяния зрителей тех лет о киногерое.  13 декабря талантливому актеру исполнилось бы 85 лет

Читать

Любовь Орлова – советская кинодива
Любовь Орлова

Любовь Орлова – советская кинодива

Дата рождения Любови Орловой очень долго оставалась неизвестной, актриса тщательно скрывала свой возраст. Когда спрашивали, сколько ей лет, она ставила задающего в тупик: «А сколько дадите?». И правда, вплоть до 1950-х годов было крайне сложно дать ей какой-то определенный возраст. Можно даже сказать, что с каждым десятилетием Орлова, а также ее экранные героини становились все моложе, но не возрастом, а внешностью. Ходили легенды, что Любовь Петровна была одной из первых советских кинозвезд, пользующихся услугами пластического хирурга. Правда это или нет, сейчас уже неважно. Подобных легенд, связанных с именем Орловой, существует много, и этот факт свидетельствует лишь о том, что она была настоящей звездой экрана, кинодивой, королевой «советского Голливуда».

Читать

Грустный человек Александр Володин
александр володин наше кино режиссер

Грустный человек Александр Володин

Вскоре после смерти Володина знаменитый кинорежиссер Алексей Герман говорил: «Помню Володина в те времена, когда в БДТ ставили “Пять вечеров”. …Товстоногов понимал, что имеет дело с очень крупным автором, но все же масштабов его не представлял. Помню однажды он, как всегда в нос, воскликнул, обращаясь к нашему завлиту Дине Шварц: “Вы что, хотите сказать, что это современный Чехов?” – “Да, Георгий Александрович, – ответила Дина. – Это современный Чехов. Мы умрем, и выяснится, что это Чехов, только называется он Володин”. Время прошло, и я думаю, что это примерно так и есть».

Читать

«Я – просто Миронов»
актер андрей миронов наше кино

«Я – просто Миронов»

«Для детей он был идеалом ловкости, смелости, остроумия, находчивости и веселья. Для женщин – идеалом любви. Людям зрелым он давал пищу для размышлений, обогащал своим интеллектом наше представление о жизни, об искусстве. Для людей старшего поколения он был дорог своим нежным ностальгическим умением унестись в начало нашего века, напевая те песенки, которые в детстве напевал ему отец» – так охарактеризовала всенародно любимого талантливого актера Андрея Миронова актриса Вера Васильева

Читать

Станислав Говорухин. Под крышами России
наше кино режиссер Станислав Говорухин

Станислав Говорухин. Под крышами России

Однажды прочла: «Когда он (Станислав Говорухин. – Прим. ред.) выходит к людям где-нибудь не в Москве, а на аудиторию в Красноярске, в Ханты-Мансийске, в Кемерово или в Кисловодске, он видит восторженную любовь к себе…» Скромная коррекция – есть такая аудитория и в столице. В принципе же в этой цитате, в этой вроде бы простой фразе, удивительно сконцентрировалось некое противоречие, даже противостояние, долгие годы сопровождающие путь Станислава Сергеевича Говорухина. Практически до нынешних дней.

Читать

Великий экспериментатор Лев Кулешов
Лев Кулешов

Великий экспериментатор Лев Кулешов

Имя Кулешов как пароль – его знают все, кто причастен к искусству кино. В предисловии к книге Льва Кулешова «Искусство кино» (1929) его бывшие ученики и будущие отечественные киноклассики – режиссеры и актеры Всеволод Пудовкин, Борис Барнет, Леонид Оболенский, Сергей Комаров, Владимир Фогель писали: «Кинематографии у нас не было – теперь она есть. Становление кинематографии пошло от Кулешова… Мы делаем картины – Кулешов сделал кинематографию».

Читать

Война лейтенанта Чухрая
наше кино режиссеры чухрай

Война лейтенанта Чухрая

Когда на вступительных экзаменах во ВГИКе в 1946-м Григория Чухрая, только что демобилизованного лейтенанта с осколком в легком, спросили: «Не кажется ли вам, что то, чем вы занимались в армии, и то, чем хотите заниматься в искусстве, – слишком разные вещи?», он твердо ответил: «Не кажется». И пояснил:«Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства.Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же».

