Одна из самых старых, удивительных в ее очаровательном простодушии сказок – вечная «Золушка», которую, наверное, уже тысячу раз сварьировали, трансформировали, адресовали многим поколениям художники. Притом творящие едва ли не во всех сферах, в том числе и в кино. Не счесть, сколько раз являлась в мир знаменитая замарашка, которая непременно выигрывает свой шанс в сражении с жизнью – а именно становится женой принца (правда, сегодня это уже не столь престижно) или миллиардера, случается главы какого-нибудь скромного государства где-то в Европе. Иногда личности знаменитой, снисходящей к тихой скромнице, не успевшей смыть золу со своих трудолюбивых рук…

В последнее время на историю Золушки стали претендовать представительницы первой древнейшей профессии, хотя бы в знаменитом фильме Гэрри Маршалла «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях, до сих пор любимом у нас в стране. И как не поддаться вполне прямолинейной фантазии авторов и доверительной по отношению к зрителям игре актеров, когда «владелец заводов, газет, пароходов», встретив красивую дебютантку, вступающую на трудный путь ночной бабочки, очень быстро оказывается покоренным искренностью и чувством собственного достоинства своей новой подруги, в силу чего забывает о собственном высоком социальном статусе и в итоге, подобно зеленому юнцу, бросается в погоню за покинувшей его девушкой. Которой, кстати, оказались очень к лицу купленные за его счет наряды в дорогом бутике!

«Золушка и олигарх» – этот мотив активно и, пожалуй, чрезмерно осваивается в телевизионном кино по определенной схеме. Хорошенькая деревенская девушка или не менее миловидная юная провинциалка, встретившись с богатым современным Буратино, самим своим присутствием и общением с ним вольно или невольно преподает состоятельному дяденьке уроки нравственности, напоминает о духовности, пробуждая совесть олигарха. А дальше, естественно, марш Мендельсона, белое платье, фата и светлое будущее брачующихся.

…О картине «Пятьдесят оттенков серого», снятой по одноименному лидеру книготорговли (перебежал дорогу самому «Гарри Поттеру»!), много пишут, немилосердно ругают. Между тем зрители охотно идут в кинотеатр! Разумеется, одна из причин – успех одноименного романа Эрики Леонард (более известная по псевдониму Э. Л. Джеймс), вызвавшего огромный интерес во всем мире. Но, возможно, есть еще один повод, повлиявший на прокатный успех фильма. И здесь в основе история любимой человечеством замарашки, покорившей сердце принца, точнее – молодого красавца миллиардера, рядом с которым меркнут любые принцы и князья. История щедро аранжирована приметами современной жизни – имею в виду взаимоотношения героев, для которых полем сражения стали садомазо-утехи, что принимается любовниками как данность. Режиссер Сэм Тейлор-Джонсон тоже принадлежит к слабой половине человечества. Но в картине не слышится нот торопливого дамского кудахтанья, характерного для женского кино. Нет и восторженного умиления невинностью и искренностью героини, как и призыва ужаснуться испорченности героя, постоянно о себе напоминающей. Напротив, как это нередко бывает в жизни, противоположности тянутся друг к другу, практически с первой минуты.

После завершения картины, как бы раскручивая интригу в обратном направлении, приходит мысль о том, что покорение Эвереста (читай – миллиардер Кристиан Грей в исполнении Джейми Дорнана, актера и модели) произошло поначалу почти незаметно для горы-великана. Так, заинтересовался девушкой, видимо, не похожей на привычных для него молодых особ, претендующих на роль супруги миллиардера. А когда опомнился – понял, что маленькая козявка заняла прочное место в его жизни. Как ни странно, Дакота Джонсон – Анастейша Стил чем-то напоминает Золушку русскую, что, не исключаю, вызвало неосознанный протест журналистов, писавших о фильме. Никакой победительности, уверенности в себе, стремления очаровать, запомниться, присущих американским восходящим кинозвездам… На экране нескладная, растерянная девушка, ощущающая себя чем-то вроде самозванки, посягнувшей на чуждое ей амплуа. Она и в самом деле пришла к Грею вместо своей подруги и соседки по комнате, которая должна взять интервью для университетской газеты. Интервью не ладится, Анастейша рывком завершает его, но просто так ей не уйти.

А дальше встречи, ссоры, примирения. И вот уже Грей едет вслед за Анастейшей в Балтимор, куда она уехала навестить мать. И вот уже сам нарушает подписанный по его инициативе договор между ним и девушкой. Договор отнюдь не обычный, в нем во многом суть жизненной позиции Грея касательно его взаимоотношений с женщинами. Кроме особой системы сексуальных взаимоотношений, все остальное в романе с очередной избранницей, судя по всему, прежде нисколько не занимало миллиардера. Он – садомазохист, что скрывать не собирается. Показывает Анастейше в своем доме «красную комнату», где собраны орудия его мазохистских утех. Набор весьма солидный, хорошо освоенный хозяином, способный, как кажется Грею, стать базой в его связи и с невинной студенткой.

