Леонид Куравлев сыграл более 200 ролей в отечественных кинофильмах. Все мы помним фантазера Пашку Колокольникова, Шуру Балаганова, неподражаемого квартирного вора Жоржа Милославского, бандита Копченого, слесаря Афанасия Борщова и гоголевского Хому Брута. Персонажи, сыгранные актером Куравлевым, сводили его с лучшими режиссерами советского кино: Василием Шукшиным, Георгием Данелией, Глебом Панфиловым, Леонидом Гайдаем, Татьяной Лиозновой и другими.


 

Уникальность дарования Куравлева отчасти в том, что во всех своих ролях Леонид Вячеславович узнаваем: без использования сложного грима, замысловатых костюмов актер остается самим собой – таким, каким его полюбил зритель, и в то же время его персонажи разнообразны и порой неожиданны. Поэтому Куравлев всегда интересен зрителю. Леониду Вячеславовичу удается создавать образы и реалистичные, и комедийные, и эксцентричные.

Леонид Куравлев, в отличие от многих актеров, пришел в кино случайно. Особой потребности реализовать себя на сцене он не испытывал: пару раз участвовал в школьной самодеятельности и… вот, пожалуй, все. Да и мыслей о служении высокому искусству тоже не было. Самым важным в семье Куравлевых было прокормиться в те голодные послевоенные годы. Ведь отец Леонида, Вячеслав Леонидович, рано умер, а мать работала дамским парикмахером. Тогда это не было престижной и высокооплачиваемой работой. Более того, мать Куравлева, когда мальчику не было и пяти лет, осудили по ложному обвинению и отправили на Север, где она до реабилитации целый год жила с маленьким сыном на поселении.

Без использования сложного грима, замысловатых костюмов актер остается самим собой

После окончания школы, в которой будущий актер учился весьма посредственно, молодой человек совершенно не понимал, куда ему идти за образованием дальше. Единственное его условие в выборе вуза было отсутствие на вступительных экзаменах математики, физики и химии. И такой вуз нашелся:это был ВГИК. О нем рассказала вчерашнему школьнику Куравлеву двоюродная сестра, которая пробовала поступить туда год назад, но не прошла по конкурсу. Леонид внял совету и попытался поступить во ВГИК, но с треском провалился. Посленеудачи со ВГИКом будущая звезда кино устроился работать на фабрику меховых игрушек, где трудился целый год. Через год во ВГИК на актерский факультет набирал очень известный и авторитетный педагог Борис Владимирович Бибиков, воспитавший не одно поколение замечательных артистов. Несмотря на некоторую невзрачность, долговязость и внешнюю неказистость абитуриента, Бибиков увидел в Куравлеве некое своеобразие и посчитал возможным зачислить его к себе на курс. Однако уже на втором курсе встал вопрос об отчислении студента Куравлева: актер никак не мог привыкнуть к необычной творческой обстановке ВГИКа, ему не хватало раскрепощенности, творческого куража. А самое главное – Куравлев никак не мог разобраться в себе и понять, какие роли подходят его душевному складу, что ему играть в бесконечных этюдах и зарисовках, в чем его актерская особенность. Актер еще не уловил в себе незаурядный комедийный талант. Тем не менее Биб (так называли мастера студенты) изменил свое решение, и Куравлев остался на курсе.

А через некоторое время произошло настоящее чудо. На экзамене по вокалу в аудитории появилась незнакомая женщина. Она терпеливо выслушала всех студентов. Самым последним выступал Леонид Куравлев. Он пел серьезный романс, стараясь продемонстрировать драматический темперамент и глубину чувств. Куравлев адресовал романс Софико Чиаурели, актер пылко глядел на однокурсницу, воображая ее объектом своей любви.В какой-то момент студент Куравлев переключил внимание с Софико и увидел, что незнакомая женщина буквально плачет от его исполнения. Только эффект был обратным: женщина плакала не от умиления, а от смеху, кое-как сдерживая себя, чтобы не захохотать.

После экзамена Леонид Куравлев и незнакомка разговорились. Ею оказалась Софья Милькина – второй режиссер и жена Михаила Швейцера, которая среди студентов ВГИКа искала актера на роль в картине «Мичман Панин». После экзамена Милькина предложила Куравлеву прочесть сценарий и обратить внимание на роль матроса Камушкина. Именно эта роль впоследствии станет настоящим дебютом Леонида Куравлева в кино. Куравлев сыграл храбреца и умницу матроса. Впоследствии эта роль определила многое в его актерской судьбе. Куравлеву стали предлагать роли парней, у которых за внешней простотой скрывались внутренняя глубина, природный ум, сильный характер.

Куравлев адресовал романс Софико Чиаурели, актер пылко глядел на однокурсницу, воображая ее объектом своей любви.В какой-то момент студент Куравлев переключил внимание с Софико и увидел, что незнакомая женщина буквально плачет от его исполнения. Только эффект был обратным: женщина плакала не от умиления, а от смеху, кое-как сдерживая себя, чтобы не захохотать

В 1960 году Леонид Куравлев закончил ВГИК. И как раз в это же время Василий Шукшин на киностудии «Мосфильм» снимал свою дипломную работу «Из Лебяжьего сообщают». Шукшин подбирал актеров для картины и по совету знакомых посмотрел фильм «Мичман Панин». Шукшину очень понравился актер Куравлев и он был приглашен на одну из ролей. Особых восторгов работа Шукшина не вызвала: по сравнению со смелыми эстетическими экспериментами сокурсников она была простовата, но, безусловно, мастерами было отмечено присутствие в фильме подлинного драматизма человеческих отношений. Позже многие исследователи творчества Василия Макаровича говорили, что картина «Из Лебяжьего сообщают» стала своеобразным эскизом, зарисовкой к будущим киноработам Шукшина, в которой он сумел наметить важные для себя будущие темы и элементы стиля.

