• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Элла Омельченко

Элла Омельченко: «Браться за проект, который тебе не нравится, – нечестно»

«У меня есть проблема, я не знаю, что с ней делать». – «Ты должен обратиться к психологу». Это речевое клише, известное нам из голливудских фильмов, начали активно применять и в жизни. Но универсален ли подобный совет применительно к России? Молодой режиссер Элла Омельченко всерьез занялась изучением вопроса, сделав однозначный вывод: «За советом надо идти к друзьям, к родителям, к близким людям, которые тебя хорошо знают». Свои размышления она изложифла в трагикомедии «Пациенты», которая вышла в национальный прокат 26 марта. О трудностях создания дебютного фильма, безвозмездном участии в проекте Павла Баршака и Тимофея Трибунцева, а также о желании снять в ближайшем будущем мюзикл Элла поделилась с нами

Элла, «Пациенты» – ваша первая полнометражная лента. Расскажите, как к вам в голову пришла идея создания фильма?

Дмитрий Лемешев принес рассказ о молодой семейной паре, где главный герой за советами ходит к психологу, а его жена – к священнику. Он меня тут же заинтересовал. Священник и психоаналитик – две, можно сказать, похожие профессии. Оба они занимаются «лечением человеческих душ», только делают это по-разному, «со своей колокольни».

Снимок экрана 2014-12-23 в 12.41.14

С чем вам, как режиссеру-дебютанту, пришлось столкнуться в процессе подготовки?

Начнем с того, что процесс подготовки начался уже со стадии написания сценария. Дебютанту, как известно, непросто запуститься – найти продюсера, то есть человека, который поверил бы в тебя и твою историю. Поэтому изначально мне пришлось взять на себя функции и продюсера, и режиссера. Через четыре месяца был найден инвестор, который дал небольшую сумму денег. С этой суммой я начала работу. Сценарий был готов и разослан актерам. Должна оговориться: мы писали специально под двух актеров – Павла Баршака и Тимофея Трибунцева. На небе звезды так сошлись, что актеры согласились сниматься на безвозмездной основе. Потом я познакомилась с продюсером Александром Плотниковым (компания «Лук-фильм»), который поверил в мое кино и дал недостающую часть денег. Во время подготовки мы не могли найти художника, который был бы созвучен моим мыслям. Пришлось и эту профессию самой осваивать. А в итоге, знаете, как в пословице, «и швец, и жнец, и на дуде игрец»: и режиссер, и продюсер, художник, и монтажер.

Что изменилось, когда вы наконец приступили к съемкам?

У нас было всего 18 съемочных дней, а поскольку кино актерское, то нужны были репетиции еще на стадии подготовки. Но из-за плотного актерского графика Тимофея и Павла их практически не было. Лишь два дня удалось вырвать у их агентов. В итоге много времени было потрачено на то, чтобы выучить текст, которого в сценарии немало. А это, сами понимаете, проблема при выработке семь-восемь минут в день. Поэтому иногда приходилось снимать по 16 часов в смену. Еще были сцены, которые получались не совсем так, как мне хотелось, но времени изменить что-либо в них не было. Ты сидишь у монитора и понимаешь, что потом с ними на монтаже намучаешься, но сделать ничего не можешь. Представьте, уже 12 часов ночи, денег на пересъемку нет, а у актеров свои графики, плюс ко всему они и так бесплатно снимаются. А еще тебе квартиру друзья временно одолжили. Словом, были свои сложности. Еще была большая опасность – не попасть в жанр трагикомедии, так как он считается самым сложным и не всякому режиссеру он дается. Но у меня, судя по реакции зрителей и критиков, выдержать его получилось.

съемки

Вы сказали, что главные роли в фильме «Пациенты» были прописаны специально под Павла Баршака и Тимофея Трибунцева. Чем обусловлен этот выбор?

Это сложно объяснить, но я знала, что именно они подходят на эти роли. Сыграть рефлексирующего интеллигента Шаламова мог только Паша Баршак. А жонглирующего человеческими судьбами психоаналитика Брюсова – Тимофей Трибунцев. Вообще, для любого режиссера огромное счастье работать с актерами такого высокого уровня. Они как глина в руках скульптора. Могут принять одну форму, а потом другую. (Улыбается.)

Screen Shot 2014-07-17 at 6.21.36 PM

Разрешали ли вы актерам импровизировать?

