Конец рабочего дня, силы на исходе. Доктор Жени собирается домой, а стажер-практикант не прекращает засыпать вопросами, будто сомневается в ее компетенции. Нервы молодого врача на пределе. Как назло раздается звонок в дверь. Кого это принесло в столь поздний час? Прием ведь давно окончен! Жени отказывается открывать дверь и запрещает делать это своему подопечному. Она здесь главная. Но девушка даже не представляет, чем обернется столь спонтанное, вызванное мимолетным порывом гнева решение… Таков синопсис фильма «Неизвестная» братьев Дарденн. Верные последователи минимализма и лаконичности в кино, в новой работе режиссеры поэкспериментировали с детективным жанром и еще раз напомнили о разобщенности современных людей. Российская премьера ленты состоялась в «Иллюзионе» и совпала с презентацией книги «За спинами наших картин» младшего из братьев – Люка. Именно с ним нам выпала честь побеседовать и узнать, почему дверь нужно открывать всегда…


Фильм «Неизвестная» интригует не только авторством братьев Дарденн, но и тем, что здесь вы впервые экспериментируете с детективным жанром. Люк, чем вызвано это желание и каким оказался сей опыт?
С самого начала, когда мы с Жан-Пьером разрабатывали концепцию «Неизвестной», мы определили ей жанр расследования, которое будет вести доктор Жени. Она узнает о смерти пациентки-мигрантки, которой вовремя не открыла дверь для оказания помощи. Угрызения совести не дают ей покоя и она, применяя профессиональные навыки, хочет узнать правду о погибшей: ее имя, вид деятельности и так далее. Причем Жени в отличие от полицейских ни разу не прибегает к традиционным методам расследования. И ей в итоге сопутствует успех.

DSCF1450

Роль молодого доктора вы поручили сыграть Адель Энель, с которой впервые сотрудничали. Чем вас покорила эта девушка?
В первоначальной версии героиня была женщиной среднего возраста. Но мы все никак не могли закончить сценарий, всегда что-то не сходилось. Когда мы встретили Адель Энель в Париже, то подумали, а почему бы не сделать нашу героиню помоложе. Пусть ей будет лет 24–25. В лице Адель есть некоторая наивность, непорочность. С такими характеристиками она сможет повлиять на героев в фильме, поможет им нравственно преобразиться. В начале фильма героиня сухая и жесткая, но это объясняется ее гордыней. Жени хочет показать свое превосходство перед стажером, по этой причине она не открывает дверь. Но трагедия не оставляет ее равнодушной, она хочет преодолеть чувство вины.

UNKNOWN GIRL (THE) - Still 2

Когда актеров спрашивают, чем им запомнилась работа с братьями Дарденн, они говорят об уникальных приемах подготовки. Что это за методика?
Когда мы выбираем актеров, то следим, как они себя ведут перед камерой. Важно, чтобы актер не боялся молчать, оставаться без действия. Я часто практикую метод, когда артист по сценарию говорит реплику, а я ему должен ответить. Но в течение 30 секунд я принципиально храню молчание, наблюдая, как реагирует камера. Некоторые актеры просто теряются в такой ситуации, они не отдают себя персонажу, не хотят расставаться с частичкой себя. А для нас важно, чтобы актер не боялся перевоплотиться. Такая же проблема с театральными актерами: они сильно привязаны к тексту, боятся тишины. Но в этом случае у нас преду­смотрен еще один метод. Перед началом съемок мы проводим примерно пять недель репетиций. Довольно долго, но нам удается выработать некий ритм. Создается отличный климат доверия, когда актер перестает забивать себе голову, боясь сыграть плохо. Он просто приходит на съемочную площадку и ведет себя естественно, так же, как мы. Такой подход мы применяем ко всем актерам – как к профессиональным, так и нет. Что касается профессио­нальных артистов – нам важно, чтобы они не замыкались на своей технике и вели себя проще. А от непрофессионалов ждем, что они выйдут из привычного образа и удивят чем-либо.

DSCF1485
Почему главная героиня – врач?
Мы придумали историю врача, который не открывает дверь потенциальному пациенту якобы из-за окончания официального приема. Но доктор должен открывать дверь вне зависимости от обстоятельств – не только потому, что является человеком и должен помогать ближнему своему, но и потому, что является специалистом, который призван защищать нас от болезней, защищать нашу жизнь и отдалять смерть. В «Неизвестной» мы представили эдакую метафору взаимоотношения людей со своими ближними. Каждый из нас несет ответственность за других, и дверь нужно всегда открывать. Это правило взаимопомощи.

UNKNOWN GIRL (THE) - Still 5

Поговорим еще об одной метафоре в фильме. События в «Неизвестной» то и дело переносятся на автомагис-траль. Критики по-разному трактуют ее символику. Действительно ли она является обозначением современности, вдоль которой мы движемся и проносимся мимо друг друга с огромной скоростью?
Автомагистраль не играет особой метафорической роли – это, скажем так, вещество фильма. Нам нужна была автодорога, которая создавала бы шум. На фоне этого шума возникает маленькая драма – погибает девушка, а врач начинает чувствовать себя виноватой. Но жизнь, несмотря ни на что, продолжается: вдоль трассы проезжают машины, грузовики…

Если взять «Неизвестную», то за счет того, что врач Жени ощущает чувство вины, в итоге сам зритель начинает проникаться сим чувством и испытывает свою долю ответственности за разрозненность общества

