• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры

Рецензии

«Ее звали Муму», или Жесткий сатирический взгляд на российскую оппозицию
владимир мирзоев ее звали муму наше кино российское кино

«Ее звали Муму», или Жесткий сатирический взгляд на российскую оппозицию

Владимир Мирзоев, прежде всего театральный режиссер, проработавший значительное время в Канаде, либерал, провокатор в кино (его «Борис Годунов» 2011 года по А. С. Пушкину был практически запрещен к показу на телевидении), вновь снял неоднозначный фильм. Первый показ картины «Ее звали Муму» прошел в январе уже прошлого года в «Гоголь-центре». Фестивальная премьера состоялась в сентябре на XXV Открытом фестивале стран СНГ и Балтии «Киношок». Проката у фильма не было и, видимо, не будет. В конце октября картина (неожиданно для журналистов и общественности) показали на канале ТНТ. 22 декабря состоялся показ в московском Доме кино.

Читать

«В джазе только девушки». Комедия сознательного и бессознательного
В джазе только девушки зарубежное кино комедия

«В джазе только девушки». Комедия сознательного и бессознательного

Проходят годы, меняются поколения, а эта история остается все такой же остроумной, как в момент появления на экране в Нью-Йорке 29 марта 1959 года. Два друга и неудачливых музыканта становятся случайными свидетелями гангстерской разборки. Чтобы спастись от возмездия, бедняги решаются на авантюру – бежать во Флориду с женским джазовым оркестром (переодевшись в дам, разумеется). Горе-авантюристы даже не представляют, во что это приключение им обернется. Кинокартина «В джазе только девушки» Билли Уайлдера получилась первоклассной квинтэссенцией музыкальной комедии с гангстерским боевиком. Это редкий пример комедии положений, в которой использование «запретных» тем не сводит ее в разряд «отвратительных и пошлых». Что же помогло американскому режиссеру возвести свое детище в лик бессмертных?

Читать

Тоска по братству
война война в кино кино о войне

Тоска по братству

На рубеже 1920–1930-х мировой кинематограф стал все чаще возвращаться к теме прошедшей мировой войны. Что-то, очевидно, носилось в воздухе. Может быть, предчувствие новых катастроф? А может быть, были и более простые причины – например, приход в кино звука. Как в эпоху изобретения кино главным сюжетом оказались задвигавшиеся изображения, так теперь им стали зазвучавшие изображения, а батальный звукоряд представлялся в высшей степени киногеничным.

Читать

Возвращение фильма «Новый Вавилон»
«Новый Вавилон» наше кино рецензия

Возвращение фильма «Новый Вавилон»

Идея поставить фильм о Парижской коммуне Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу поначалу показалась странной. Создатели Фабрики эксцентрического актера (ФЭКС), неуемные мальчики-фэксы, четыре года назад ворвавшиеся на Ленинградскую киностудию со своим хулиганским дебютом «Похождения Октябрины», в одночасье превратились в мэтров, снимающих без остановки, воспитывающих актеров своей школы, собравших свою киногруппу (оператор Андрей Москвин, художник Евгений Еней) и помыкающих сценаристами, среди которых были лучшие филологи (Адриан Пиотровский, Юрий Тынянов, Юлиан Оксман). И хотя выход как минимум трех из шести, снятых к тому моменту фэксами фильмов («Похождения Октябрины», «Чертово колесо» и «Шинель»), по выражению Трауберга, сопровождался «увесистыми ударами» критики, на их долю выпал уже и шумный успех. Мелодрама из жизни декабристов «СВД», прозванная Виктором Шкловским «самой нарядной лентой Советского Союза», принесла Козинцеву и Траубергу всенародное признание.

Читать

Элегия Леди и Бродяги: Ален Делон и Роми Шнайдер в фильме «Бассейн»
ален делон бассейн жак дере роми шнайдер французское кино

Элегия Леди и Бродяги: Ален Делон и Роми Шнайдер в фильме «Бассейн»

Вода – один из самых сложных и противоречивых символов в мировой культуре, ведь она является символом как жизни, так и смерти. А что такое означает бассейн? Искусственно созданное водохранилище, символ процветания и богатства? Или это такая же неотъемлемая часть водной артерии, что и реки? В одноименном фильме Жака Дере бассейн – это резервуар, в глубине которого запрятаны потаенные страхи и инстинкты. Когда баланс этого микромира оказался нарушен, самые темные демоны вырвались наружу. На маленькой вилле Лазурного побережья чуть не разразился апокалипсис, где виновными оказались все обитатели. К 45-летнему юбилею удивительного по накалу страстей кинофильма мы попытаемся найти ответ на вопрос: «Можно ли было предотвратить трагедию Жан-Поля и Марианны?», а заодно вспомним потрясающую пару Алена Делона и Роми Шнайдер.

Читать

«Белорусский вокзал»
«Белорусский вокзал» наше кино

«Белорусский вокзал»

В 1970 году советское кинопроизводство выпустило на экраны примерно 120 игровых полнометражных фильмов. Столько же фильмов выходило и в предыдущие, и в последующие годы. В истории кино и в памяти зрителей от этого количества, как правило, оставалось фильмов по десять за год. Остальное – тот поток, который вливается в архивы и остается там для историков и исследователей искусства, нравов, быта и всевозможных социальных или политических реалий.

Читать

«Под покровом ночи». Между строк
голливуд заребежное кино под покровом ночи том форд

«Под покровом ночи». Между строк

Том Форд является человеком, который на личном примере подтверждает распространенную формулу «талантливый человек талантлив во всем». Первый фильм Тома Форда «Одинокий мужчина» получил весьма неплохие отзывы и номинацию на «Золотого льва». Колин Фёрт, как исполнитель главной роли, за этот же фильм получил награду как лучший актер. Дебютировал Том Форд достойно. Так что вполне ожидаемо, что от его второго фильма «Под покровом ночи» зрители и критики ожидали некоего эстетического откровения и свежего взгляда.

Читать

«Перед рассветом». Магия венской ночи
«Перед рассветом»

«Перед рассветом». Магия венской ночи

Беззаботный июньский день. Трансъевропейский экспресс пересекает границу где-то между Венгрией и Австрией. Пассажиры поезда заняты разными делами: кто-то читает книгу, кто-то активно спорит со своей второй половиной, привлекая внимание окружающих, а кто-то просто задумчиво глядит в окно. Казалось бы, обычная дорожная ситуация. Но внезапно в ней находится место волшебству, когда очаровательная белокурая француженка пересаживается на другой ряд и сталкивается глазами с симпатичным молодым американцем… С момента выхода на экраны первого фильма из трилогии Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» прошло уже 20 лет. За это время картина приобрела гигантскую армию поклонников и ни на йоту не утратила своей свежести. Мы решили поразмыслить над ингредиентами успеха, позволившими режиссеру превратить тривиальную историю знакомства в поезде в идеальную романтическую сказку для всех возрастов

Читать

Рецензия на фильм «Великая стена»
великая стена китайское кино стена

Рецензия на фильм «Великая стена»

Опасная, хоть и предсказуемая тенденция наметилась у голливудских кинематографистов. Неуемная жажда доказательства собственной незаменимости в спасении всего мира на фоне прихода со своим уставом в чужой монастырь. Великий комплекс после 1945-го? Желание формировать и контролировать мировое общественное сознание? Или все вышеназванное, помноженное на уверенность в собственном бессмертии?

