Странная аббревиатура «ВЖШП» покорила рунет в начале весны. «Что это?» — удивлялись неосведомленные. Название новой болезни? Пример упражнения для техники речи? Нет, нет и еще раз нет. Это сокращенное название фильма «Вакантна жизнь шеф-повара» — экзистенциально-фантастического триллера Рустама Ильясова, бывшего выпускника ВГИКа, а теперь подающего большие надежды режиссера. Ему удалось воплотить в реальность мечту любого дебютанта: собрать команду настоящих профессионалов, пригласить на главную роль актера топового уровня и снять качественное кино. Мы не могли остаться в стороне и не узнать у Рустама секрет его успеха, выяснить о вкладе продюсерского центра «ВГИК-Дебют» и заодно узнать авторское мнение на ситуацию в российском кино, в целом

 

 

 

 

Сюжет фильма «Вакантна жизнь шеф-повара» крайне нестандартен для российского кино. Рустам, что вдохновило вас на написание сценария?

Сама тема не нова, истории об обмене жизнями часто используют в том числе в комедийных фильмах. Но у нас речь скорее о другом. Как часто мы завидуем другим или считаем, что жизнь к нам несправедлива. В этой житейской злости можно не заметить важного, которое рядом. Для меня эта тема была актуальна в свое время.

petr_1.1.6

Вы продолжительное время шли к реализации проекта. На протяжении пути наверняка приходилось что-то менять в повествовании и сюжетных поворотах. Скажите, по прошествии времени не осталось ли чувства недосказанности?

Когда мы занялись монтажом, было вырезано несколько сцен, даже изменен порядок повествования. Конечно, зная о том, что спустя какое-то время я увижу недочеты и недосказанности, я бы иначе к этому подошел. Но, знаете, монтировать можно бесконечно. Фильм получился таким, каким должен был получиться. Рассудят зрители.

Во многих материалах к фильму часто употребляется поговорка «что имеем – не храним, потерявши – плачем». Главный герой картины Андрей Телегин долгое время жил беспечно, не придавая значения важным аспектам: жене, семье, своей судьбе. Рустам, каково ваше личное отношение к герою?

Я ему симпатизирую. Андрей – парень со своими страстями, неуверенностями, желаниями и амбициями. Это обычный человек. Но нам всем свойственно ошибаться.

petr_1.1.2

Однажды ночью Андрей решает воспользоваться советом друга Сергея и заглянуть в таинственное фотоателье. Рустам, как бы вы охарактеризовали деятельность учреждения – это опасный аттракцион по обмену судеб или филиал конторы по сделкам с дьяволом?

Наверное, религиозные мотивы я сразу бы исключил. Меня очень интересовало отношение людей разных культур к изображению человека, запечатлению человеческого образа. Например, некоторые индейские племена боялись фотографироваться, считая, что фотография ворует душу, в исламской культуре личная ответственность художника как творца вообще крайне высока. Идея с фотоателье растет отсюда.

«Сделав обычное селфи, мы навсегда фиксируем себя в конкретном времени и пространстве»

Одна из ярких и неоднозначных фигур в фильме – герой Виктора Вержбицкого, работающий в этом фотоателье. Кто он – злой гений или прилежный сотрудник?

Я его не виню, потому что выбор делает сам человек. Андрей принял решение самостоятельно. Герой Вержбицкого лишь зафиксировал этот выбор. Нельзя его обвинять: он функционер.

verjbitskii_1.1.1

В фильме не показана технология обмена жизнями. Так было задумано изначально?

Да. Если конкретного человека собьет автомобиль, насколько важно будет сбитому человеку знать причину, по которой не затормозила машина?

Идея об обмене судеб и жизнями чуть ли не ведет шлейф с античности. Но если раньше эти мысли казались чем-то из рода фантастики, то сейчас появились научные обоснования реализации технологии «шеддинг» – переноса сознания в другое, более молодое тело. Рустам, что вы думаете об этой технологии будущего?

Я поддерживаю любые технологии, которые способствуют прогрессу. Но вечная молодость и вечная жизнь вполне могут наскучить.

petr_1.1.16

В 2015 году тема шеддинга оказалась в центре внимания фильма «Вне себя» режиссера Тарсема Сингха с Райаном Рейнольдсом и Беном Кингсли в главных ролях. Смотрели ли вы эту картину? Какие параллели можете провести с вашим фильмом?

Да, я смотрел. Но когда мы запускались в 2014-м, этого фильма еще не было. Как я и говорил, тема об обмене судьбами не самая новая в киноискусстве.

Вы рассказывали, что при создании фильма «Вакантна жизнь шеф-повара» на вас повлияли «Бойцовский клуб» и «Город Зеро». Рустам, почему именно эти картины? В чем их особенность?

