Со второй половины 1950-х годов, в период так называемой оттепели, советское кино стало обогащаться новыми жанрами, новыми, более разнообразными персонажами и, конечно, новыми актерскими лицами. Евгению Жарикову повезло прийти в киноискусство как раз в эту пору. Его внешность можно назвать универсальной: он мог стать на экране и молодым офицером, и будущим дипломатом, и сказочным Лелем, и сотрудником революционных органов милиции… Органичность в любой роли, чувство меры в актерских средствах и способность чутко отвечать на задачи, поставленные режиссерами, делали Жарикова постоянно востребованным. Хотя часто роли не были главными, но всегда важными для общего замысла.


 

Евгений Жариков учился во ВГИКе в мастерской классиков отечественного кино – талантливых педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. За время учебы он успел сняться в четырех фильмах. В первом «А если это любовь?» (1961) Юлия Райзмана начинающему актеру досталась роль небольшая, эпизодическая. Как вспоминал сам Жариков, сначала его пробовали на главную роль, «но в первоначальном варианте картины между героями была эротическая сцена, в которой мы с Жанной Прохоренко смотрелись как дети. Худсовет “Мосфильма” восстал, и на главную роль Райзман взял актера Игоря Пушкарева: он выглядел постарше. Мне досталась полноценная роль, целых 36 съемочных дней. Правда, картина была так изуродована цензурой, что от меня там остались рожки да ножки».

Следующей ролью Жарикова, уже более крупной, стал персонаж в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962) – старший лейтенант Гальцев. Еще не имеющий достаточного опыта, молодой актер прекрасно вжился в образ героя. А работа с талантливым мастером запомнилась ему на всю жизнь: «Я, пожалуй, ни разу потом не встречал режиссеров, которые работали как Тарковский. Он был очень въедливым, всегда добивался от актеров того, чего хотел. Съемочная смена продолжалась восемь часов, он мог семь с половиной из них репетировать, а потом за оставшиеся полчаса снять дневную норму».

G000043755

В легком водевиле «Три плюс два» (1963) персонаж Жарикова, будущий дипломат Вадим, и его друзья, доктор физико-математических наук Степан (Геннадий Нилов) и ветеринарный врач Роман (Андрей Миронов), едут в отпуск отдыхать дикарями в один из живописных уголков черноморского побережья. Через некоторое время их покой нарушают две героини: укротительница тигров Зоя (Наталья Фатеева) и артистка Наташа (Наталья Кустинская).

Пьеса «Дикари», по которой написан Сергеем Михалковым остроумный сценарий, обошла сцены многих театров. Режиссер фильма Генрих Оганисян рассказывал о своем выборе: «В сценарии С. Михалкова меня привлекла легкость, живой юмор, неожиданность ситуации. Наши молодые герои, признающие только отдых без путевок, ссорятся, мирятся, спорят, и во всем этом появляется своеобразие характера каждого из них: своенравной и остроумной Зои, мягкой и лирической Наташи, застенчивого и нерасторопного Романа, веселого и общительного Вадима, замкнутого и серьезного Сундукова. Но всех их объединяет то, что характерно для нашей молодежи, – влюбленность в свою профессию, честность, искренность, жизнерадостность».

А сам Жариков вспоминал работу в этой картине с особой теплотой: «Такой изумительной атмосферы любви не было потом ни в одной моей съемочной группе. С исполнителем роли влюбленного ветеринара, Андреем Мироновым, мы встретились как родные. Да и Геша Нилов, сыгравший серьезного физика по прозвищу Сундук, легко влился в нашу компанию. Съемочная площадка располагалась в семи километрах от Судака. Нам ежедневно завозили цистерну пресной воды, но ее приходилось экономить. Водой в основном умывались. А пили по преимуществу крымские вина. Так что приподнятое настроение посещало нас с самого утра».

Жариков вспоминал работу в «Три плюс два» с особой теплотой: «Такой изумительной атмосферы любви не было потом ни в одной моей съемочной группе»

Спустя много лет, когда Оганисяна уже не было в живых, Жариков написал сценарий и хотел поставить продолжение фильма «Три плюс два». Он намеревался снять Евгения Миронова и Любовь Полищук. Но в связи с тем, что не смог достать требующуюся сумму, от этой затеи пришлось отказаться.

