3 ноября на экраны вышел фильм «Источник». Это история, в которой сталкиваются материализм и идеализм, рационализм и спонтанность, равнодушие и искренность, холодный рассудок и горячее сердце. Иван — типичный житель мегаполиса, растрачивающий свою энергию на развлечения и утехи. Но все меняется, когда он встречает Алену — девушку с иным мировоззрением и другими ценностями. Ее необычное поведение и поступки не сразу наводят юношу на мысль, что она из другого мира — более чистого, доброго и светлого, чем тот, в котором живет он. Молодые люди попадают в круговорот событий и оказываются перед сложным выбором между долгом и чувством. Как распознать настоящую любовь и не позволить сомнению проникнуть в душу? Чем является добро, а чем зло в XXI веке? И, наконец, что представляет из себя древнеславянский артефакт Источник Жизни и зачем ему отведено особое место в фильме? На эти и другие вопросы новая киноработа Надежды Витальской позволит найти ответы.

На помощь режиссеру вызвались легендарные актеры — Роза Хайруллина и Александр Рапопорт, а также молодые, подающие надежды ребята — Иван Янковский и Валентина Колева. О том, каким получилось это сотрудничество, а также о том, почему «Источник» можно по праву назвать современной легендой, Надежда поделилась с нами


 

 

«Источник» — фильм с затейливым и нетривиальным сюжетом. Надежда, расскажите, что вдохновило вас на создание картины?

Повесть Александра Куприна «Олеся». Отталкивались от нее. В 1956 году по мотивам произведения была снята шикарная экранизация «Колдунья», в которой сыграла Марина Влади. Именно в этом фильме Владимир Высоцкий увидел ее и страшно влюбился. История о загадочных людях, живущих в лесу, меня манила.  Возникла мысль об адаптации классики, а это всегда одновременно сложно и интересно. В итоге, получилась другая история, мы решили не ссылаться на первоисточник.

dsc03504

 В вашем проекте приняли участие маститые актеры – Роза Хайруллина и Александр Рапопорт. Как складывалось с ними сотрудничество?

Замечательно! Надо сказать, мне очень повезло с актерским составом. Сложился уникальный  ансамбль.  Роза Хайруллина очень востребованная актриса и редко соглашается сниматься. Мы были удивлены и обрадованы, получив от нее  согласие. Она — уникальная актриса, но самое главное — искренний и открытый человек. С ней было просто. Роза очень точно попала в образ. То же самое могу сказать про Александра Григорьевича Рапопорта…   В «Источнике» герой Рапопорта сказочно добрый. Александр Григорьевич рассказывал, что все режиссеры видят в нем злодея, а ему всегда хотелось сыграть хорошего человека…  На мой взгляд, в нашем фильме у него это получилось. И еще важное качество: Александр Григорьевич невероятно работоспособен. Он готов был опоздать на поезд, если мы что-то не успевали…..

 11021073_383587961812441_6385738935320655087_n

Еще одна фамилия из списка – Павел Делонг. Как польский актер оказался у вас в проекте?

Это забавная история. С ним у нас проходил кастинг по скайпу, а увиделись с Павлом уже на съемках. Он сыграл роль старшего брата героя Вани Янковского – владельца строительной компании Александра. Делонг — поляк, но много, где снимается в России.  Он – очень хороший и профессиональный артист. Например, очень сложная и опасная сцена, где его герой тонет  в болоте – была снята с одного дубля. При этом он специально прилетел из Варшавы в Москву, потом проехал еще 400 км до объекта и по окончании  съемок практически, тут же уехал обратно.

 682466

Что ж, постепенно мы переходим к обсуждению исполнителей главных ролей. Как вам удалось добиться согласия на съемки восходящей звезды российского кино Ивана Янковского?

Иван почти последним присоединился к команде. Дело в том, что, когда мы начинали готовиться к съемкам, за окном стояло лето. Многие артисты были уже заняты, а нам требовался актер, который все 24 дня будет с нами. Мы наудачу отправили Ване сценарий. К нашей радости, он сразу загорелся желанием и сразил на кастинге. Ваня взял нас энергией и купил обаянием, очень хорошо показав себя. Поэтому решение мы приняли уже после первой пробы.

 dsc03487

Что вы хотели увидеть в исполнителе главной роли?

Я искала человека, который пронес бы тему, так сказать, сквозную авторскую мысль. Главного героя «Источника» сложно назвать героем нашего времени. Но он – порождение нашей нестандартной эпохи.

 img_6142

Пару Ивану составила очаровательная Валентина Колева, в фильмографии которой «Источник» стал актерским дебютом. Где вы нашли эту девушку?

Валю я нашла на дипломном показе в ГИТИСе. На сцене я увидела девушку — красивую, необычную, яркую. Она была очень импульсивна и темпераментна в роли испанки. Она заворожила внешностью и энергетикой. Как-то впечаталась в сознание. У Куприна было написано, что лесные жители — не то цыгане, не то беглые. То есть славянская внешность не подходила для проекта. Мне была нужна девушка с необычной, экзотической красотой. Вот я и вспомнила о Вале.

 oobqyem4oci

«Источник» — ваш дебют. Скажите, поощряли ли вы актерскую инициативу или старались придерживаться того, что было написано в сценарии?

Я поощряю актерскую инициативу. Мне кажется, что артисту персонаж ближе, чем режиссеру. Если у него рождается что-то свое,  и он хочет это предложить – отлично. Это дорогой багаж, который надо хватать.

 img_6029

Начинающие режиссеры, приступая к дебютному полному метру, боятся излишнего цитирования и использования клише. Надежда, а каких шаблонов вы старались избежать в «Источнике»?