Читать

Совершенно незнакомые. Рецензия на фильм «Идеальные незнакомцы»
драма зарубежное кино итальянское кино комедия

Совершенно незнакомые. Рецензия на фильм «Идеальные незнакомцы»

Именно так переводится на русский язык название фильма Паоло Дженовезе, который в России с легкой руки прокатчиков появился как «Идеальные незнакомцы». Тайны есть у всех – если не в телефоне, так в голове, и, наверное, каждый должен задуматься о том, что он скрывает и как это может повлиять на его близких. Например, что станет с вашей жизнью, если содержимое вашего телефона станет всеобщим достоянием?

Читать

«В шесть часов вечера после войны»
В шесть часов вечера после войны

«В шесть часов вечера после войны»

В начале 2000-х в одной из телепередач прошло интервью с ветераном Великой Отечественной войны. У него спросили, какой из фильмов о войне, на его взгляд, отразил происходящее правдивее всего. Ветеран ответил: «В шесть часов вечера после войны».

Читать

Татьяна Лиознова. Женщина-режиссер

Татьяна Михайловна Лиознова – «железная леди» нашего кинематографа. Она работала стремительно, быстро, а на площадке была жесткой и непоколебимой. Ее фильмография не так велика, но даже если бы она сняла только «Семнадцать мгновений весны», все равно бы вошла в историю кино. Лиознова – военный ребенок. Ее детство и юность прошли в те сложные для народа годы, когда объединение и сопричастность друг к другу стали неотъемлемыми элементами выживания и победы над врагом. Татьяна Михайловна родилась в 1924 году в Москве. Ее отец, Михаил Лиознов, инженер-экономист, погиб на войне в 1941 году в народном ополчении. Мать, Ида Лиознова, имела всего три класса образования, но была женщиной культурной и эрудированной. Именно благодаря матери юная Лиознова и задумалась о профессии режиссера. Как вспоминала сама Татьяна Михайловна, ее мама часто фантазировала и сочиняла сюжеты, когда дочь спрашивала, что изображено на картине или иллюстрации. Это были любопытные размышления и выдумки, которые говорили о характерах изображенных людей, их жизнях, судьбах, радостях и горестях. Однако самой побудительной силой, заставившей Лиознову идти на факультет режиссуры во ВГИК, стала огромная любовь к литературе. Пройдя сложный конкурс во ВГИКе, Татьяна Михайловна была принята в мастерскую режиссуры Всеволода Пудовкина, а через полгода переведена в объединенную с актерами мастерскую легендарных Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Поначалу учеба складывалась не так гладко: Лиознова была отчислена с курса. Однако ее упорство и яростное желание быть в профессии заставило Сергея Аполлинариевича Герасимова изменить свое решение. Герасимов был человеком, учившим своих студентов, что главное в профессии режиссера – это диалог со зрителем. Он требовал от своих учеников полной отдачи профессии и призывал будущих режиссеров быть чуткими ко всему, что происходит вокруг. Так, понимание человеческой природы, интерес к человеческой судьбе стали важными составляющими творчества Татьяны Лиозновой. После окончания ВГИКа Лиознова попала в сложную с точки зрения реализации своих профессиональных возможностей ситуацию, ведь это был 1949 год. Малокартинье. Стране необходимы силы, время и деньги для восстановления студий, кинотеатров, кинотехники. В те годы выпускали единицы картин, а доверяли работу над ними лишь корифеям – Эйзенштейну, Пудовкину, Довженко и другим «проверенным» мастерам. Молодым режиссерам ничего не оставалось, как идти после ВГИКа в ассистенты, вторые режиссеры, помощники… Лиозновой пришлось долгие девять лет поработать и ассистентом по реквизиту, и режиссером дубляжа, пока наконец-то ей не предложили работу режиссера-постановщика в фильме по сценарию Сергея Герасимова «Память сердца». Лиознова понимала, какая на ней лежит ответственность: она работает в соавторстве со своим учителем. Однако все ее страхи были необоснованны – картина была восторженно встречена зрителем. Анализируя творчество Лиозновой, нельзя не сказать о присутствующей в нем идеи доброты и жертвенности. Герои ее картин – родители, воспитывающие чужих детей; дети, брошенные одним из родителей и ставшие в большей мере человечными, чем их сверстники; летчики и разведчики, рискующие жизнью ради общего дела. Во всех фильмах Татьяны Лиозновой присутствует поэтичность, несмотря на то что ее истории просты и будничны, по-женски лиричны и бесхитростны. «Евдокия», «Рано утром», «Три тополя на Плющихе» – это мелодраматичные фильмы, с осторожностью и чуткостью повествующие о женских судьбах. Лиознова живо и подробно моделирует героев, словно бы те являются частью хроникального жизнеописания одной отдельно взятой семьи. К моменту съемок фильма «Семнадцать мгновений весны» по одноименному роману Юлиана Семенова за Лиозновой закрепилась репутация режиссера-бытописца, но в 1973 году Татьяна Михайловна выпускает фильм о событиях 30-летней давности, подтвердив, что трагическое прошлое спустя долгие годы продолжает волновать современников. Безусловно, исторический размах картины впечатляет зрителя до сих пор, и для многих «Семнадцать мгновений весны» интересны не столько благодаря детективной, приключенческой фабуле, сколько феноменом личности советского разведчика Исаева-Штирлица, блистательно сыгранного Вячеславом Тихоновым. Это сегодня мы знаем сюжет, героев, реплики из картины вышли в народ, взаимоотношения Мюллера и Штирлица вошли в народный фольклор, а тогда, в августе 1973 года, за приключениями советского разведчика, перевоплотившегося в фанатика-фашиста, следила вся страна с большим интересом, с нетерпением ожидая новой серии. Фильм стал абсолютным лидером среди телевизионных лент, и до сих пор у сериала есть огромная армия поклонников. Фильм «Семнадцать мгновений весны» совершенно лишен плакатности. Враги советского народа – не зловещие маски, сухо сыгранные актерами, а вполне живые и настоящие люди, образы которых наделены психологизмом и проанализированы автором через закадровый текст и размышления главного героя. После картины «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Михайловна сделала семилетний перерыв в работе, словно ей нужна была передышка. А в начале 1980-х на экраны страны вышли две ее картины: «Мы нижеподписавшиеся» и «Карнавал». Как писали в одном из интервью, фильм «Карнавал» был для Лиозновой самым любимым. История провинциалки Нины Соломатиной, приехавшей покорять Москву, для Лиозновой была биографична. Фильм «Карнавал» интересен разнообразием жанровых решений, поэтому на площадке актеры и режиссер много импровизировали. Героиня Ирины Муравьевой в кадре и танцует, и поет. Через музыкальные номера, особенно через песни, Нина раскрывает свой внутренний мир, свою эмоциональность, открытость и силу духа. Тем не менее «Карнавал» не стала очередной шаблонной историей про Золушку. Лиозновой здесь было важно показать не человеческий путь к успеху, а ее человечность, сердечность, способность преодолевать сложности, ведь жизнь творческой личности и поиски своего собственного «я» вовсе не веселый и красочный карнавал, и сама Лиознова это очень хорошо понимала. В 1990-е годы Лиознова перестала снимать кино, поскольку не понимала, что нужно той зрительской аудитории, а работать над продолжениями своих фильмов категорически отказывалась. Герои ее фильмов были целостными натурами, обаятельными, темпераментными, самоотверженными. Ее кинематограф был нацелен не на внешний эффект, скорее на внутреннюю работу героев над собой, а это было совсем не актуально для кино 1990-х. Татьяна Михайловна Лиознова никогда не была замужем и не имела детей. Она была полностью поглощена работой. В 2009 году за многолетнюю работу ей вручили орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени – за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность. А в 2011 году после продолжительной болезни Татьяна Михайловна скончалась, оставив после себя неиссякаемое богатство – свои фильмы.

