Любовь без правил


«Иногда хорошо любить – значит хорошо ненавидеть, а праведно ненавидеть – значит любить», – поговаривал знатный сатирик и гуманист Эразм Роттердамский. Действительно, любовь и ненависть как два сильных чувства шагают бок о бок. И нить, разделяющая их, столь тонка, что мы в одно лишь мгновение можем перестать любить и начать люто ненавидеть, или наоборот. Испокон веков сюжеты о трансформации чувств занимали ведущие позиции в мировой литературе, а позже и в кино.

О любви и ненависти снято достаточно драм, не меньше и мелодрам: бессмертные «Унесенные ветром», «Служебный роман» и «Брак по-итальянски», проникновенные «Гордость и предубеждение» и «Разрисованная вуаль», остроумные «10 причин моей ненависти» и «Влюбись в меня, если осмелишься» – названия можно перечислять еще и еще. Но среди жанрового многообразия особое место досталось комедии, ведь что может быть эффективнее по воздействию, нежели благородный юмор и капелька гротеска? Творческий тандем итальянцев Франко Кастеллано и Пиполо (Джузеппе Моччиа) в конце 1970-х годов сумел рационально использовать необходимые пропорции к формуле «от ненависти до любви один шаг», да так, что их главное кинопроизведение до сих пор остается в списках лучших фильмов к просмотру всем влюбленным. К 14 февраля мы решили провести расследование и распознать ключевые ингредиенты, превратившие «Укрощение строптивого» в феномен.


 

Текст: Эрика Гурцкая

 

 img (5)

Деликатный гротеск

Наверное, сама вселенная желала, чтобы они встретились, ведь изначально Франко Кастеллано планировал связать жизнь с инженерным строительством, а Джузеппе Моччиа (кстати, именно его сын Федерико – автор молодежных бестселлеров «Три метра над уровнем неба» и «Прости за любовь») – с банковской сферой. Но познакомились будущие комедиографы за работой в журнале «Марк Аврелий», где в свое время рисовали карикатуры Федерико Феллини и Этторе Скола. В стенах римской редакции молодые люди оттачивали мастерство, стараясь отделять зерна сатиры от плевел пошлости и безвкусия. К 1960-м годам сценарии тандема Кастеллано – Пиполо оказались весьма кстати для телевидения, которое переживало настоящий бум.

Засилье массовой культуры, буйное развитие потребления, а также ускорившийся темп жизни в 1970–1980-х привел к нивелированию целого ряда ценностей. Социологи даже заговорили о зарождении «общества одноразовых стаканчиков». Эпидемия начала свое шествие по Штатам, затем распространяясь по Старому Свету. В погоне за материальными благами, приносящими временное удовольствие, люди начали забывать о милосердии и взаимопомощи, а место скромности заняло ханжество. Какая сила в таком случае способна помочь и направить на путь истинный? Конечно же, искусство! Ненавязчивое, немножко легкомысленное, но злободневное и остроумное. Таким стало «Укрощение строптивого» в 1980 году. Устами Элии Кодоньо (Адриано Челентано) – эдакого рупора нонконформизма в фильме – произносятся концепции о месте и значимости семьи и брака в мире, человеческой разобщенности и вопросов эмансипации.

Кастеллано и Пиполо изощренно обыграли известный шекспировский сюжет, перевернув его с головы до ног. «Женщина, соблазняющая строптивого мужчину? Возможно ли такое?» – удивлялись итальянцы, в обществе которых мужчины традиционно исполняли доминирующую роль. Комедиографы воспользовались взрывоопасной гендерной темой, приблизив ее к современным реалиям. На этот раз битва полов оказалась весьма изящной. Как уморительно выглядит положение, в котором женщина начинает охоту на понравившегося мужчину. В бой идут все подручные средства и навыки: роскошные костюмы от Valentino, пышные платья с декольте, приталенные брюки, а для особых случаев – добровольное обнажение и симуляция болезней. Но как жалобно она выглядит, каждый раз ударяясь о глухую стену непонимания. Доведя отчаяние Лизы Сильвестри (Орнелла Мути) до абсолюта, Кастеллано и Пиполо изобличили новый тип представительниц прекрасного пола, сформировавшийся в XX веке после расцвета феминизма, желающих заполучить все и сразу.