«Бойцовский клуб» повлиял на целое поколение: он изменил наш взгляд на мир в определенное время. Так что с этим фильмом уместно понимать общее влияние. Что касается «Города Зеро», в определенный момент в нашем фильме происходит надлом реальности. Уже и Москва не Москва, реальность становится условной. В этом плане фильм Карена Шахназарова можно считать далеким-далеким референсом. К двум вышеназванным картинам добавлю еще одну – «Манеры выживать 5+» японца Гэна Сэкигути.

Изюминка вашего фильма в том, что основное внимание акцентировано конфликту личности, а не перипетиям любовного сюжета. Но, кроме того, весомый вклад в итоговый успех был внесен членами съемочной группы. Рустам, признайтесь, как вам удалось собрать столь талантливый коллектив?

Да, съемочная группа у нас собралась что надо. С нами работали топовые художники, художник по костюмам, и самое главное – оператор Михаил Милашин («Призрак», «Елки 3». – Прим. ред.). С ним мы учились во ВГИКе, в 2009 году сняли первую совместную короткометражку. Мне нравится его эстетика.

_MG_8780

Раз мы заговорили о съемочной группе, хочется задать отдельный вопрос об исполнителе главной роли. Петр Федоров – актер топ-уровня и заветная мечта любого режиссера. Как же вам удалось его пригласить?

Мы отправили ему сценарий, когда он находился на съемках «Родины» Петра Буслова. Параллельно проводился кастинг. К нам приходили мощные ребята – Алексей Вертков, Юрий Чурсин, Егор Корешков, Александр Паль. Но, знаете, меня не покидало чувство, что нам нужен кто-то другой: актер с бэкграундом сыгранных ролей, тот, кто более внушительно изменится к концу фильма.

«Буквально за четыре дня до съемок Петр вышел на связь и сообщил, что готов встретиться. В субботу мы попили кофе, поговорили. А в понедельник начались съемки»

 

_MG_7405

Каким оказался Петр на съемочной площадке? Не возникало ли ощущения неловкости при работе со столь опытным актером?

Я слышал о нем много, но думал, что общепринято хвалить известных артистов. Но Петр действительно оказался таким, как о нем говорили. С ним работалось очень легко. Уж простите за пафос, но я благодарен судьбе, что встретился с ним.

Рустам, позвольте полюбопытствовать. В фильме вы используете прием камео, мелькнув в эпизоде. Это осознанный ход?..

Как сказать. Мы сразу с оператором решили, что хотим сняться в фильме, и выбрали самые дурацкие роли двух геев. (Смеется.)

Что ж, от обсуждения творческих аспектов плавно перейдем к производственным. Расскажите, как случилось ваше сотрудничество со «ВГИК-Дебютом»?

Мне позвонили и спросили, есть ли сценарий. Я быстро прислал готовую первую часть. Мы подали заявку в Министерство культуры, защитились. Затем все доработали.

SONY DSC

SONY DSC

Давайте поговорим о самом запоминающемся для любого дебютанта в процессе съемок – о трудностях. Какими они были?

Да, у нас был ограничен бюджет, но это же позволило нам придумывать новые решения для сцен. Где требовались два объекта, мы обходились пустым павильоном. Много друзья помогали. С основными локациями проблем не возникло. Эпизод с Андреем и Сергеем в клубе был снят в китайском ресторане Soluxe Сlub на набережной Шевченко. Нам любезно предоставили разрешение на съемки, хотя в то время заведение еще не открылось, но в нем успели отобедать первые лица государства. Со сценами у дома-сороконожки на Беговой тоже проблем не возникло, мы довольно оперативно получали добро на съемки от высших инстанций.

_AVR_0001

Фильм был снят летом 2014-го, а в прокат вышел в марте 2016 года. Чем вызвана столь продолжительная пауза?

Долгим по времени оказался монтаж, он занял около шести месяцев, затем озвучивание. Многое переделывалось, менялись реплики, двигался сценарий. Нам хотелось закончить картину к «Кинотавру» и ММКФ, но не случилось. Зато мы успели к фестивалю «Окно в Европу», где фильм оценили зрители и члены жюри, присудившие награду за лучший дебют. Там же нами заинтересовалась компания «Парадиз».

Работа над фильмом «Вакантна жизнь шеф-повара» подарила вам бесценный опыт. Рустам, какой совет вы бы могли дать коллегам-дебютантам?

Необходимо уметь принимать существующую ситуацию, не думая, что кто-то намеренно душит твой творческий потенциал, нужно стараться во всем находить плюсы. Следует вовремя осознать, что советы опытных людей важны. Со студенческим подходом, когда ты единственный творец и можешь делать проект сколько угодно, нужно сразу попрощаться.

Рустам, а насколько теоретические знания, полученные во ВГИКе, оказались применимы на практике?