Читать

Горе от любви. «История Адели Г.»
«История Адели Г.» франсуа трюффо французское кино

Горе от любви. «История Адели Г.»

Простая истина: для создания фильма, который пришелся бы зрителю по вкусу, необязательно прибегать к техническим или художественным изыскам. Поэтому сегодня мы не будем говорить о новаторских приемах и уникальных средствах выразительности, а сосредоточимся на сюжетной фабуле и ее интерпретации. «История Адели Г.» – камерное кино Франсуа Трюффо, основанное на реальных событиях из жизни дочери Виктора Гюго Адели, ставшей жертвой безответной любви и роковой страсти к английскому лейтенанту. Перед французским режиссером стояла непосильная задача, ведь фигура классика мировой литературы и все с ним связанное – сакрально. Но Трюффо смог справиться со всеобщим недоверием и скептицизмом, сделав великого писателя в фильме – абстрактным персонажем, которого никто не видит. Гюго здесь – «голос разума», к которому желательно бы прислушаться, да сердце не позволяет. Молодая и прекрасная Адель любит, несмотря ни на какие преграды, она готова отправиться за любимым хоть на край света. У нее есть все, чтобы стать счастливой (красота, находчивость и ум), но всего этого ей так и не хватает, чтобы услышать заветное «да». Прежде романтическая история оборачивается в трагедию. Приходится с грустью констатировать: когда любовь превращается в одержимость, хеппи-энд становится невозможным…

Читать

Первый фильм маэстро
михаил ромм. пышка

Первый фильм маэстро

Шел 1933 год. “Москинокомбинат” предложил первую самостоятельную кинопостановку молодому ассистенту режиссера Александра Мачерета по картине «Дела и люди» Михаилу Ромму. Условия были жесточайшие — не более десяти дешевых актеров, не более пяти декораций, никакой массовки, смета, не превышающая 150 тысяч.

Читать

Фильм «Актриса». Хит военного времени
военное время леонид трауберг трауберг фильм актрса

Фильм «Актриса». Хит военного времени

Фильм «Актриса» был одним из главных зрительским хитов военного времени. Музыкальная мелодрама, поставленная Леонидом Траубергом по сценарию двух прекрасных драматургов Николая Эрдмана и Михаила Вольпина, оказалась той самой сказкой, которая нужна зрителям всегда, но особенно в годы разлук и испытаний. Импровизированные залы на фронте и в тылу были переполнены зрителями – они с умилением следили за развитием любви опереточной актрисы Зои Стрельниковой и сурового майора Маркова, глубоко переживали их почти детски-целомудренные отношения, радовались, желали счастья, верили в него – и переносили их историю на самих себя. Это был фильм, вселяющий надежду.

Читать

По-английски точно, по-итальянски прекрасно
«Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли

По-английски точно, по-итальянски прекрасно

47 лет – солидный срок, но не для подлинных произведений искусства. Кинокартина «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли, несомненно, относится к таковым. Невероятно тонкое, чувственное и органичное творение итальянского маэстро до сих пор считается эталоном для экранизаций классических произведений. 

Читать

Захотел чудак пера…
козинцев наше кино фэкс чертово колесо

Захотел чудак пера…

В середине 20-х годов прошлого века советское кино захлестнула целая волна фильмов о море. Многие современники иронизировали по поводу такого кинематографического «маринизма», но не заметить его было невозможно: «Наши кинорежиссеры постепенно возвращаются из дальнего плавания. Старые “морские волки” Эйзенштейн и Роом уже показали “Броненосца «Потемкина»” и “Бухту смерти”, а теперь ленинградские “юнги” Козинцев и Трауберг демонстрируют “Чертово колесо”, за которым скромно скрылся “Моряк с «Авроры»”», – упражнялся в остроумии обозреватель газеты «Труд».

Читать

Русский характер
«Судьба человека» драма кино наше кино сергей бондарчук

Русский характер

Чем дальше Великая Отечественная война уходит в историю, тем сильнее события этого страшного времени, отраженные в кинематографе, привлекают к себе внимание именно глубиной человеческого духа. Сколько создано фильмов о тяжелых людских судьбах, изуродованных войной… Но уже новые зрители предпочитают смотреть истории не столько о сражениях, сколько о внутренней силе советского человека, проявленной в страшную военную годину: «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Звезда», «А зори здесь тихие…», «Отец солдата», «Они сражались за Родину», «В бой идут одни “старики”»… И, конечно же, в этом списке одно из почетных мест занимает фильм Сергея Бондарчука «Судьба человека», который вышел на экраны страны 12 апреля ровно 55 лет назад.