Читать

Иван Перестиани в поиске своего кино
Иван Перестиани

Иван Перестиани в поиске своего кино

Мемуары Ивана Николаевича Перестиани «75 лет жизни в искусстве» (Москва, издательство «Искусство», 1962) были опубликованы через три года после смерти автора. Книгу предваряет посвящение: «Светлой памяти моей матери…». Книг, написанных первым поколением советских кинематографистов, к сожалению, наперечет. А таких, где многие страницы посвящены соратникам, обстоятельствам, атмосфере жизни, а не только собственной судьбе и творчеству, еще меньше.

Читать

Иван Москвин. Из театра в кино
Иван Москвин

Иван Москвин. Из театра в кино

В самом конце 1920-х годов в «Автобиографии» Иван Михайлович Москвин писал: «Родился я в июне 1874 года в Москве, а жить начал с сентября 1893 года – момента поступления моего на драматические курсы Филармонического общества… Шестнадцати лет я уже стал коммерческим человеком, но сильно отравленным театром…»

Читать

Эстет – эксцентрик от соцреализма
Сергей Юткевич

Эстет – эксцентрик от соцреализма

Вышедший из самой гущи авангарда 1920-х годов, ученик Мейерхольда, влюбленный в Маяковского, один из авторов манифеста эксцентризма, который лег в основу легендарной ФЭКС, Сергей Юткевич оставался эксцентриком всю свою жизнь, при этом он стал одним из основателей социалистического реализма.

Читать

Грегори Пек. Мистер Совершенство
актер голливуд грегори пек зарубежное кино

Грегори Пек. Мистер Совершенство

Что характеризует настоящего мужчину? Внешний вид? Вряд ли, ибо мода на блондинов и брюнетов всегда переменчива. Обходительные манеры и умение держать себя на людях? Тоже сомнительно, зачастую под маской джентльмена скрываются циники и хладнокровные эгоисты. Преданность женщине? Звучит романтично, но все мы знаем случаи, когда во имя любви совершаются безрассудства. Настоящий мужчина – это отважный рыцарь, способный отвечать за свои поступки и достойно принимать удары судьбы, это верный товарищ и справедливый судья. А еще он как врач-исцелитель, излечивающий от душевных ран. По крайней мере подобная мысль приходит в голову, когда обдумываешь многогранную жизнь героя нашей сегодняшней рубрики. Он не планировал становиться актером, надеясь связать себя с медициной, но случай перемешал все карты. Он понял, что вылечить людские недуги можно не лекарствами, а благородными ролями в кино. И действительно, некоторые зрители, посмотрев «Убить пересмешника» или «Джентльменское соглашение», исцелялись от депрессии и нервных болезней. Кажется, вы уже догадались, о ком пойдет речь. Давайте же скорее приоткроем завесу тайны и поговорим о самом решительном актере Голливуда – Грегори Пеке!

Читать

Толубеев всегда
Юрий Толубеев

Толубеев всегда

В книге «Юрий Толубеев. Воспоминания. Статьи. Письма», выпущенной в 1988 году, есть рассказ театроведа Веры Ивановой: «Как-то, разговаривая с Григорием Михайловичем Козинцевым об актерах, я увидела, как при имени Толубеева посветлело его лицо: – Толубеев – всегда Толубеев, – сказал он удовлетворенно и радостно».

Читать

Фрэнсис Форд Коппола. Прагматичное безрассудство
Фрэнсис Форд Коппола

Фрэнсис Форд Коппола. Прагматичное безрассудство

Находиться вне поля действия запретов чопорных начальников, вдали от упреков и сомнений, в компании таких же единомышленников, чьи сердца объединяет одна страсть – искусство творить. История знает немало творческих объединений, демонстративно отказавшихся от традиционного порядка вещей во имя нового, но лишь малая часть из них добилась первостепенной задачи. Осуществлению «высоких» планов мешал извечный денежный вопрос. Творческие люди, как правило, лишенные предпринимательской жилки, терпели фиаско. Оставалось два варианта решения – согласиться с условиями ненавистных буржуа и играть по их правилам или бороться, пока удача и вера в собственные силы не покинут. В американских реалиях XX века второй вариант казался сродни фантастике, пока парочка сметливых и поистине одаренных парней не попробовала тактику «работы в стане врага» – снимать кино на своих условиях, сотрудничая с киностудиями, при этом сохраняя статус независимых режиссеров. Подобная тактика подарила миру систему «Нового Голливуда» и его режиссеров: Фрэнсиса Форд Копполу, Джорджа Лукаса, Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга, Стэнли Кубрика, Уильяма Фридкина и многих других. Особенным оказался творческий путь мистера Копполы, который в апреле празднует день рождения