В 1964 году Евгений Жариков окончил институт. Немецкие кинематографисты предложили ему сняться в их проекте для жителей ГДР, желающих изучать русский язык. Многосерийный телесериал назывался «Русский для вас», где герой Жарикова вместе со своей спутницей постоянно попадал в казусные ситуации. На протяжении двух с половиной лет актер жил в ГДР, и, как он вспоминает, платили за такую работу очень неплохо: «Иногда бумажник не складывался, столько в нем было немецких марок».

Вернувшись домой, он в 1966 году вступил в труппу Театра-студии киноактера и активно начал сниматься в кино. Среди его работ были и совместные проекты со студиями ГДР.

В 1968 году на экраны вышел фильм режиссера и автора сценария Павла Кадочникова «Снегурочка». Будучи юным студентом, играя в одноименном дипломном спектакле, он исполнил роль мифологического персонажа Леля. А теперь в его фильме сыграл златокудрого пастуха Леля молодой артист Евгений Жариков.

IMG452

Жариков провел детство в Подмосковье у бабушки и дедушки. Там он научился многому, в том числе ухаживать за лошадьми и управлять ими, и это очень помогло ему в дальнейшем в работе. Так, в фильме Булата Мансурова «Смерти нет, ребята!» (1970) Жариков играл лейтенанта Рубина, советского разведчика, вступавшего в неравный бой с эсэсовцами. По сценарию был задуман весьма опасный конный трюк, который исполнил сам актер: «Пришлось мне сесть не на специально обученную лошадь, а на деревенскую клячу и падать с нее после автоматной очереди. Три дубля сняли без особых проблем. Но режиссеру показалось, что лошадь как-то слишком медленно скачет, и он приказал ее пугнуть, не предупредив меня. В результате я грохнулся на шпагат, но встал, кое-как дотащился до леса и лишь там упал». Такой трюк подорвал мужественному актеру здоровье – компрессионный перелом позвоночника и перелом тазовой кости. В будущем травма давала о себе знать – чтобы не остаться инвалидом, актеру пришлось перенести несколько сложнейших операций.

Далее были разнообразные роли: и капитана корабля в «Жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо» (1972), и совершенно не привлекающая самого Жарикова роль чудаковатого агитатора в фильме «Возле этих окон» (1973). Но настоящую всенародную любовь актеру принесла роль сотрудника петроградской милиции Николая Кондратьева в телесериале «Рожденная революцией» (1974–1977). Сценарий был написан Алексеем Нагорным и Гелием Рябовым и основан на реальных фактах и документах. Кстати, Жарикову уже приходилось играть по сценарию этих талантливых авторов – в фильме «Таинственный монах» (1967). Гелий Рябов так рассказывал о работе над сценарием: «В основу фильма легли события далекого прошлого. Они были взяты из десятков уголовных дел и оперативных разработок, доступ к которым мы с ныне покойным моим соавтором Алексеем Нагорным получили по приказу министра МВД Щелокова. Возможно, недостатком фильма является слишком благостный взгляд на милицию, но тогда мы не могли, да и сами не хотели критиковать милицию (я, между прочим, сам бывший работник внутренних дел)».

IMG497

Все повествование ведется от имени главного героя Николая Кондратьева, который на протяжении сериала поднимается по ступеням милицейской службы, достигнув к финалу звания генерала. В прессе тех лет в своей статье на фильм кинокритик Юрий Богомолов так охарактеризовал работу Жарикова: «Актер Е. Жариков, исполняющий главную роль, не претендует на исчерпывающую характеристику героя, но то, что он делает, основательно и профессионально». За роль в фильме Жарикову была присуждена Государственная премия СССР (1978), а также присвоено звание почетного сотрудника органов внутренних дел – «Заслуженный работник МВД».

В фильме «Первая конная» (1984) Жариков оживил один из образов прославленных полководцев времен Гражданской войны – Клима Ворошилова. Сама картина посвящена легендарному воинскому соединению, созданному в 1919 году. Выпуск фильма был приурочен к 65-летию формирования легендарной армии, хотя изначально картина задумывалась к столетию Семена Михайловича Буденного.