Если это было нужно – да. Знаете, у нас в итоговый вариант монтажа даже вошел один такой дубль. При съемке сцены с пельменями, у Паши неожиданно свалилась на пол мясорубка. Я не остановила дубль, и актеры продолжили играть. Но за кадром всех сразил хохот, второй режиссер просто не мог успокоиться. Но Павел и Марьяна и глазом не повели… Только после моей команды «Стоп» «раскололись».

В фильме «Пациенты» рассматривается современная концепция института семьи и брака. Элла, а какое у вас отношение к семье как главной ячейке общества? Как вы бы определили основные семейные ценности сегодня?

Отец Сергий в фильме произносит важные слова. Он говорит: «Семья – это основа государства. Нет семьи – нет государства». Это истинная правда. Семейные ценности никуда не деваются, они должны оставаться приоритетом для человечества. Свободные, ни к чему не обязывающие отношения – это, конечно, хорошо, но, если не будет продолжения в виде потомства, что станет с нацией? Если мы будем разрушать институт семьи, то нас неминуемо ждет судьба Содома и Гоморры, и с Россией произойдет то же, что и с Римской империей. Сейчас время непростое, из нас пытаются сделать общество потребителей. Маленькая кучка богатых людей Запада пытается навязать всему миру материальные ценности, при этом разрушить выработанные веками традиции. Посмотрите, что сейчас происходит: из всех информационных потоков тебе говорят, что если ты не зарабатываешь много денег, значит, ты неуспешный человек – ты неудачник… Но ведь не в деньгах человеческое счастье. Отсюда, кстати, и берутся все эти стрессы, которые заставляют людей искать выход. А тут вот сразу тебе со всех экранов и газет «иди к психологу». Плати деньги, и он поможет тебе справиться с твоими проблемами и стать успешным. Вот те же Сережа и Леночка жили бы спокойно, не пойди он к психоаналитику.

Screen Shot 2014-07-17 at 6.22.47 PM

Сразу напрашивается вопрос. Как лично вы относитесь к психоаналитикам?

Я считаю психологию псевдонаукой. В любой науке есть некие законы, в психологии же таких законов нет: все люди разные, что хорошо для одного, плохо – для другого. Каждая личность уникальна. Не может посторонний человек, видя тебя первый раз в жизни, докопаться до сути твоей проблемы. Поэтому и ходят к психологам по три-четыре года, и с каждым годом кошелек становится все меньше и меньше, зато психолог в течение этого времени узнает о своем пациенте хоть что-то, называя это своей работой. Конечно, душевное общение необходимо для каждого, но, на мой взгляд, за советом надо идти к друзьям, к родителям, к близким людям, которые тебя хорошо знают. Мы, русские, любим делиться своими переживаниями, невзгодами в отличие от европейцев, которые всегда стараются держать марку успешности. Поэтому именно на Западе и появился институт психоаналитиков.

Screen Shot 2014-07-17 at 6.33.50 PM

Что для вас воплощение идеальной семьи?

Муж, жена, ребенок. Мужчина – голова, женщина – шея. (Смеется.) Это всегда так было.

А на какого зрителя рассчитаны «Пациенты»?

Когда мы показывали картину на кинофоруме региональных журналистов в Дагомысе, мне как раз задали вопрос про потенциальную аудиторию фильма. Я немного растерялась и сказала, что это возрастная категория от 25 до 40 лет. Тут же встал с места мужчина и сказал: «А мне 60, и мне кино понравилось!». Поэтому я скажу вам так. Это не зависит от возраста. Некоторые люди в 18 лет мыслят как в 30 лет, а кто-то в свои 40 мыслит как 12-летний. Все зависит от вкусовых предпочтений и от того, «цепляет» это кино человека или нет. Просчитать это невозможно, как, кстати, невозможно угадать итоговый прокат фильма. Бывает, пиарят-пиарят, а картина проваливается. А бывает так, что никто не предполагает, а фильм собирает бешеный сбор. Например, от первого «Духless» никто не ожидал таких сборов. Или другой пример, «Неадекватных людей» Ромы Каримова вообще не хотели брать в кинотеатры, было сделано малое количество копий, а потом назло всем они собрали отличную кассу.

Кстати, об ассоциации с «Неадекватными людьми». Насколько психолог, сыгранный Евгением Цыгановым, отличается от героя Тимофея Трибунцева?

Они абсолютно разные. Там психолог ничего не навязывает своему пациенту. А наш психоаналитик – бес, манипулятор, жонглирующий человеческими жизнями.