Читать

Путешествие по судьбе Лидии Смирновой
лидия смирнова

Путешествие по судьбе Лидии Смирновой

Тот день, 6 октября 1998 года, в Алма-Ате начался густым, ватным туманом, сквозь который было не под силу пробиться даже самому крохотному солнечному лучу, даже крохотной полоске неба. С этой серой, глубоко осенней гаммой контрастировали яркие плакаты, рекламные полотна, афиши, оповещавшие о фестивальных картинах, заполонивших городской экран. В Казахстане проходил Международный кинофестиваль «Евразия», собравший кинематографистов разных стран и континентов, в том числе и российских. Делегация наша была весьма представительной: известные режиссеры, актеры, кинодраматурги… Среди них было несколько человек, с чьей биографией тесно связаны Алма-Ата, киностудия «Казахфильм»: здесь в годы войны нашли пристанище московские и ленинградские кинематографисты, здесь снимались картины, вошедшие в золотой фонд советского кино. Достаточно назвать «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна.

Читать

Вячеслав Тихонов. Глаза сквозь маску
актеры Вячеслав Тихонов наше кино

Вячеслав Тихонов. Глаза сквозь маску

Когда-то та самая Ванга предсказала прославленному актеру, что «быть ему в мундире» много-много лет. «Вот уж воистину к бабке ходить не надо!» – вправе усмехнуться здесь наш читатель. Ведь каждый, кто видел Вячеслава Тихонова, мог сделать такое вот прорицание безо всякой связи с астралом.

Читать

Леонардо ДиКаприо. Мальчик с рождественской открытки
актеры голливуд зарубежное кино леонардо дикаприо

Леонардо ДиКаприо. Мальчик с рождественской открытки

В коллекциях старых открыток можно найти милые святочные вариации: прелестные мальчик и девочка что-то доверительно шепчут друг другу, стоя под украшенной новогодней елкой. Голубоглазые, трогательные, они радуют глаз, уводя от будничной жизни.  Мальчик по имени Леонардо Вильгельм двух с половиной лет от роду был приведен отцом его Джорджем ДиКаприо на детское телешоу и успешно там выступил. Иначе и быть не могло: малыш удивительно соответствовал некоему идеальному ребенку: красивому, обаятельному, живому. Он с честью выдержал испытание: что-то, должно быть, запало в его память. Что-то прочно вошло в его жизнь, неосознанное, не очень понятное, но близкое его сердцу. Возможно, свою роль сыграла и генетика. Как-никак папа Джордж, автор комиксов, был причастен к миру искусств. Да и человек, рожденный в Лос-Анджелесе, вблизи Мекки кинематографистов – Голливуда, по мере созревания не мог оставаться равнодушным к миру кино, властвовавшему над его родным городом.

Читать

Вооружен и страшно красив
ален делон зарубежное кино французское кино

Вооружен и страшно красив

Это история о французском хулигане с буйным нравом и горячим сердце. Это еще одна счастливая история о человеке, вышедшем из неблагоприятной среды. Это история о мужчине с твердыми убеждениями и поразительной уверенностью в своих силах. Его звезда ярко зажглась на небосклоне Европы, едва он начал сниматься. Он всегда мил и обходителен с дамами, неуступчив в делах и честен с самим собой. А еще он точно не пьет одеколон. Да-да, наш герой – единственный и неповторимый Ален Делон!

Читать

Жерар Депардье: рассвет
актер жерар депардье французское кино

Жерар Депардье: рассвет

«Бессонница, Гомер, тугие паруса…» – писал великий русский поэт Осип Эмильевич Мандельштам, но сегодня – не о нем. Сегодня о том, о ком и Гомер, и Мандельштам могли бы писать в наши дни. Задумаемся: кто бы стал их героем? Героем нашего времени? Вполне возможно, их внимание привлекла бы личность Жерара Депардье, ведь он поистине исполинская фигура в истории мирового кино, парадоксальным образом сочетающая эпический размах и тонкий лиризм, высокий штиль актерской игры и тяжелое дыхание уличных кварталов… Кто же он – многоликий Жерар? Как проходило становление личности актера: его детство, отрочество, юность? Наконец, каким образом он стал тем, кем является сегодня? Будем разбираться.