 

Читать

Лицо греческой трагедии
«Медея» итальянское кино мария каллас Пазолини

Лицо греческой трагедии

О разрушительной силе природы человеческих страстей говорилось с незапамятных времен. Что в мгновения «духовного затмения» руководит человеком? Собственная слабость, коварство судьбы, кара небес или просто злой рок? У каждого поколения в разные эпохи были свои объяснения. Пожалуй, самые яркие и в то же время драматические трактовки получились у небезызвестных Эсхила, Софокла и Еврипида. Их мощнейшие по эмоционально-душевному накалу трагедии не утратили своей актуальности и в наши дни. Кто из режиссеров был не прочь перенести события из жизни царя Эдипа, Ипполита, Прометея, Антигоны и других героев древнегреческих трагедий на экран, но не каждому удалось постичь эстетику специфичного жанра, ведь в случае с этими персонажами необходимо не просто констатировать факты из литературного источника, а уметь заглядывать в душу персонажей. Но не будем категоричны, в гигантской киногалерее все-таки есть несколько работ, достойных оригинала. Примечательно, что автор их один – эксцентрик, человек с тяжелой судьбой Пьер Паоло Пазолини. Его «мифическая дилогия» («Царь Эдип», «Медея») вызвала безумный резонанс у публики и нарекания среди критиков, никого не оставив равнодушным. Сегодня в центре нашего внимания полотно Пазолини «Медея» с Марией Каллас в главной роли – доподлинный образец немногословности и самоотверженности.

Читать

Война на языке кино
война в кино кино о войне

Война на языке кино

Война, очень скоро в европейской прессе названная Первой мировой, а в России – Второй Отечественной, позже Империалистической, сначала охватила восемь государств Европы (Германию и Австро-Венгрию – с одной стороны, Великобританию, Францию, Россию, Сербию и Черногорию – с другой). Вскоре в нее было втянуто большинство стран мира.

Читать

«Бонни и Клайд». Манифест романтиков-революционеров
бонни и клайд зарубежное кино

«Бонни и Клайд». Манифест романтиков-революционеров

Стихи, пропитанные болью и обидой за жестокое распорядительство судьбы. Их написала Бонни Паркер – напарница Клайда Бэрроу, с которым они два года держали в страхе южные штаты Америки. История парочки не оставляла равнодушными: для бедных слоев населения Бонни и Клайд олицетворяли Робин Гуда и леди Мэриан, для представителей истеблишмента – порождение зла и порока. А для творческих людей приключения криминальной парочки послужили источником вдохновения. Со временем история Бонни и Клайда превратилась в легенду, овеянную ореолом романтики. Серж Генсбур и Брижит Бардо посвятили знаменитым любовникам песню, специалисты по психологии – множество исследований и даже выявили «синдром Бонни и Клайда» – патологическое влечение к преступникам, а Артур Пенн снял в конце 1960-х одноименный фильм, который пришелся весьма кстати, в разгар контркультурного движения и расцвета хиппи. Картина ознаменовала закат старого Голливуда – с его закостенелыми традициями, кодексом Хейса и жесткой студийной системой отбора и зарождение новой эпохи на «фабрике грез» – независимого, злободневного и революционного кино.

Читать

«Анна Каренина»
александр зархи анна каренина татьяна самойлова

«Анна Каренина»

Классические произведения мировой литературы привлекали кинематограф с самого его рождения. Не только потому, что проблематика, драматургия, глубина разработки конфликтов и характеров в литературной классике представляют собой готовую основу для интерпретации в любом виде искусства, но и потому, что кинематограф, еще не овладевший всеми возможностями собственного языка, мог рассчитывать, что даже самая поверхностная и упрощенная трактовка будет дополнена зрителем его знанием первоисточника. Поэтому первые экранизации Достоевского, Толстого или Пушкина в российском кино могли уложиться в одну-две части (то есть в 10–20 минут экранного времени). Так, к примеру, «Идиот» длился менее десяти минут и все-таки имел успех у публики. Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», конечно же, не мог не привлечь внимание кинематографистов.

Читать

«Пятьдесят оттенков серого». Сказки бессмертны?
голливуд зарубежное кино пятьдесят оттенков серого рецензия

«Пятьдесят оттенков серого». Сказки бессмертны?

Одна из самых старых, удивительных в ее очаровательном простодушии сказок – вечная «Золушка», которую, наверное, уже тысячу раз сварьировали, трансформировали, адресовали многим поколениям художники. Притом творящие едва ли не во всех сферах, в том числе и в кино. Не счесть, сколько раз являлась в мир знаменитая замарашка, которая непременно выигрывает свой шанс в сражении с жизнью – а именно становится женой принца (правда, сегодня это уже не столь престижно) или миллиардера, случается главы какого-нибудь скромного государства где-то в Европе. Иногда личности знаменитой, снисходящей к тихой скромнице, не успевшей смыть золу со своих трудолюбивых рук…

Читать

«Шербурские зонтики» на новый лад
голливуд зарубежное кино. кино 21 века ла-ла-ленд рецензия

«Шербурские зонтики» на новый лад

Фильм «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла представляет собой весьма приятный с визуальной точки зрения сюжет о влюбленной паре, которая проходит через жизненные трудности. Фабула картины достаточно проста, что не делает ее менее трогательной и душевной. Но если брать за основу идею новизны, о которой не раз упоминали критики в отношении «Ла-Ла Ленда», что же такого принципиально нового в этом фильме?

Читать

Музыкальная комедия чистого образца
комедия наше кино рецензия эльдар рязанов

Музыкальная комедия чистого образца

В эпоху тотального телевидения миллионы жителей Советского Союза (а впоследствии России) узнали, что автор их любимых комедий (в том числе и «Карнавальной ночи») – не только оригинальный талантливый режиссер, но еще и увлекательный рассказчик и хороший телеведущий. А когда рассказы Эльдара Александровича Рязанова воплотились в печатные тексты, книга «Неподведенные итоги» (Москва, 1986) на полках книжных магазинов не задержалась. Так что теперь невозможно не цитировать самого Рязанова, если речь заходит о его фильмах.

Читать

Великий композитор
музыка в кино музыка к фильму огни большого города режиссер чарли чаплин

Великий композитор

В 1973 году Чарли Чаплин получил «Оскар». И удивляться тут, казалось бы, нечему, но есть одно «но». Этот «Оскар» ему вручили в категории «Лучшая музыка, написанная к фильму».

Читать

«Кто может дважды счастье знать?»
наше кино никита михалков режиссер рецензия солнечный удар

«Кто может дважды счастье знать?»

«Сердце, не испорченное умом…» – эта фраза принадлежит Льву Толстому. А вспомнилась в связи с фильмом Никиты Михалкова «Солнечный удар», снятым по прозе Ивана Бунина – двум его произведениям, казалось бы, противостоящим друг другу: вдохновенный рассказ о любви – «Солнечный удар», занявший всего несколько страниц, но врезающийся в память на всю жизнь, и пронизанные гневом, непреходящей болью «Окаянные дни», звучащие как стон изгнанника, чья душа навсегда исполнена тоски по утерянной родине.