После известий о гибели мигрантки Жени отправляется на поиски правды о незнакомке, надеясь на понимание окружающих. Она разговаривает с представителями различных слоев общества, которые равнодушно воспринимают новость о случившемся. Выясняется, что общество разрозненно. Эта мысль невольно ассоциируется в сознании с феноменом некоммуникабельности, зародившимся в фильмах Микеланджело Антониони. Не является ли «Неизвестная» продолжением авторского диалога?
Хм… Не могу сказать, что Антониони повлиял на нас, но его творчество я очень люблю. Увы, если у человека нет имени, он выпадает из общества. Поэтому Жени проводит свое расследование, стремясь узнать факты о погибшей, чтобы о ней осталась хотя бы какая-нибудь память. Общество, в котором мы живем, действительно очень разрозненно. Об этом можно судить даже на примере нашего родного Льежа. Раньше люди стремились проявлять солидарность. Например, объединялись в профсоюзы. Сейчас этого нет. Многовековые традиции оказались на грани исчезновения. Еще один яркий символ разобщенности – это умышленное уклонение людей от уплаты налогов. Что такое налоги? Это перераспределение благ. Логика проста: те, кто зарабатывает больше средств, платят больше, а те, у кого средства скромнее – платят меньше. Деньги, полученные от уплаты налогов, распределяются на финансирование школ, больниц и так далее. Таким образом воцаряется некоторое равновесие в обществе. Но сегодня мы наблюдаем увиливание от уплаты. Люди не то что не хотят платить, они не чувствуют внутренней потребности в этом. Надеюсь, что-то изменится в массовом сознании.

UNKNOWN GIRL (THE) - Still 4

Погибшая в фильме девушка была мигранткой. Увы, этой темы нельзя избежать. Проблема с беженцами сегодня остро стоит на повестке дня в Европе. Возрос ли в Бельгии уровень ксенофобии после мартовских событий в Брюсселе? И действительно ли происходит упадок европейских ценностей?
Я бы не сказал, что в Бельгии возрос уровень ксенофобии. К счастью. Однако на волне происходящих событий большую поддержку среди людей находят популистские идеи. Популизм возрождается, сея страх – страх перед мигрантами, террористами и вообще всем неизвестным. Безусловно, среди мигрантов могут быть террористы, мы не можем этого отрицать. Но также не следует забывать о праве мигрантов, которые к нам приезжают, на гостеприимство. Мы не можем бросить их умирать, мы должны обеспечить их едой, первичным кровом и так далее. А затем уже думать, могут ли эти люди быть интегрированы в общество. Когда мигранты прибывают в Европу, их селят в специа-лизированных местах, проводят проверку документов, рассматривают возможности для предоставления статуса беженца. Вина массовой истерии лежит на политиках, которые порождают волны страха, крича, что существует риск проникновения противозаконных лиц на территорию ЕС. На мой взгляд, для того чтобы избавиться от страха и преодолеть его, нужно контролировать процесс перемещения беженцев и соблюдать право людей на гостеприимство, рассказывая о положительных примерах. Во Франции и в Бельгии выходило много передач про то, как сирийские беженцы интегрируются в европейскую жизнь, находят работу. Я помню историю одного мужчины, который в Алеппо занимался ковкой металлических изделий. В Бельгии ему удалось найти такую же работу. Сейчас он получил возможность воссоединиться с женой и тремя детьми. Это отличная история. Человек встал на ноги и может спокойно жить. Такие истории и нужно показывать.

Я бы не сказал, что в Бельгии возрос уровень ксенофобии. К счастью. Однако на волне происходящих событий большую поддержку среди людей находят популистские идеи

Благодаря вам и Жан-Пьеру мы узнаем Бельгию не только как страну вкусного шоколада и вафлей, но и как мультикультурное и многонациональное государство со своими проблемами. Какими принципами вы руководствуетесь, раскрывая темные стороны жизни общества?
Мы прислушиваемся к тому, что происходит в мире, и в какой-то момент говорим себе: «Кажется, в обществе наметились новые тенденции». Симптомы или признаки этих тенденций мы и стараемся раскрыть в фильмах. Но это интуитивный подход – мы не проводим каких-то социологических исследований, а стараемся раскрыть историю через героя, который вдруг открывает для себя что-то новое. Показываем его отношения с обществом и то, как в нем происходят перемены, как он меняется к лучшему. При этом мы отказываемся от всяческого морализма или обвинений. Если взять «Неизвестную», то за счет того, что врач Жени ощущает чувство вины, в итоге сам зритель начинает проникаться сим чувством и испытывает свою долю ответственности за разрозненность общества.

DSCF1481
Накануне презентации вашей книги я ознакомилась с выдержками из нее. Прошу прокомментировать следующую фразу: «Искусство сливается с бытом. Рампа исчезает. Надо снимать кино, которое заставит зрителя забыть о еде и питье». Скажите, каким же должен быть фильм?
Я считаю, что зритель во время просмотра должен вовлекаться в некое приключение. Он должен забыть о своих интересах, потребностях, должен превратиться в кого-то другого. Его чувства должны измениться. Именно тогда фильм может оставить в памяти след и уже после стать объектом рассуждений, обсуждений. Для нас самое главное, чтобы персонаж удивлял зрителя, чтобы зритель не мог предугадать его действия. Также важно, чтобы герой не надоедал зрителю. Что-то тайное в нем все равно должно оставаться.

DSCF1414