Читать

Москвич с Кавказа
георгий данелия комедия наше кино режиссер

Москвич с Кавказа

«Кто такой Данелия? Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и всегда неожиданный, даже для тех, кто его хорошо знает. Во-вторых, это просто добрый человек: и талант его добр, и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек своей доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям. Работать с таким режиссером всегда для меня радость. Создание роли перестает быть только работой, а превращается в настоящее творчество» – эти слова Евгений Леонов сказал в день 50-летия Георгия Данелии. И сейчас, 35 лет спустя, под этими словами могут подписаться все, кто работал и работает с режиссером.

Читать

Марчелло Мастроянни. Благородство по-итальянски
итальянское кино Марчелло Мастроянни

Марчелло Мастроянни. Благородство по-итальянски

Лицом эпохи в свое время становились разные актеры. В США это были Генри Фонда, Кларк Гейбл, Джон Уэйн. Во Франции – Бурвиль, Жан-Поль Бельмондо, Жан-Пьер Лео. У Италии были свои герои. То, кем являлся Марчелло Мастроянни для родины, достойно написанию сотен учебных диссертаций. Он был непросто символом процветающей Италии 1960–1970-х годов, он был олицетворением буржуазного общества, испытывающего глубокий кризис из-за падения духовных и нравственных ценностей. Марчеллино невероятно тонко передавал смятение, опустошенность и отрешенность представителей общества декаданса на экран.

Читать

Молодая бабушка Татьяна Пельтцер
Татьяна Пельтцер

Молодая бабушка Татьяна Пельтцер

Несмотря на то что первую свою театральную роль Татьяна Ивановна Пельтцер исполнила, будучи десятилетним ребенком, а на экране впервые показалась в 39 лет, ее никто не помнит в молодости. Коллеги родного «Ленкома» ласково называли ее «бабушкой», совершенно уверенные в том, что она никогда не была молодой…

Читать

Геннадий Юхтин. Когда весна придет
актеры геннадий юхтин наше кино

Геннадий Юхтин. Когда весна придет

Народный артист России Геннадий Юхтин в весенние дни отмечает более 60 лет своей работы в кино и Театре киноактера. За столь длительный срок творческий багаж актера насчитывает уже более 200 фильмов. Среди них – широко известные «Дело Румянцева», «Баллада о солдате», «Неуловимые мстители», «Жаворонок», «Акваланги на дне», сериалы «Петербургские тайны», «Батюшка», ну и, конечно, незабвенная «Весна на Заречной улице», которая до сих пор постоянно идет по телеканалам, а в эфире часто звучит написанная для нее песня «Когда весна придет».

Читать

Братья-разбойники и красный командир
васильевы Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич Васильевы

Братья-разбойники и красный командир

Поиск метода и стиля нового революционного кино с 1920-х годов становится важной составляющей молодых художников. ФЭКСы ищут себя в эксцентрике, Дзига Вертов ищет и конструирует в своих работах «киноправду», Сергей Эйзенштейн отводит центральное место монтажу, Всеволод Пудовкин соединяет возможности монтажа с работой актера. В эти же годы в российском кинематографе появляются режиссеры братья Васильевы. Георгий Николаевич и Сергей Дмитриевич Васильевы, как известно, братьями не были. По характеру это были два совершенно противоположных человека: Сергей – общительный, эмоциональный оратор, Георгий – скрытный, задумчивый молчун. Однако, возможно, благодаря именно этой непохожести режиссеры составили прекрасный творческий тандем.

Читать

Илья Авербах. Правила игры
илья авербах имена. наше кино режиссер

Илья Авербах. Правила игры

За время существования «Ленфильма» (носившего разные имена) было два счастливых периода – 1920-е и 1960-е годы, когда творческие эксперименты и открытия, дух дерзкого сопротивления рутине и цензурным глупостям, атмосфера сложных, но дружеских отношений очень разных художников, привели к созданию фильмов, ставших классикой искусства кино.