Читать

«Но дружбе мы по-старому, по-прежнему верны…»
«Верные друзья» комедия михаил калатозов наше кино рецензия

«Но дружбе мы по-старому, по-прежнему верны…»

Всем известно, как быстро устаревает под напором времени актерская и исполнительская манера, некоторые темы, форма рассказа. То, что казалось потрясающим сегодня, завтра может выглядеть смешным и невозможно фальшивым. Исключения только подчеркивают, оттеняют это правило. Таким исключением можно назвать комедию Михаила Калатозова «Верные друзья», которая вышла на экраны ровно 60 лет назад, 20 апреля 1954 года, и стала глотком свежего воздуха для зрителей всей страны. Не так часто показывают этот фильм, но всякий раз, когда он на экране, видишь, как через эстетику соцреализма картина все равно умудряется всерьез говорить о главных человеческих ценностях.

Читать

Рецензия на фильм «Дневник первоклассника»
«Дневник первоклассника» наше кино рецензия

Рецензия на фильм «Дневник первоклассника»

Всего один день напрочь переломил ровные будни молодой московской семьи. Всего один день, зато какой! Принято считать его праздничным, что, в общем, соответствует истине: 1 сентября (а именно о нем идет речь) наши дети садятся за парты, маленькие и большие. Но в память врезается тот, когда все происходит впервые. Когда тяжелый букет оттягивает руку семилетки и хочется поскорее отдать его учительнице, чье имя заучено многократными домашними повторами. Когда ребятенок то и дело оглядывается, бросая взгляды на ровесников, возможно, подсознательно определяя своих будущих друзей. Когда ты в паре с одноклассником или одноклассницей переступаешь порог здания, которое очень скоро закует тебя в свои стены…

Читать

Подними голову – пришло «Время первых»!
21 век время первых кино россии киселев наше кино

Подними голову – пришло «Время первых»!

Наши соотечественники-кинематографисты привыкли кормить нас массовым развлекательным кино. При этом задача заставить зрителя размышлять после просмотра кажется излишней, основная цель – убедить нас заплатить за билет, чтобы оправдать бюджет съемок. О переживаниях, о возбуждении в зрителе внутреннего стремления к саморазвитию, о пробуждении в нем чувства гордости и даже патриотизма речь не идет. В конце концов мы ведь давно перестали снимать «кино эпохи», хотя именно по нему ностальгируем более всего…

Читать

«Укрощение строптивого»: любовь без правил
«Укрощение строптивого» итальянское кино

«Укрощение строптивого»: любовь без правил

«Иногда хорошо любить – значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть – значит любить», – поговаривал знатный сатирик и гуманист Эразм Роттердамский. Действительно, любовь и ненависть как два сильных чувства шагают бок о бок. И нить, разделяющая их, столь тонка, что мы в одно лишь мгновение можем перестать любить и начать люто ненавидеть, или наоборот. Испокон веков сюжеты о трансформации чувств занимали ведущие позиции в мировой литературе, а позже и в кино.

Читать

Аксиома жизни
«Сладкая жизнь» Федерико Феллини

Аксиома жизни

Как часто в этом мире человеку приходится делать выбор и как тяжело приходится тем, кто ни во что не верит. Сняв в 1959 году «Сладкую жизнь» Федерико Феллини сумел запечатлеть душевные терзания молодого человека, заблудившегося в хаосе современной жизни. Растрачивая себя на развлечения и угодничество, герой интуитивно чувствует, что упускает нечто важное. Однако он не ищет правды: окружающая действительность приносит одни разочарования. Почему же, вкусив греховных плодов, феллиниевский Марчелло Рубини не погибает подобно бальзаковскому Рафаэлю де Валентену? И почему Феллини называет жизнь «сладкой»?

Читать

Про укротителей и их строптивиц. Рецензия на фильм «Укрощение строптивой»
зарубежное кино итальянское кино

Про укротителей и их строптивиц. Рецензия на фильм «Укрощение строптивой»

О, Уильям Шекспир! Лекарь наших душ, исцелитель сердечных ран, проницательный мудрец. Он исследовал почти все человеческие страсти и нашел рецепт лечения от них. Жаль, что мы не всегда следуем его советам, попадая в ту же ловушку, что и герои его пьес. Ослепленные ревнивцы, несчастные влюбленные, мстительные слуги, корыстные купцы – все они будут населять землю до конца времен, ведь шекспировские персонажи – не просто авторская выдумка, а настоящие архетипы.

Читать

Преждевременное письмо
михаил калатозов наше кино неотправленное письмо рецензия татьяна самойлова урусевский

Преждевременное письмо

Фрэнсис Форд Коппола открыто признавался, что, снимая «Апокалипсис сегодня», находился под впечатлением «Неотправленного письма» – советского фильма, который у себя на родине подвергся немилосердной критике и почти провалился в прокате.

Читать

Притча о копии, возомнившей себя оригиналом
на ярком солнце

Притча о копии, возомнившей себя оригиналом

«Сильно взмахнув крыльями, взлетел Икар высоко в небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья, выпали они и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах», – рассказывает Н. А. Кун в своих «Легендах и мифах Древней Греции». Так и мы, ослепленные желанием угнаться за недостижимым идеалом, громко ударяемся о титановые врата реальности и с треском падаем вниз. Эта маленькая трагедия для простого человека несопоставима по масштабам с грандиозным фиаско для личности незаурядной, коей являлся обаятельный негодяй Том Рипли в киноверсии Рене Клемана «На ярком солнце». Почему же с виду благополучный молодой человек решается на хладнокровное убийство с последующей сменой имени, а с ним и судьбы? Какие демоны руководили Рипли? И в чем здесь вина Алена Делона? Будем разбираться…

Читать

Манифест Микеланджело Антониони
Забриски Пойнт Микеланджело Антониони

Манифест Микеланджело Антониони

К этой картине можно справедливо приставить ярлык «самая». Самая социальная, самая трогательная, самая музыкальная и самая понятная. Социальная – потому что о противостоянии мира наивных молодых с миром невозмутимых взрослых; трогательная – потому что о любви; музыкальная – потому что в ней использованы композиции лучших рок-коллективов 1960-х годов; понятная – потому что снята на родине поп-культуры. Микеланджело Антониони сумел запечатлеть целую эпоху, которая в течение десяти лет могла перевернуть ход цивилизации, но проиграла в итоговой схватке естественным законам природы. Не бывает равных людей, как и двух одинаковых деревьев. Где есть свет, обязательно будет и тьма. Расчетливый индивидуализм одолел бескорыстный коллективизм.