Я не думала об этом. Считаю, что нет ничего нового – есть хорошо забытое, либо измененное до неузнаваемости. Любое произведение чем-то навеяно. Только таким образом зарождаются идеи – из багажа прочитанного и просмотренного, который имеется за спиной у каждого творческого человека. А остальное дело вкуса – он бывает хорошим и плохим.

Считаю, что нет ничего нового – есть хорошо забытое, либо измененное до неузнаваемости. Любое произведение чем-то навеяно

К какому жанру вы бы соотнесли «Источник»?

Прокатчики почему-то отказались, но изначально мы определили жанр «Источника» как современная легенда. Жанр – это угол зрения на историю, а легенда – это взгляд сверху. Не углубляясь в подробности, а в попытку увидеть всю историю целиком. В фильме мы пожертвовали описанием бытовых подробностей ради этого взгляда сверху.

 

Все больше выходит фильмов с референсом к нашему далекому прошлому. Чем вызвана подобная тенденция, как вы думаете?

Это в первую очередь, колорит. Художникам интересно воссоздание колорита, погружение в атмосферу. Это как путешествие в сказку. Есть в этом и спортивный интерес. Как люди справлялись без привычных нам предметов? Это другой мир, ощущения, мировоззрение. Другой образ жизни. Таинственность всегда манит.

 img_5127

Героиня Розы Хайруллиной произносит в фильме запоминающуюся фразу: «Змей живет внутри нас». Могли бы вы охарактеризовать этого «змея»?

В начале фильма рассказывается история о том, что злые силы в свое время проникли на нашу планету и в виде змеев-искусителей атаковали человека. В наше время они замаскировались. Мы рассматривали змея как «червя сомнения».  Главный герой теряется в сомнениях. Он не верит своему чувству и интуиции.

 

Как вы считаете, что может сбить современного человека с правильного пути?

Наш фильм называется «Источник». Ключевое слово — исток. Откуда мы? Каковы наши истинные желания? Сегодня же мы растащены чем-то мелькающим, блестящим, манящим и обещающим чего-то! У нас куча соблазнов, важностей и мелких целей. Движемся ли мы при этом по правильному пути? Есть основание полагать, что нет. Мы развиваем технократический мир, то есть, развиваем то, что вокруг нас. А были в древности цивилизации, которые наоборот, развивали внутренний ресурс — себя, свою душу, энергию. Эти два цивилизационных пути развития мне хотелось столкнуть в фильме.

 t7ih1vwept4

Интересно узнать, как вы создавали легенду об источнике. Обращались ли к фольклору или рассказанное в фильме – исключительно плод авторской фантазии?

Источник Жизни – такой же артефакт, как Святой Грааль. Но если Грааль – христианский артефакт, то источник – древнеславянский. Доступная для нас с соавтором сценария Галей Копелиович информация была взята из дошедших до нас мифов и легенд. Мы так же обращались к ведам. Хотя их подлинность ставят под сомнение. Считается что во времена Ивана Грозного история нашего народа была переписана и все артефакты уничтожены. А может быть это произошло еще раньше, после принятия христианства. Все, во что верили и чему поклонялись наши предки — лешие, русалки, духи воды и прочие – в христианстве было обращено в нечисть. Мы не знаем, чем жили наши предки. История, которую в начале фильма герой Рапопорта рассказывает детям в музее, тоже не выдумана…. Древние славяне действительно верили, что добрыми силами в недра земли был помещен Источник Жизни, в некоторых местах он выходит на поверхность и у мест выхода источника были поставлены Хранители, которые из поколения в поколение должны оберегать его от зла. Упоминания об источнике можно встретить в детских сказках о живой и мертвой воде… Мы ничего не придумывали

Все, во что верили и чему поклонялись наши предки — лешие, русалки, духи воды и прочие – в христианстве было обращено в нечисть. Мы не знаем, чем жили наши предки

img_5401

 Многие режиссеры сетуют, дескать, в России трудно снимать кино «на натуре». Но в «Источнике» у вас, в основном, натурные съемки. Расскажите, легко ли было работать на природе? 

Мое личное мнение – снимать на натуре всегда лучше. Это и хорошее настроение, и энергетика места. Мы уехали далеко из Москвы за нетронутой девственной природой и нашли ее. Выбору натуры уделялось очень большое внимание. Кино командное дело. И такой красоты в кадре не получилось бы без отличной команды, которая собралась на этот проект. Это в первую очередь оператор Роман Бурденюк. И художник-постановщик Ирина Лапинова.  Именно их заслуга в создании красивой картинки. Не могу не сказать и о команде коптерщиков во главе с Геннадием Немых. Ребята пробыли с нами 4 смены, но наснимали сверху настоящую красоту. Их работу оценило профессиональное жюри на операторском фестивале, присудив «Источнику» гран-при за самый красивый кадр. И это еще до завершения производства!

Да, у нас был маленький бюджет, некоторые артисты находились в плотном графике с другими проектами в других городах. У нас было 2 выходных и никаких запасных смен на случай срывов сьемок из-за погоды. Мероприятие рискованное, особенно, в случае форс-мажора. Но погода нас ни разу не подвела. Это вообще можно объяснить только проявлением чего-то мистического. Если нам нужен был дождь – шел дождь, нужен был туман – он стелился, солнце – оно ослепительно светило! Природа помогала! Вот такие чудеса.

filmz-ru_b_232635