Читать

Иван Уфимцев. Совершенно случайно
Иван Уфимцев

Иван Уфимцев. Совершенно случайно

Все, кто как-то связан с профессиональным миром мультипликации, хорошо знают, что в классической (докомпьютерной) анимации, чтобы дорасти до звания режиссера-мультипликатора, как правило, требовались годы, а порой даже десятки лет. И к самостоятельной постановке двигались, проходя все ступени мастерства. Лишь в самом начале, когда советская мультипликация только зарождалась, в 1920-е годы – период проб и ошибок, открытий и экспериментов – разделения по обязанностям почти не существовало – все делали все. Первопроходцы Александр Бушкин, брат и сестра Николай и Ольга Ходатаевы, Юрий Меркулов, Зенон Коммисаренко и другие талантливые экспериментаторы, создавая картины, были и авторами сценариев, и художниками, и режиссерами. Разделение профессиональных обязанностей устанавливалось постепенно. Как правило, вновь пришедшие в мультипликацию поначалу становились художниками-мультипликаторами, затем они могли стать художниками-постановщиками, а только потом, уже набравшись опыта, становились режиссерами. Хотя после овладения определенным ремеслом необязательно было уходить на следующую ступеньку: кто-то мог остаться талантливым мультипликатором, как, к примеру, Борис Меерович, у которого превосходно получалась «мультипликационная погода» – гром-молния, вьюга, метель и прочие катаклизмы; Марина Восканьянц славилась как мастер танцевальных сцен… Ну а среди тех, кто прошел все ступени профессии, такие известные режиссеры, как Борис Дежкин, Роман Давыдов, Федор Хитрук.

Читать

Сложные простаки Леонида Куравлева
актер леонид куравлев наше кино

Сложные простаки Леонида Куравлева

Леонид Куравлев сыграл более 200 ролей в отечественных кинофильмах. Все мы помним фантазера Пашку Колокольникова, Шуру Балаганова, неподражаемого квартирного вора Жоржа Милославского, бандита Копченого, слесаря Афанасия Борщова и гоголевского Хому Брута. Персонажи, сыгранные актером Куравлевым, сводили его с лучшими режиссерами советского кино: Василием Шукшиным, Георгием Данелией, Глебом Панфиловым, Леонидом Гайдаем, Татьяной Лиозновой и другими.

Читать

Грета Гарбо. Нордическая загадка
актер актриса голливуд грета гарбо зарубежное кино

Грета Гарбо. Нордическая загадка

За время существования рубрики мы рассказывали об исключительных чертах великих актеров и актрис, без которых их игра на экране выглядела бы не столь запоминающейся. Занять почетное место в истории мирового кинематографа Вивьен Ли помогла непоколебимость характера, Грейс Келли – внутренний аристократизм, Ингрид Бергман – природная естественность, Одри Хепбёрн – душевная чистота. Касательно героини сегодняшнего рассказа не так-то просто выделить личную черту характера, которая помогла ей в профессиональной карьере. В отличие от коллег эта женщина не жила публичной жизнью, была скрытной, терпеть не могла вмешательства посторонних в личные дела. Ей даже дали специальное прозвище – «Мисс Я-хочу-побыть-одна». Окружив себя ореолом тайны, она обрекла свое имя на тысячи домыслов и сплетен. Что только про нее ни говорили, иногда доходя до абсурда, вопрошая: «А была ли Грета в самом деле?»

Читать

Олег Стриженов. Без компромиссов
Олег Стриженов Фильм «Овод»

Олег Стриженов. Без компромиссов

Фильм «Овод» режиссер Файнциммер начал снимать в 1954 году. Но первые попытки относятся к году 1953-му. Уже тогда ассистент по актерам радостно рапортовал Файнциммеру, что есть безусловный претендент на роль Артура Ривареса, героического «Овода». Героя любимого в то время романа советской молодежи, написанного о борце за независимость Италии, отказывающейся далее терпеть австрийский гнет. Тогда впервые в группе прозвучало имя – Олег Стриженов, выпускник Театрального училища имени Щукина, блестяще сыгравший Ромео в дипломном спектакле.

Читать

Яндекс.Метрика