Читать

«Берегись автомобиля». Вероятно невероятная история
берегись автомобиля комедия наше кино эльдар ряанов

«Берегись автомобиля». Вероятно невероятная история

Тенденции, появившиеся в советском кинематографе в период оттепели, затронули все жанры, включая комедию. Постепенно на смену историям борьбы с отдельными недостатками жизни стали приходить фильмы, в которых менялись коллизии, менялись герои, менялись интонации. Комедия уходила от условного жизнеподобия – иногда в явную эксцентрику, как у Леонида Гайдая, или в большую бытовую достоверность, как в первых комедиях Эльдара Рязанова. Авторы старались изобразить на экране мир таким, чтобы зрители среди героев кинофильма могли узнать себя, а предлагаемые обстоятельства – такими, с которыми обычный человек мог столкнуться в жизни. Конечно, для комедии этот подход был еще сложнее, чем для других жанров. Ведь найти в реальной жизни и изобразить смешные положения значительно сложнее, чем в придуманном условном мире.

Читать

В огне брода нет…
в огне брода нет глеб панфилов наше кино

В огне брода нет…

Для своего дебютного полнометражного фильма выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров свердловчанин Глеб Панфилов, получивший распределение на «Ленфильм», совсем не случайно выбрал довоенный рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте» – о трогательной любви красноармейца Алешки и санитарки Тани Теткиной, мечтавшей стать художницей. И также не случайно сценарий, написанный им вдвоем с маститым сценаристом, в результате получил название «В огне брода нет». 

Читать

Лед тронулся
«Ледокол» наше кино Николай Хомерики современное кино

Лед тронулся

Лишь только смолкли разговоры об «Экипаже» Николая Лебедева, как в российском кино вновь вспомнили о блокбастерах: на большие экраны вышел «Ледокол» Николая Хомерики. Несмотря на то что обе картины принадлежат к одному и тому же жанру, проводить между ними параллели неосновательно, ибо первый сразу апеллирует статусом фильма-катастрофы, а второй лишь прикрывается им. Николай Хомерики намеренно отказывается от характерных приемов, превращающих фильм в заурядный аттракцион, в пользу человеческой истории. Само столкновение корабля с айсбергом перенесено на второй план, а основной рассказ зиждется на взаимодействии экипажа – крепких и стойких мужчин, оказавшихся в замкнутом пространстве при экстремальных условиях.Многомиллионный бюджет не повлиял на содержательность картины – авторский почерк все равно узнаваем. Звездный актерский состав не создал дисгармонии – никто не перетягивал одеяло на себя. Но что самое главное и, пожалуй, бесценное– «Ледокол» лишен излишнего пафоса и неуместной бравурности, коими так грешат в последнее время российские режиссеры. О том, почему фильм Хомерики можно считать одним из самых успешных в 2016 году, будет наша рецензия.

Читать

«Гамлет» — это очень просто
«Гамлет» козинцев

«Гамлет» — это очень просто

Григорий Козинцев почти всю жизнь размышлял о «Гамлете», писал о нем, ставил в театрах Ленинграда. А однажды вдруг процитировал Гамзатова и сам себе сказал, что «Гамлет» – это очень просто. Можно и так сказать. Хотя к съемкам фильма режиссер готовился восемь лет, смотрят «Гамлета» до сих пор и думают, и говорят, и пишут…