65678_original filmz.ru_b_195139

«Пациентов» радушно встретили на фестивалях «Окно в Европу» и «Московская премьера». Расскажите о фестивальной жизни картины.

Когда мы отправили фильм для участия в фестивале «Окно в Европу», я уехала в другую страну. Оттуда узнала, что нас взяли. Для меня это было большим подарком. Представьте, я с дебютной картиной отправляюсь в Выборг, а вместе со мной в конкурсной программе участвуют уже состоявшиеся режиссеры – Володя Котт, Александр Стриженов, Вера Сторожева, Катя Шагалова. Мастера, которых я уважаю. И вдруг наша картина получает три приза, одна из которых приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Для меня это было приятной неожиданностью. А уже позже состоялась «Московская премьера», где нас тоже очень тепло приняли.

Продюсеры уже обращались с новыми проектами?

Да, предложения были. Но пока из предложенного ничего не понравилось. К тому же режиссер, на мой взгляд, должен снимать кино о том, что у него болит, что его волнует. А браться за проект, который тебе не нравится, – нечестно и неправильно. К тому же у меня есть два сценария, по которым бы хотелось снять кино.

Насколько велика оказалась разница между ожидаемым и действительным после окончания института?

Когда мы только пришли учиться в мастерскую Меньшова, мы часто его спрашивали: «Владимир Валентинович, а как снимать кино?» Знаете, что он отвечал? «Выйдите на съемочную площадку и сразу все поймете». И действительно, когда я сняла свою первую короткометражную работу, сразу стало все понятно: что можно делать, что нельзя и т. д. С практикой все познается.

В будущем в каком жанре себя видите?

Трагикомедия и мюзикл.

Мюзикл?

У нас есть сценарий, хожу сейчас по продюсерам, пороги обиваю. Мне говорят, что мюзиклы сейчас не нужны в нашей стране.

А вы что думаете на этот счет?

Считаю, что раньше у нас снималось прекрасное музыкальное кино, которое пользовалось популярностью. Может быть, последний опыт показал, что мюзикл не собирает нужное количество денег. Из успешных, снятых в наше время, можно вспомнить только «Стиляги» Валерия Тодоровского. Но нужно дать шанс, а то у нас сейчас одно военное или патриотическое кино.

О чем можно снять мюзикл сегодня?

Моя тема – молодое поколение, которое не может создать ничего нового. Мы живем во времена «постпостпостмодерна» и только и делаем, что ремиксы да ремейки, ищем новые формы, при этом забывая о содержании… Вот это история о таком поколении, которое хочет быстро, ничего при этом не создав, стать богатыми и знаменитыми.

И подводя итоги вашей работе с фильмом «Пациенты», Элла, скажите, трудно ли в России делать дебютное кино?

Не знаю, мне кажется, его везде трудно делать. Не только в России, но и в Европе, Америке. Характер надо иметь. Да, запуститься трудно, но возможно. Просто я точно знаю, что если человек чего-то хочет и не останавливаясь идет к своей цели, то в итоге он обязательно придет к ней. Важно только, чтобы цель была правильная.

pacienti3

Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться своего?

Надо иметь внутренний стержень. С позиции режиссера – понимание того, что ты хочешь сказать. С продюсерской – обладать административными способностями.

Кто или что вас вдохновляет сегодня?

Вуди Аллен и братья Коэн. Еще я люблю Нолана и Финчера. У нас в России никто из современных режиссеров не снимает кино такого плана.

И какой прогноз или диагноз вы бы дали российскому кино?

Мне кажется, в 2030-х годах в искусстве должен произойти новый виток развития. Уйдет современная тенденция русских режиссеров и продюсеров снимать кальку с американских фильмов, или так называемый псевдодокументализм, который так популярен сейчас на фестивалях. Должно родиться новое, самобытное художественное российское кино. И я думаю, что это произойдет лет через 10–15.

И как вы бы определили свою миссию?

Сложный вопрос. Сказать, что учить людей, – неправильно. Я не учитель. Вот посредством кино задавать людям вопросы, над которыми они могли бы поразмышлять, показывать им знакомые жизненные ситуации, в которых люди увидели бы себя и попытались бы что-то изменить в собственной жизни, – этого бы хотелось. Я надеюсь, что мой фильм «Пациенты» поможет людям не ходить к психоаналитикам и научиться брать ответственность за свои поступки.

Теги:

Яндекс.Метрика