Зрители в течение двух с лишним часов наблюдают за «играми» героев, физически мучительными для Анастейши и отлично знакомыми Грею. Авторы постоянно напоминают: садомазо Грея – последствия его тяжелого детства. Алкоголичка-мать умерла, когда мальчику было четыре года. Затем жизнь у приемных родителей, хотя, если вспомнить встречу Кристиана с приемной матерью, эта была вполне благополучной. Иных версий почвы для страстной привязанности героя к садистским забавам в фильме не предлагается. Но бедняжка Анастейша, всем своим щедрым сердцем предавшись чувству к Грею, продолжает искать ответ на вопрос: что же терзает ее возлюбленного? Какую тайну он скрывает от нее? Увы, он молчит. А не потому ли, что ему нечего ответить? Подобная коварная мысль, однажды возникнув, уже не покидает в размышлениях о том, что встает между героями.

Романтичной девушке важно услышать некую затаенную от нее истину. Ей надо вплотную приблизиться к Кристиану, помочь, избавить от боли. Она достигает определенного успеха, что-то Грей рассказывает ей, о чем-то она сама догадывается. Попутно становится старше, осознавая свою силу, женскую, человеческую. Взрослея, начинает требовать. Не материальных благ: она далека от этого, как комсомолка из советских фильмов довоенной поры. Почти наша родная современная Золушка. Дакоте Джонсон удается пройти путь ее Анастейши от наивной, инфантильной книжницы, живущей почти в небесах, до женщины, которая оказывается сильнее любимого мужчины. Только что делать в этой ситуации Грею и, соответственно, актеру Джейми Дорнану, если сценаристка Келли Марсел, придумав определенные преграды в отношениях Грея и Анастейши, позабыла, что она требует реального оправдания? Постепенно устаешь от однообразных схваток, в которых девушка все активнее наступает, а Грей молчит, скорее всего, потому, что ему нечего сказать.

А фильм продолжается. Тихая, робкая студентка выглядит почти воительницей. Смело штурмует «красную комнату», надеясь устранить причину греевских терзаний, пока не решает уйти от Кристиана, сдавшись в бессильном отчаянии. А главное, так и не добравшись до страшной тайны, помешавшей их общему будущему. И приходишь к горькому выводу, что «мальчика-то и не было»! Пустышка, фантик без приза… Пугали, пугали авторы. Взывали к сочувствию, как бы призывая разделить драму страдальца, которая привела его к «красной комнате» в жажде мести его тяжкому прошлому. Выходит, что на самом деле все садомазо-игры и игрушки, щедро рассыпанные на экране, – некая вызывающая и оттого привлекающая внимание раскраска якобы в современном понимании love story, которой не дано состояться.

Нет смысла дискутировать с романисткой, сценаристкой и режиссером, обрекшими нынешнюю симпатичную скромницу на разрыв с первым мужчиной, покорившим ее чистую душу. Могло быть и так. Впрочем, лишь в том случае, если разрыв Грея и Анастейши был всерьез мотивирован. Версий для этого можно было найти множество. Но конкретно гадать об этом бессмысленно и даже нелепо. Свой вариант создатели картины предложили и зафиксировали в картине. Точнее, отсутствие реальной почвы, превратившей когда-то гордого красавца-мужчину в раба не вызывающих сострадания пристрастий, тем более с утомительным постоянством демонстрируемых на экране в течение достаточно долгого времени.

Герои расстаются у двери лифта, в котором через секунду исчезнет Анастейша, окончательно (вроде бы) покидающая Кристиана Грея. Но оба успевают произнести дорогие для них имена. «Ана!» – стон в голосе Грея. «Кристиан!» – страдальчески произносит мисс Стил. Что не исключает надежды на продолжение их романа. Между прочим, вдохновленная признанием и коммерческим успехом своего первого произведения Э. Л. Джеймс написала продолжение «Пятидесяти оттенков серого», издав еще два тома популярного повествования о хозяине «красной комнаты» и его девушке. Скорее всего, кинематографисты не оставят без внимания новые страницы в судьбе Кристиана Грея и Анастейши Стил. Правда, в прессе появилась информация о жалобах режиссера на автора романа, не позволявшего менять не то что слова, кажется, буквы источника, то есть книги. Даже если они не обретут общего языка, намереваясь снять продолжение, найдутся бойцы, которые подхватят знамя. Коммерческий успех не даст коллегам пройти мимо. Быть может, тогда зрители все же узнают, каков пятьдесят первый оттенок серого? Тот, что бередит беднягу миллиардера, не давая ему соединиться с любимой… Остается ждать.

фото: www.upi-rus.ru