Разумеется, знания пригодились. А съемочный процесс был, конечно, проще, ведь у меня была профессиональная команда, да и во ВГИКе ты многое делаешь сам. В студенческие годы с тобой работают энтузиасты, поэтому такое кино тянется долго, трудно и сдается не в срок.

_AVR_0061

Каким вам представляется идеальный зритель фильма «Вакантна жизнь шеф-повара»?

Это думающие, а потому сомневающиеся люди.

У вас уже есть задумки будущих проектов?

Отсняли «пилот» на ТНТ. Параллельно пишется сценарий полного метра.

«Вакантна жизнь шеф-повара» рассказывает о человеческом легкомыслии и беспечности к собственной судьбе. О каких еще проблемах вам бы хотелось рассказать?

О невозвратности мгновения. Про воспоминания о чем-то хорошем, что мы бережно храним в памяти.

Рустам, а в каком русле вы себя видите – независимого кино или мейнстрима?

Все кино зависимое. В первую очередь от зрителей.

Представим ситуацию. Вам нравится проект, но продюсер требует многое изменить. Насколько вы готовы пойти на уступки?

Продюсеры, с которыми я общался, – это люди умные и широко образованные. Я десять раз подумаю, прежде чем настаивать. Я лучше выслушаю тех людей и, если дело будет касаться каких-то важных для меня нюансов, буду отстаивать. Но никто не должен вступать в пустую конфронтацию, необходимо поле для диалога.

2016 год объявлен Годом кино. Рустам, вы, как человек непосредственно связанный с российским кинематографом, как бы в целом оценили ситуацию и положение дел?

Я не эксперт, я здесь скорее как осторожный наблюдатель. Наше кино развивается, становится на ноги. Есть фильмы, которые окупаются и даже не берут денег у государства. Это говорит о становлении индустрии.

А какие современные фильмы российских авторов вы бы могли отметить?

Прекрасный фильм Наташи Кудряшовой «Пионеры-герои». Еще очень хочу посмотреть «Тряпичный союз» Миши Местецкого.

Многие сетуют, что основная доля проката сегодня у фильмов развлекательного содержания, когда зритель приходит на сеанс, ему хорошо, но потом он покидает зал и напрочь забывает, что смотрел. Как вы относитесь к такого рода фильмам?

В свое время российское кино здорово себя дискредитировало в 1990-е. Но удалось же Бекмамбетову с его «Дозорами» вернуть людей в залы. Они увидели нашу реальность, снятую с голливудским размахом. Мне кажется, будут хорошие и серьезные картины – люди будут ходить. А развлекаться иногда тоже надо. Как сказал Ренуар: «Почему бы искусству не быть легкомысленным?»

_MG_6843

Еще одна крайность нашего кино – чернуха, когда кинематографисты снимают, руководствуясь методикой «чем мрачнее, тем круче». Как вы думаете, от чего это зависит – от историй в голове создателя произведения или реальности, нас окружающей?

Наверное, какая реальность – такие фильмы. Если у режиссера есть потребность высказаться и в итоге получается чернуха, значит, его кусок мира таков. В этом случае остается вкусовой вопрос – можно не ходить и не смотреть.

В середине февраля 2016 года состоялось заседание «больших боссов» нашего кино. В беседе Дмитрий Медведев начал говорить о неконкурентоспособности российских фильмов с голливудскими. Министр культуры Мединский предложил несколько вариантов развития событий. Рустам, а как вы считаете, в чем причина неконкурентоспособности?

Наша неконкурентоспособность заключается в низком профессиональном уровне каждого из звеньев, создающих кино. Ежегодно ВГИК выпускает 40 режиссеров. Из них всего три-пять человек работают. А компании, производящие видеоконтент, ищут режиссеров, которые уже где-то засветились, выбирая крохи из выпускников. Внутри страны нет здоровой конкуренции. У нас, по сути, небольшой выбор.

«Наша неконкурентоспособность заключается в низком профессиональном уровне каждого из звеньев, создающих кино»

Некоторые критики с негодованием замечают, что молодые, едва оперившиеся режиссеры мнят себя вторыми Тарковскими и снимают никому не понятное кино. Есть ли в этом вина системы образования, как вы думаете?

Мне кажется, на режиссерский факультет не обязательно идти сразу после школы. У человека должен быть какой-то жизненный опыт. Темы фильмов юных режиссеров будут созвучны их жизненному опыту.

Рустам, а что для вас критика?

Без этих людей можно и не понять, что хорошо, а что плохо.

Даже если вы прочитаете очень гневную рецензию, совершенно не отражающую того, что вы имели в виду?

Это будет означать, что я не донес своей мысли конкретному человеку. Прежде всего у меня возникнут к себе вопросы.

Как бы вы определили режиссерскую миссию?

Я адвокат своих героев. Они хорошие ребята, свернувшие не туда.