Но комедия положений не стала бы знаковой, не приправь сценаристы любовную историю национальным колоритом. Извечное противостояние промышленного севера Италии и беззаботного юга с его архаичностью облеклось в картине в центральные фигуры Лизы и Элии. Север из-за бешеного темпа жизни более вычурен и нетерпелив, а юг, наоборот, издевательски размерен и сближен с природой. Будучи профессионалами, дуэт Кастеллано – Пиполо наделил героев типичными (а для лучшего эффекта – иногда гипертрофированными) чертами национального характера: вспыльчивостью, нетерпеливостью, спонтанностью, прозорливостью и так далее. Масса стереотипов и предрассудков о сельских и городских жителях попали под сатирический анализ. Фактически в фильме рассмотрены явления, присущие исключительно итальянскому обществу, но так, чтобы всем остальным это было понятно – простотой языка, сцен и действий персонажей. Без нагромождений, без излишеств. В этом и заключена особая заслуга двух комедиографов: с тактичностью дипломатов они выявили проблемы современного общества и с осторожностью рассмотрели их сквозь призму гротеска.

Но это только 30% успеха, ведь кино как аудиовизуальное искусство воспринимается прежде всего органами зрения и слуха. Для красочного торта под названием «Укрощение строптивого» кроме аппетитной начинки требовались яркие украшения, эдакие вишенки. К счастью, с ингредиентами проблем не возникло.

 

Женщина есть женщина

Персона Орнеллы Мути в киноиндустрии была заметна с самого начала ее карьеры. В отличие от многих актриса не чуждалась откровенных сцен, поэтому ее считают одной из первых синьорин в итальянском кино, снявшихся на камеру полностью обнаженными, ее даже нарекли «итальянской Лолитой». «Я не хотела никого этим шокировать или смутить. Откровенно говоря, я не люблю сцены раздевания в кино. Но я всегда снималась в них сама, без дублеров», – говорила она по прошествии лет. Дебют Орнеллы состоялся в трогательной ленте Дамиано Дамиани «Самая красивая жена» о нравах и обычаях юга, где она сыграла роль сицилианки Франчески. Кукольное лицо органично сочеталось с характером героини. Образ юной, неопытной девушки, по воле случая оказавшейся похищенной, а затем оклеветанной местным красавцем и мафиозо, импонировал зрителям. Но Мути решила больше не эксплуатировать образ тихони и примерить амплуа фатальной женщины, что впоследствии сыграет с актрисой недобрую шутку. Режиссеры (пожалуй, за исключением Марко Феррери), а с ними и зрители будут в ней видеть лишь красивую, но пустую куклу. Эдакую «клубничку».

img (10)

Кастеллано и Пиполо смогли рационально использовать творческие ресурсы актрисы и направить их в правильное русло. Не зря они помещают героиню Мути в экстремальные условия деревни – оплот закоренелых традиций. Сцена за сценой она расправляется с навешанными ярлыками секс-бомбы, а иногда даже иронизирует над ними. Ее сопровождают курьез за курьезом: падение в бальном платье с лестницы, розыск ключей от машины в водоеме, таскание мешков с мукой, эффектное появление на центральной площади в ночной рубашке, драка с подругой в ресторане… Благодаря собранию всех нелепиц, входящих в руководство к созданию добротной комедии положений, образ Лизы получился весьма многогранным. В элегантной представительнице светского общества соединились качества, типичные для большинства женщин: находчивость, сентиментальность, благосклонность и самолюбие. Лиза невероятно чувствительна, но в то же время безумно упряма. Она самая что ни есть хрестоматийная женщина с переменчивостью настроения и непоследовательностью действий. Но она так искренне верит в то, что встретила свою судьбу, что каждый раз готова прощать Элии его выходки, ведь для настоящей любви нет преград. И раз он противится открывать свое сердце, она непременно должна ему помочь, навязав игру в «соблазнителя» и «жертву». Укротительница из Орнеллы Мути получилась отменная. Наконец внешность актрисы оценили по достоинству, используя ее не как главное оружие, а лишь как одно из средств. Эффект превзошел все ожидания.

 

Брутальный негодяй

Его имя на момент съемок гремело по всей стране. Но иначе и быть не могло, ведь люди с подобной харизмой и энергетикой рождаются редко. Адриано Челентано обожали и боготворили. То, что он вытворял с гитарой и микрофоном на сцене, было сравнимо с выступлениями американских звезд рок-н-ролла. К моменту съемок в «Укрощении…» Адриано успел зарекомендовать себя как яркий комедийный актер. На экран уже вышли популярные «Блеф», «Серафино», «Суперограбление в Милане», «Бархатные ручки». Зрители с упоением наблюдали за проявлениями фантастической пластики актера. Но в новом фильме дуэта Кастеллано – Пиполо Адриано поразил выбором персонажа. Злые языки даже начали обвинять его в шовинизме, дескать, слишком грубый женоненавистник получился. Но в данном случае критика – дело неблагодарное.

Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Ukroshhenie-stroptivogo-Il-bisbetico-domato-1980-3

Элиа Кодоньо – ключевой персонаж картины, в реплики которого сценаристы заложили множество замечаний, связанных с повседневностью. Несмотря на показную социофобию, Элиа крайне остро воспринимает происходящее кругом и инстинктивно рефлексирует. Правда, по-своему. Он живет в жестком самоограничении, особенно по части женщин (он мог бы стать идеальным пациентом в кабинете психоаналитика). Но холостяцкое счастье длится недолго после появления миланской красавицы, которая изначально проявляет себя как личность весьма незаурядная. Она воплощение всего, что он так презирает. Борясь с природными инстинктами и личными моральными устоями, Элиа все чаще выходит из себя. Великолепная мимика актера превращает томления героя в настоящее шоу. Каких эпитетов достойна сцена колки дров на заднем дворе. Челентано обращает каждое действие Элии в комический карнавал. И здесь, конечно, выше всяких похвал сцена, в которой он ритмично давит виноград. Филигранно подобранная музыка и заданный ритм движений Адриано создают неповторимый антураж, перемещая зрителя в эту маленькую деревушку, где каждый житель знает другого.

Удивительно, но Элиа Кодоньо оказался именно тем героем, которого так не хватало зрителям и особенно зрительницам. Здесь Кастеллано и Моччиа совершили стопроцентное попадание в цель. Он олицетворение всего «мужского». В отличие от многих киногероев того времени, он прямолинеен и решителен в действиях, кроме того, трудолюбив и заботлив к тем, кем действительно дорожит. Не такой ли портрет идеального мужчины представляют себе женщины: «Чтобы и любить умел, и трудиться тоже»? Кажется, ответ очевиден. Специфическая внешность Челентано придала образу особую ценность. Благодаря Челентано этот «неотесанный мужлан» превратился в брутального негодяя.

 

Пылающие искры

В дождливый вечер встретились двое – самая женственная девушка и самый мужественный господин. Между ними пробежала искра, и началась ожесточенная схватка двух диаметрально разных миров. Чувственность схлестнулась с грубостью, добродетель с пренебрежением, высокомерие с брюзгливостью, утонченность с неприхотливостью. Лиза и Элиа вобрали самые характерные черты двух полов, став фактически архетипами. Поэтому за полтора часа хронометража зритель может легко слиться с героями и вместе с ними пережить внутреннюю борьбу страхов и конфликт желаний.

ornella-muti-i-adriano-chelentano-v-filjme-ukroschenie-stroptivogo

Бархатный взгляд и изысканная красота Орнеллы Мути вкупе с животной харизмой и обаянием Адриано Челентано подарили фабуле «от ненависти до любви один шаг» оптимальную интерпретацию. Уже только внешний контраст между ними задает тон картины. Они настолько разные, что мы даже не представляем, как они будут взаимодействовать. Особую пикантность парочке придает факт того, что они итальянцы. А где Италия, как известно, там вулкан неподдельных чувств и эмоций. Поэтому с первых кадров Челентано и Мути магнетически притягивают к экрану. Жаркие выяснения отношений с переходами на личности добавляют еще больше остроты. Звонко бьется посуда, летят ведра, раскидывается одежда, ломается мебель и колются дрова. Они настолько влюблены, что не могут отдавать себе отчет в своих действиях. Кто из нас не хотел бы так влюбиться?

img (1)

«Укрощение строптивого» – замечательная притча о том, как внезапно и нечаянно может нагрянуть любовь, когда ее совсем не ждешь. Комедия подходит как для неисправимых романтиков, мечтающих о прекрасных принцах и принцессах, так и для закоренелых скептиков, уверенных в человеческой непостоянности. Это жизнеутверждающая история о том, что не перевелись еще безумцы, готовые бросить привычный уклад ради неизвестности с любимым. Поэтому в субботний вечер 14 февраля всем влюбленным и невлюбленным настоятельно рекомендуется посмотреть фильм дуэта Кастеллано – Пиполо, чтобы поверить и убедиться, что все в этом безумном мире возможно, пока есть любовь.

И каким будет ваш положительный ответ?

Оставить комментарий

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>