Читать

Актриса с планеты Земля

Горько, что эти женщины исчезли с экрана.Горько, потому что их заменила толпа длинноволосых блондинок и брюнеток, похожих друг на друга, независимо от того, дочь ли это миллиардера или полунищей уборщицы. Толпа якобы наивных девушек, брошенных любимым или из-за желания «сделать карьеру» благодаря выгодному браку, или чисто по врожденной безответственности. Иных вариантов почти не предлагается независимо от профессии и социального статуса героини. Все это кочует на телевидении с канала на канал, нередко появляется и в большом кино, формируя запросы юного поколения и их выбор жизненных ценностей, порывая с традициями, которые жили в наших картинах. Все оказалось забыто под руинами перестройки… Таково нерадостное начало моих размышлений о талантливой актрисе, которая органично вписывается в ряд своих по праву знаменитых коллег, которые принесли на экран гордую судьбу русских женщин с ее стойкостью, широтой натуры, мужественным оптимизмом, помогающим ей подняться после поражений и идти дальше. Это Любовь Соколова, Нонна Мордюкова, Валентина Владимирова, Валентина Телегина, Нина Сазонова, Люсьена Овчинникова, Тамара Семина, Валентина Теличкина. Той же устремленности и отменной закалки – Людмила Зайцева.
  Людмила Зайцева родилась в 1946 году, переломном для страны. Закончился победный, гордый 1945 год. Резкий ветер скоро погасил надежды и ожидания, зачиналось хмурое утро, длившееся семь лет. Людмила Васильевна – кубанская казачка, место рождения – хутор Восточный, станица Усть-Лабинская. Добрая, щедрая кубанская земля была в то время изранена недавней войной.В память Люси Зайцевой навсегда вонзились бедные ее детство и юность. Ботинки за три рубля вместо хрупких, изящных лодочек, которые она видела в кино (на нынешние деньги эту сумму и не перевести из-за ее мизерности).Там жили удивительные люди, с ними происходили прекрасные истории, и все это можно было посмотреть в сельском клубе! Дальше, казалось бы, должен последовать рассказ, как девочка, зараженная этим сказочным миром, решила стать актрисой и твердо шла к цели через все преграды. Но… Однажды я спросила у Людмилы Васильевны, не кино ли привело ее на этот путь. «Нет, – сказала она. – Не знаю. Этого, наверное, никто не знает». Тем не менее еще в ранней юности Людмила Зайцева решила свое будущее однажды и навсегда, сохраняя жесткую память о детстве, зная, как реально живет народ – опора державы. Она отказалась от иллюзий, что помогало ей бесстрашно ждать завтрашнего дня. Семье нужны были деньги, и она пошла работать, перейдя в вечернюю школу, что сделало ее как бы старше своих ровесников: жизненный опыт тому способствовал, формируя некий прочный стержень, ставший опорой для Людмилы и позволявший ей отталкивать от себя то, что противоречит ее кодексу чести и достоинства. Режиссер Виталий Мельников, талантливый, умный, проницательный мастер, снял Людмилу Зайцеву в пяти своих картинах. О ее гала-роли в фильме Мельникова «Здравствуй и прощай» речь впереди. А сейчас о ее совместной работе с любимым режиссером в картине «Агитбригада “Бей врага!”». О немолодой женщине в черном, статной, красивой той особой красотой, которая приходит с возрастом к людям, прожившим жизнь в чистых помыслах, в противостоянии низости, грязи, скверне. Зайцева гордится силой характера ее Устиньи, ничем не поступавшейся ради земных благ,сохранившей свет души, которым она щедро делится с теми, в ком видит близкое себе. Устинья – из тех женщин, которыешли на плаху, на костер, на великие жертвы во имя истинной справедливости. Крутая судьба почти всегда поджидает героинь Зайцевой. Многие из них способны с тихой мудростью принять крах надежд, прощание с любовью.Жаль, что наше телевидение напрочь забыло об одной из ленфильмовских картин – о «Дожде в чужом городе».Это новелла о любви, неожиданной радугой взметнувшейся в жизни молодой женщины Киры,которой казалось, что счастье пришло к ней навсегда.Ее порыв к любимому стремителен, исполнен нежного доверия, неудержимого желания быть вместе.Только все обрывается такой же внезапной мукой.Ситуация вполне банальная: для мужчины их встреча была всего лишь эпизодом в судьбе.Кира же была готова тотчас сложить все к его ногам.Актриса бережно, легкими мазками, что обычно не присуще ее почерку, передает ошеломивший ее удар. Она постепенно разматывает узел, который сдавил горло, не дает дышать. Как жить дальше, если жить дальше невозможно? И все-таки она находит в себе силы, не позволяющие обману, затопившему ее сердце, унизить себя. Она бредет по городу, притихшая, одинокая, вспоминая и благодаря жизнь за пережитое счастье. Да, что-то ушло от нее невозвратно, но принесло свет в ее будни, пусть и так коротко: ценность самой жизни незыблема для этой женщины. …И все же без рассказа о том, какЛюдмила Зайцевастала актрисой,ее портрет будет неполон.Поработав на комсомольской стройке в Таганроге, она уехала в Москву, поступать в Школу-студию МХАТ. Здесь она пролетела на экзаменах.Через год все повторилось… Неудачливая абитуриентка уехала в Рязань, нашла работу в местном театре юного зрителя, куда была принята во вспомогательный состав с грошовой зарплатой. Скудный заработок окупался знакомством со сценой, ролями (хотя в основном это были зайчата, прочие юные обитатели лесов и полей, чаще всего лишенные текста, но дававшие некий опыт общения с режиссером, то есть зачатки реального знакомства с профессией, отчасти с ее муками). Через год, изменив немилостивой к ней Школе-студии МХАТ, она подала документы в Театральное училище имени Щукина –и стала его студенткой.По окончании Людмила не получила приглашения ни в один из московских театров. Цитирую слова актрисы об этой странице ее жизни: «Меня подобрало кино».Хотя слово «подобрало» видится не очень точным: не подобрало, а приняло… *** Некоторый опыт съемок у Люды уже был. В студенческие годы она снялась в картине Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». В кадре она появилась практически на мгновение. Но выбрана она была не случайно: талантливый, чуткий, в том числе и в кастинге, Кончаловский уловил саму природу студентки, ее корневое начало, она была родной в кругу остальных его персонажей. Не только внешне: в ней просматривалась подлинная связь с крестьянами, с теми, кто был близок ей генетически, духовно. Тем более среди исполнителей в «Истории Аси Клячиной…» были жители деревни, где снималась картина.Люда была своей среди них. И все же это был только короткий эпизод. Вторую, настоящую роль она сама нашла для себя, прочитав повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Она сама попросила замечательного режиссера Станислава Ростоцкого снять ее в экранизации этой повести в роли помощника командира взвода, старшего сержанта Кирьяновой.Пришла к Ростоцкому «не ожидая зова».Да и кто бы позвал вчерашнюю студентку, еще никому не знакомую Людмилу Зайцеву, на очень непростую роль в фильме, где семь молодых актрис должны были слиться в ансамбле, в коллективном портрете поколения, отдавшего свою жизнь за Родину? Сложность образа старшего сержанта Кирьяновой в том, что она старше своих боевых подруг, своих подчиненных: не только по возрасту, но и по обретенному опыту (в том числе и на финской войне). Прошлое читается в облике Кирьяновой, в ее строгости, замкнутости, некотором отдалении от остальных девушек. Кирьянова не сразу давала понять, что за строгой стеной скрыта ее жалость к этим молодым, красивым женщинам.Она-то знает, как беспощадна война. Как уносит она в небытие юных, исполненных надежд, не успевших любить и долюбить. Она понимает, как зыбка здесь тишина, за которой тревога готова вспыхнуть в любую минуту.Смерть все время где-то рядом. И только во встречах со старшиной Васковым меняется ее лицо, взгляд. Она хорошеет,она дает себе волю, она женственна, улыбка пробегает по ее лицу.Все отступает в сторону. Но на мгновения. «Служебная командировка» заканчивается гибелью взвода под командой старшего сержанта Кирьяновой. Людмила Васильевна вспоминает, что снималась в «…А зори здесь тихие» «с трепетом»: была в кино тогда неофитом.Но трепет на экране не заметен. Она сделала все, чтобы зрители не увидели ее волнения, опасений, что никак не положено сержанту Кирьяновой. Она – боец. Великий украинский актер Амвросий Бучма однажды дал совет молодому одаренному коллеге: «Не ври в чувствах в жизни – не будешь врать на сцене». Его слова в прямой связи с позицией Людмилы Зайцевой, с ее человеческой сутью, с ее критериями. Среди них – запрет для себя удовлетворяться обретенным успехом и в том случае, если он серьезен и заслужен ею.Для нее успехом стала роль в картине Мельникова «Здравствуй и прощай», прекрасной народной драме по сценарию Виктора Мережко. Фильм и сегодня любим зрителями: живой, задорный, смешной, грустный, умный. Пробы Зайцевой на роль главной героини, жительницы небольшого поселка, что стоит недалеко от города, были не так уж успешны. Но Мельникова это не остановило: он утвердил актрису, ощутив ее душевную ясность, силу ее эмоций. Ее способность рассказать о счастье естественно, просто, заражая зрительный зал.Все это на экране открылось в строптивой Александре, в Шурке – как ее называют в поселке. В ее непреходящей жизненной силе, которую питают родная земля, родной воздух, речь, голос степи, травы с их терпким запахом, поля, где поднимаются колосья. Скажи ей об этом – поднимет на смех. Пафос ей чужд, как чужд тем, среди кого она выросла. Однако все это правда, все это таится в душе Александры, в ее связи с миром. Удачливой ее вроде не назовешь. Муж уехал в город как будто на заработки, а на самом деле бежал от семьи, от троих малых детей, которых кормить надо, от жены, которая его насквозь видит. И теперь выход для Шурки один: выдержать все, что на нее обрушилось, справиться с лихом, самой поднимать детей… И она выдерживает, не теряя доброты, ребячливой доверчивости, по-своему смыкающейся с крестьянской трезвостью, не изменяя своему щедрому оптимизму, не знающей границ широты души. Но в как будто наладившуюся жизнь врывается любовь, чего никак не предполагала Шура. Появился в поселке новый милиционер, нестарый одинокий симпатичный мужчина (играл его Олег Ефремов). Поначалу просто встречи, разговоры, но мужчина и женщина тянутся друг к другу, чувствуют необходимость в общении, постепенно переходяопасную черту. Тайные свидания, умение скрыть от окружающих свои отношения с мужчиной, который заинтересовал не только ее, а вообще женское большинство поселка, где во всю мощь трудится сарафанное радио, – все это не в характере открытой миру Александры. К тому же она втайне верит, что все идет к прочному союзу с любимым. Но в их дуэте сильнее оказывается женщина, которая не боится молвы, злых слухов, косых взглядов. Она знает, что чиста, что нет греха в ее встречах с избранником, и это делает ее независимой от грязи, пересудов. Но не знает – ей это только предстоит узнать,– как слаб тот, кому она доверила себя. Бравый служитель закона не выдерживает испытания. Не исключено, что к тому же пасует перед силой чувства Александры. Он мельче женщины, готовой многое выдержать, вынести ради любви. В картине есть эпизод без слов. Шура несет обед любимому. Идет через поселок, гордая, светящаяся тихой радостью, вся в ожидании предстоящей встречи. Парит… На экране маленькая сюита о любви, сыгранная актрисой со взрослым мужеством, редким для молодых актрис. …Ее полет оборван резко, безжалостно. Иная женщина могла бы упросить, уговорить, обещать, что сумеет скрыть их отношения. Только не Александра. Она уходит, окончательно обрывая любой вариант общего будущего. С предателем для нее нет одной дороги. Она переживет и это. Не вернется к мужу, останется одна, не проклянет немилосердную к ней жизнь… Этим Зайцева завершала историю Александры – о женщине, наделенной даром большой любви, которая оказывается только помехой на ее пути. Но женщина ни от чего не отказывается: редкая человеческая прочность не даст ей предать себя. Людмила Зайцева сыграет еще несколько главных ролей, некоторые из них станут вехами для нее. Та же Кира в картине «Дождь в чужом городе». Мать Василия Шукшина, Мария Сергеевна, в биографической ленте о детстве Василия Макаровича «Праздники детства». Героиня фильма «Кадкина всякий знает», Пелагея, трудно пережившая измену мужа (на самом деле измены не было), но нашедшая в себе силы подняться над болью и принять ребенка, найденного мужем на дорогах войны, как собственного.Как не вернуться в таком контексте к блистательной роди актрисы в картине Витаса Жалакявичуса «Рассказ неизвестного человека». К ее ожесточенной, озлобленной глухим женским одиночеством экономке Полине, мстящей миру за собственное поражение. И к одной из лучших ее работ в опять же забытой картине украинского режиссера Николая Ильинского «Затерянные в песках» по рассказу Серафимовича – трагической истории молодой, яркой, красивой женщины, в браке со стариком, по сути, продавшей себя в надежде на скорое богатое вдовство и тем изувечившей свою душу. Зрители увидели прекрасную характерную актрису Зайцеву в нашумевшей в конце 80-х годов прошлого века «Маленькой Вере» режиссера Василия Пичула в роли Маргариты, матери героини фильма. Маргарита – дитя советской эпохи в чистом ее виде. Актриса словно смирила себя, играя женщину с абсолютно стертым личностным взглядом на жизнь, нечто среднестатистическое, твердо усвоившее, что все в ее доме, в ее семье «должно быть как у всех». Без отклонений. Малейшие отклонения вызывают у нее глухое неприятие, тем паче они носят достаточно резкий характер. Как жить с этим? Маргарита мечется, теряет обжитую под ногами почву, связь с дочерью, которая в ее представлении несется на самое дно… Некуда идти дальше, незачем дальше жить. Жизнь остановилась. Зайцева подняла бытовую драму на уровень социальный, обнажая наступающий слом, который коснется каждого по-своему и одновременно нас всех, заставляя вписаться в принципиально иную систему отношений, для многих неприемлемую. Для определенной части страны – самоубийственную. Готова назвать немало других работ Людмилы Зайцевой, запомнившихся, вошедших в жизнь нашего общества точностью в соприкосновении с катаклизмами, пережитыми и переживаемыми Россией. Актриса говорит о них с личным пристрастием – такова она по сей день. Спорит, ненавидит, любит, отвергает. Поддерживает. Ищет выход, не скрывая остроты того или иного значимого для всех конфликта. За ее плечами 70 картин. 70 женщин, среди которых есть и царственные особы –первая жена Петра I, обездоленная Евдокия Лопухина, в «Царевиче Алексее»; Екатерина Иоанновна, дочь старшего брата ПетраI, Иоанна, в «Дворцовых переворотах». Есть и актриса. И парикмахерша. И прислуга, ожесточенная одиночеством, мстящая за это людям. И жена революционера Николая Баумана. Ее недавняя прекрасная роль – Василиса, мать Григория Мелехова, в телесериале Сергея Урсуляка «Тихий Дон». Наверное, ее дар заслуживал большего, но актеры кино, как известно, профессия очень зависимая, что было и остается одной из пока неразрешимых проблем. И все-таки хочется большей бережности по отношению к актрисам уровня Людмилы Васильевны Зайцевой. Несмотря ни на что, радуюсь, что она нашла себя в большом, сложном, противоречивом мире кино. Не делила свои роли на главные и второстепенные, щедро отдавая им себя, свое сердце. Сохранила гордость, чувство собственного достоинства, смиряя себя перед волей и талантом близких для нее режиссеров. И всегда слышала голос земли, вскормившей ее. Зайцева продолжила традиции русской актерской школы, находя для этого основу в своих героинях. Тем более хочется продолжения ее пути.
 