Спустя несколько лет Шукшин и Куравлев вновь встретились на съемочной площадке: сначала на картине «Живет такой парень», а позже на ленте «Ваш сын и брат». Стоит напомнить, что Шукшин и сам был прекрасным актером. Даже в эпизодической роли мог с легкостью выступить так, что зритель сразу понимал и характер героя, и его прошлую жизнь, и сущность представляемого им человека. Соответственно, следует полагать, что на главную роль своего полнометражного дебюта режиссер должен был выбрать актера особенного, с бесспорным актерским талантом, удивительной человеческой природой. Таким актером стал Леонид Куравлев. Более того, и герой Куравлева – Пашка Колокольников, и сама картина стали одним из самых удивительных явлений в нашем кинематографе 1960-х годов. Лента «Живет такой парень» рассказывала о простом шофере Пашке Колокольникове, добром мечтателе с чистой душой. Многие критики того времени говорили о том, что Пашка – не советский герой, поскольку на экране подвига не совершает, геройскими качествами или внешними данными героя не обладает… Но картину очень полюбил зритель, а персонаж Пашки Колокольникова стал одной из лучших киноролей Леонида Куравлева.

zhivet-takoy-paren-4

Следующей совместной работой Шукшина и Куравлева стал фильм «Ваш сын и брат», в которой Леонид Вячеславович сыграл одного из сыновей алтайского колхозника Воеводина – Степана. Степан, не дождавшись окончания срока заключения в тюрьме, бежит в родную деревню, поскольку «каждую ночь деревня снится». Актер, не оправдывая своего персонажа, пытался понять его. Доминантой героя Куравлева стали его тоска по дому и готовность пострадать за свою мечту увидеть родные края.

Безусловно, было подарком судьбы в самом начале кинокарьеры работать и учиться у двух прекрасных мастеров – Василия Шукшина и Михаила Швейцера. С Шукшиным были сняты три совместные картины. У Швейцера Куравлев дебютировал, а всего снялся в шести фильмах. Неожиданным и новым стал интереснейший образ Аркадия, который подарил Куравлеву Глеб Панфилов. В фильме «Начало» актер играет человека, который считает себя абсолютно заурядным, неинтересным. Любовь незаурядной женщины на время преображает его, но потом Аркадий вновь «гаснет», не решившись на резкую перемену жизни, на новые отношения со «странной» женщиной.

368b8f9f1deb998584c152b4aabd3279

Пожалуй, самая знаменитая роль Леонида Куравлева – квартирный жулик Жорж Милославский из фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Герой Куравлева комичен в своем воровском образе жизни: он берет все, что плохо лежит, и в Москве 1970-х годов, и во времена Ивана Грозного. Запоминающиеся реплики Жоржа Милославского стали своеобразными афоризмами и разошлись на цитаты. Эксцентричная игра актера Куравлева сделала Милославского одним из самых ярких персонажей картины Леонида Гайдая.

137876_original

Безусловным актерским успехом Куравлева можно считать роль Афанасия Борщова в картине Георгия Данелии «Афоня». Режиссер долго не мог найти подходящего актера на главную роль. В Ярославле, где проходили основные съемки, уже уходила натура, со дня на день необходимо было начинать работу, но режиссеру совершенно не нравился ни один кандидат на роль. Тем временем на студии ходили слухи о том, что первоклассный мастер готовится снимать фильм по очень интересному сценарию. Картина должна быть смешной, на острую тему – о слесаре-сантехнике, а значит, о советском быте.

Данелия наконец остановился на Куравлеве, предложив ему сыграть Афоню. Актер согласился не без сомнений. По сценарию Афоне было немного за 20, но к тому моменту актеру Куравлеву шел четвертый десяток. Тогда было принято решение увеличить возраст Афони до 32 лет. Тем самым была обострена проблема героя: Афоне больше 30, пора бы определиться с тем, куда двигаться дальше, а он продолжает, как стрекоза из известной басни, гулять, балагурить. В общем-то, по новому сценарию у 32-летнего Афони была психология 20-летнего молодого человека. Безусловно, для актера этот персонаж был очень интересен: ведь благодаря точной и тонкой актерской работе у зрителя возникали сожаления о том, что Борщов может так и состариться, и умереть, не повзрослев, не поумнев, не признав нравственных, семейных ценностей, отрицая всякие обязанности и жизненные приоритеты.

Несмотря на то что герой вроде бы неудачник и раздолбай, зритель испытывал к нему симпатию, сопереживал девушке Кате, которая пыталась что-то изменить в симпатичном, но непутевом герое. Однако в жанре «грустной комедии», в котором работал Георгий Данелия, было напрасно ждать хеппи-энда…

Как принято считать, у каждого времени есть свои герои. А есть герои на все времена. Так сложилось, что даже внешность Леонида Вячеславовича – простое русское лицо, доверчивая улыбка, бесхитростный взгляд – позволили актеру воплотить на экране разнообразных простаков. Однако актер в одном из интервью говорил: «Очень сложные бывают эти простаки». В большинстве своих лучших ролей актер играет простодушного, доброго и открытого «взрослого ребенка». Сила персонажей Куравлева не в умении или желании совершать подвиги и не в интеллекте. Большинство героев Куравлева говорят со зрителем немного наивно, по-доброму, ничего о себе не скрывая. Такая открытость – желанное качество в человеке, но встречается оно все реже. А зритель продолжает ждать героев Куравлева, любить их и быть благодарным актеру.