IMG656

Авторы Владимир Любомудров (режиссер и сценарист) и драматург Валентин Ежов (сценарист) намеренно не ставили перед собой задачи воссоздать какую-то часть хроники действительных исторических событий, связанных с Первой конной, они не обозначили конкретного эпизода из ее истории. В итоге получился один день из жизни бойцов и командиров, что позволило узнать людей и в будничных заботах проходной жизни, и в тревожные часы перед боем, и в решающий момент атаки.

Очень интересно оказался выполнен один из эпизодов, когда белогвардейский офицер расстреливает из пулемета табун коней, чтобы не оставлять его красным. Сраженные животные падают и катаются по земле, не в силах подняться. Выполнить такой трюк помогла наблюдательность режиссера, чтобы можно было обойтись без каких-нибудь приспособлений или усыпляющих пуль. Перед съемкой табун прогоняли вплавь через реку, и, выбравшись на сухое место, кони сами ложились и начинали кататься, вытираясь о траву.

О работе над фильмом Жариков рассказывал: «О своем портретном сходстве с Климентом Ефремовичем Ворошиловым я и не подозревал, пока режиссер не пригласил меня на фотопробы. Но, разумеется, далеко не только это обстоятельство побудило меня принять предложение режиссера. Ворошилов интересовал меня как яркая историческая личность, как бесконечно отважный, решительный и в то же время мудрый человек. Будучи правой рукой Буденного, его заместителем, его ближайшим соратником, он иногда своим спокойствием и рассудительностью сдерживал чрезмерную порывистость командарма. Моменты высшего драматизма для моего героя связаны в картине с эпизодами сражения. Мне, как и Вадиму Спиридонову, часто приходилось на съемках обходиться без дублеров. Но особой трудности это для меня не представляло, так как лошадей знаю и привычен к ним с ранней юности, а владение шашкой считаю нормальным, естественным компонентом актерского ремесла, как и умение водить автомобиль, петь, стрелять и так далее. И, конечно, в образ Ворошилова вложил я какие-то черточки и штрихи, взятые у моего любимого героя, чекиста Кондратьева из телесериала “Рожденная революцией”. Ведь герои эти одной крови, рабоче-крестьянской, одного времени и одной революционной идеи, за которую жизни своей не щадили».

Жариков снимался в кино довольно много, около четырех работ в год. Но начиная с 1980-х годов заметных актерских ролей, можно сказать, не было. И амплуа за ним закрепилось «военно-правительственное» – и Ворошилова еще раз играл, Сталина, а далее однообразие: генерал, министр, губернатор… Это было не просто проблемой его актерской биографии. Дело в том, что со второй половины 1970-х годов советский кинематограф переживал серьезный кризис. Многие актеры не находили «своих» ролей.

Гораздо значительнее актерской карьеры стала его общественная деятельность. С 1988 года – президент Гильдии киноактеров.

И амплуа за ним закрепилось «военно-правительственное» – и Ворошилова еще раз играл, Сталина, а далее однообразие: генерал, министр, губернатор… Это было не просто проблемой его актерской биографии. Дело в том, что со второй половины 1970-х годов советский кинематограф переживал серьезный кризис

Стоит отметить еще одну сторону творчества Евгения Жарикова. Он принял участие в дубляже более 200 кинокартин. При сегодняшних технологиях, когда на дубляж фильма уходит менее одной рабочей смены, проделанная работа звучит не очень внушительно. Но в те годы односерийный фильм зарубежного производства озвучивали дней десять.

Над дубляжем работают переводчики, авторы текста, режиссеры, звукооператоры, чтобы добиться максимальной точности и правдивости звучания дублированного фильма. Но основная творческая нагрузка ложится на плечи актеров-дублеров. Съемочная группа готовится к работе по несколько месяцев, а дублер – одну смену. Дублирование – это колоссальная физическая и эмоциональная нагрузка: озвучивая, приходится переходить из одного состояния в другое, смеяться и плакать. Надо найти ключ к каждому отдельному актеру. Однако для актера важно и то, что дубляж дает возможность сыграть такие роли, какие не будет возможности сыграть в кино или театре.

При работе над знаменитой картиной «Генералы песчаных карьеров» Евгений Жариков выкладывался настолько, что даже сорвал голос. Чтобы закончить озвучивание, вся команда ждала, пока актер восстановится.

Умер Жариков после продолжительной болезни на 71-м году жизни (в 2012 году), похоронен на «аллее актеров» Троекуровского кладбища.