Читать

Все проходит? Рецензия на фильм «Манчестер у моря»
зарубежное кино манчестер у моря рецензия

Все проходит? Рецензия на фильм «Манчестер у моря»

«Все проходит…» ‒ утверждал мудрый царь Соломон. Все ли? Естественно, у каждого свой характер, склад ума, сила эмоций, способность вычеркивать из пережитого горькие раны, чтобы не обременять страданием. Но неужто подлинные утраты с течением дней, месяцев, лет оставляют только бледнеющие со временем шрамы, лишь изредка о себе напоминающие? Не верится. Пусть боль уже не с той силой бушует и требует выхода. Пусть все уже загнано вглубь. Но все еще живо, вставая в памяти и против нашего желания.

Читать

«Кавказская пленница». Полувековой юбилей
гайдай кавказская пленница наше кино

«Кавказская пленница». Полувековой юбилей

«Пока не ощутишь радость – не снимай кадра!» – с этим девизом бессменного учителя Бориса Барнета снимал свои комедии Леонид Гайдай. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», снятый в 1966 году, ‒ второй фильм с Шуриком в качестве главного персонажа и последний фильм (из тех, что снял Гайдай) с участием тройки Трус – Балбес – Бывалый (Вицин – Никулин – Моргунов). В этом году картина отмечает свой полувековой юбилей

Читать

Яндекс.Метрика