Фильм «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла представляет собой весьма приятный с визуальной точки зрения сюжет о влюбленной паре, которая проходит через жизненные трудности. Фабула картины достаточно проста, что не делает ее менее трогательной и душевной. Но если брать за основу идею новизны, о которой не раз упоминали критики в отношении «Ла-Ла Ленда», что же такого принципиально нового в этом фильме?


Дэмьен Шазелл – молодой режиссер, который два года назад взял отличный старт, сняв дебютный фильм «Одержимость», получивший десятки наград и тепло воспринятый критиками. «Ла-Ла Ленд» Дэмьена Шазелла – это разбитая на части история любви (для разделения по главам в фильме используются времена года) героини Мии Долан (ее роль исполняет Эмма Стоун) и Себастьяна (Райан Гослинг), у которого в картине нетфамилии. У каждого из героев есть мечта: Мия мечтает стать актрисой, а Себастьян хочет открыть свой джаз-клуб.

LLL d 13 _2649.NEF

У каждого из них есть свой набор проблем. Мия, например, не может получить ни одной приметной роли, а моноспектакль, поставленный по ее сценарию, не находит отклика у зрителя. Себастьян, в свою очередь, озадачен вопросом заработка денег, он исполняет музыку, которая ему не нравится. И тем самым в какой-то момент повествования он предает свою мечту, при этом переложив ответственность за свой выбор на плечи возлюбленной. Это неизбежно приводит к конфликту и классическому «что же с нами стало?».

LLL d 39 _6351.NEF

В конечном итоге Мия получит свой шанс – долгожданное предложение о съемках в большом кино, которое перевернет всю ее жизнь! И сразу после того, как герои говорят друг другу: «Я буду любить тебя всегда», происходит весьма неожиданный сюжетный поворот…

Спустя пять лет нам показывают Мию, которая выглядит успешной и счастливой. Но проблема заключается в том, что счастлива она не с Себастьяном, а с неким другим мужчиной (чье имя, кстати, в фильме не фигурирует вообще). К тому же у нее есть дочь, она теперь замужняя дама. Как и почему это произошло –неизвестно. Кто был инициатором их разрыва с Себастьяном, нам не дают понять (хотя фактически герои разбежались еще в середине киноленты после провала Мии на сцене). Неизвестно также, знал ли Себастьян о том, что его дама сердца счастлива с другим. Все это остается на уровне условности. А условностей в этом фильме много.Пожалуй, даже там, где условность не совсем уместна.

LLL d 12 _2353.NEF

Скажем, зритель никогда не узнает, хороша ли в своей игре главная героиня. Нам не дают никаких опознавательных знаков касательно ее таланта. И даже то, что Себастьян восхваляет ее сценарий, нельзя считать опорной точкой: любой влюбленный человек мыслит предвзято. Зритель не увидит ни сцен с ее выступлением в моноспектакле, ни ее роли, для которой она уезжает без Себастьяна в Париж. Равно как и не узнает, что произошло за эти пять лет. Зрителя просто ставят перед фактом, не объясняя толком, что произошло, и даже не давая малейшего намека.

И это не было бы странным, если бы условность была равной для каждого (если бы другому персонажу не уделялось больше внимания и времени). Про Себастьяна мызнаем на порядок больше: что ему нравится, какой джаз-клуб он хотел бы открыть, какая работа ему не по душе. Все это показано и подробно расписано, со всеми рефлексиями и душевными метаниями. Его мотивация проста и понятна: хочешь больше денег – поступись своими принципами.

История Мии кажется оборванной и недосказанной. Оттого не сразу веришь в то, что происходит. Особенно после того, как зрителя кидает в воображаемый флешбэк, который представляет собой идеализированную сюжетную линию. Иллюстрированное «ах, если бы все сложилось иначе». В этом флешбэке у героев складывается все хорошо, но намеренно неправдоподобно. Как будто в реальности оно не могло сложиться именно так. Возможно, из-за всех этих нюансов немая финальная сцена, где Мия с сожалением смотрит на Себастьяна, а он улыбается ей в ответ, не дотянула до того уровня саспенса, до которого могла дотянуть. И оставила после себя странное чувство недосказанности и непонимания.

Возвращаясь к реакции критиков и зрителя, следует отметить: фильм «Ла-Ла Ленд» представляет собой картину весьма приятную и аккуратную. Он как раз их тех фильмов, которые следует смотреть в кинотеатре, наслаждаясь картинкой и отличной музыкой, которая, к слову, не запоминается вообще.

Но не стоит забывать о том, что «Ла-Ла Ленд» (каким бы новаторским его ни называли в плане подачи) далеко не первый мюзикл, который поднимает подобные темы. Фильм «Шербурские зонтики», снятый в 1964 году, на мой взгляд, преподносит тему взаимоотношений и «неслучившейся великой любви» на порядок качественнее и интереснее: начиная с того, что в картине Жака Деми поют все, включая второстепенных персонажей, и заканчивая использованием цветовых акцентов в самой ленте. Здесь следует также отметить, что по жанру «Шербурские зонтики» обозначен не как мюзикл, а как музыкальная мелодрама.

Нельзя не заметить, что истории в сущности между собой похожи. С той разницей, что в «Ла-Ла Ленде» затрагивается проблема реализации творческой личности, видимо, более актуальной на данный момент, и оттого в силу недосказанности финал картины выглядит неутешительным. Поскольку нам не дают никакой информации о муже Мии, можно подумать, что частично своей славе и благополучию она обязана супругу и лишь отчасти таланту…