• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Марко Спаньоли

Марко Спаньоли: «Такой актрисы не найдется не только в Италии, но и в мире»

Она никому не давала разрешений на производство документальных фильмов о себе. Даже франко-немецкий Arte получил от этой актрисы суровое «No!». Но герою нашего интервью удалось невероятное.

Роскошная и непревзойденная Софи Лорен, «последняя настоящая звезда мирового кино», как сам Марко Спаньоли ее величает, дала ему добро. Возможно, актрису привлекла задумка сделать фильм, скомбинированный из кинохроники разного времени, а может, Софи просто понравились предыдущие работы режиссера об Анне Маньяни и американском «десанте» звезд в Италии («Голливуд на Тибре»). В любом случае мысль о сотрудничестве с легендой такого уровня долго не давала Марко спокойно спать. В шутку он сравнивает это с предложением «зимой пойти из Рима в Москву пешком».

Режиссер выбрал путь повествования о Софи через архивные материалы. Архив RAI и институт Luce любезно приоткрыли свои хранилища. И пусть продюсеры и американская NBC (заказчик проекта) были не в восторге от идеи того, чтобы Спаньоли потратил год на отсмотр материалов (ведь это увеличивало смету расходов), сторонам удалось договориться. Режиссер получил карт-бланш, и работа началась. В итоге год и 600 часов наедине с доказательствами возникновения мирового феномена по имени Софи Лорен. О том, что дал режиссеру опыт общения с актрисой через архивы, о культе Софи Лорен в Неаполе, настоящем итальянского кино, а также об амбициях снять документальный фильм о Москве режиссер, киновед и по совместительству журналист Марко Спаньоли поделился с нами

Марко, вы провели целый год, изучая жизнь Софи Лорен. Что особенно вас в ней удивило?

Для меня было важно погрузиться в другую эпоху, встретиться с чрезвычайно умной женщиной. Ведь что потрясает меня помимо безусловной красоты, это ее ум. Она всегда отвечает элегантно, не думает долго. Она поражает стремлением к совершенству, к тому, чтобы быть выше того, что делает. Но есть одна вещь, которая меня особенно поразила. Я даже задумывался, ставить ли это вообще в фильм. Софи говорит, если бы у нее не было детей, возможно, она бы перестала быть актрисой. Не ожидаешь такого услышать от актрисы подобного уровня. Мне кажется это нелогичным. Но такова Софи. На свете две вещи вели ее по жизни: страстная любовь к кино и любовь к детям.

Софи Лорен, пожалуй, самая известная итальянка в мире. Как вы считаете, что обусловило ее глобальный успех?

Во-первых, талант, во-вторых, необыкновенная красота, а в третьих, упорство и та страстность, с которой она играла каждую свою роль.

03342767

На протяжении карьеры Софи часто критиковали. Злые языки писали, что на самом деле она вовсе не талантлива, а ей просто повезло: дескать, у нее муж-продюсер, и у нее хорошие физические данные. Как вы считаете, это давило на нее в то время?

Заслуга Карло Понти в том, что он поставил рядом с ней группу настоящих профессионалов своего дела – лучшего публициста Энрико Лукерини и лучшего адвоката Джованну Кау. Лорен научили одеваться, правильно говорить, она прекрасно выучила английский и французский. Понти сделал так, чтобы ее снимали лучшие режиссеры. И да, она воспользовалась этим шансом и стала лучшей актрисой в мире. В то время было принято, что известных актрис окружали богатые и могущественные поклонники и мужья, но только действительно талантливые актрисы пользовались этим шансом. Например, Марион Дэвис, супруга американского медиамагната Уильяма Херста (реального прототипа «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса), не сумела воспользоваться своими возможностями сполна. А Софи смогла. Она очень добросовестная.

Karlo-Ponti_5443a9d886a2e

Для каждого киномана Софи Лорен особенная. А какая она для вас?

Нас с Софи связывает кое-что общее, я тоже родился в Неаполе. (Смеется.) Знаете, в Неаполе Софи – это что-то вроде языческого божества. Ты можешь зайти в булочную и увидеть портрет Лорен, будто это изображение Мадонны или кого-нибудь из членов семьи. Для меня Софи Лорен больше чем актриса, это последняя настоящая звезда Италии. Думаю, что и в мире осталось немного таких, как Софи Лорен. В любом случае не таких красивых, как она. Поэтому для меня документальный фильм «Софи рассказывает о Лорен» означал запечатлеть икону, то есть человека, которого все знают, хотя видели не все фильмы с ней. Я думаю, что в такой клуб избранных входит крайне малое количество людей. Может, еще Анна Маньяни, Джеймс Дин, Марлон Брандо… Это личности сильные, о которых Умберто Эко говорит как о части коллективного бессознательного.

В какой ипостаси она вам нравится больше – комедийной актрисы или драматической?

Я люблю комедию как жанр, поэтому скорее первое. Но, должен сказать, в то же время мои любимые фильмы с ней – драматические: «Чочара», «Обычный день» и «Подсолнухи».

Марко, как вы считаете, есть ли сейчас в Италии актриса, способная по потенциалу быть на одной ступени с Софи?

(После долгой паузы.) Нет. Мне кажется, такой актрисы не найдется не только в Италии, но и в мире. Причем это не вопрос красоты и таланта. Это вопрос сочетания особенного исторического и культурного момента. Понимаете, Софи Лорен родилась в бедной семье, детство пришлось на время Второй мировой войны, а выросла она в период экономического бума. Она дочь своего времени, своей эпохи. Я не говорю, что в Италии и в мире никогда не будет актрисы такой красивой и талантливой, как она, но это не будет Софи Лорен. Будет что-то другое.

Фильм о Софи не единственный в вашей фильмографии. Марко, почему именно актрисы – главные героини ваших документальных картин?

Просто я обожаю женщин. (Смеется.) Нет, мне, правда, очень интересны женщины. Знаете, это для меня как терапия. Так я узнаю женщин. А у великих актрис всегда есть какая-то тайна, какое-то дополнительное очарование.

 

В 2009 году вы сняли фильм «Голливуд на Тибре» об американских актерах в Италии. Марко, скажите, как вы относитесь к сегодняшней гегемонии американского кино. Оно подавляет конкурентов или действительно не имеет равных? 

Сам по себе Голливуд не существует, это как чемпионат по футболу, где собраны лучшие игроки, просто в свое время Голливуд с экономической и финансовой точки зрения использовал выигрышную ситуацию. В «плане Маршалла», в тех соглашениях, которые были достигнуты, большое место уделялось кинематографу. Ваш режиссер Тимур Бекмамбетов, который также работает в Голливуде, сказал как-то: «Гегемония Голливуда над миром финансовая, а не артистическая». Я думаю, что фильмы, которые снимаются в Америке, имеют гораздо большее количество ресурсов по сравнению с теми, которые мы можем реализовать в Европе, Азии и т. д. К тому же американцы построили мировую систему заключения сделок. А еще в дополнение американское правительство и Пентагон, в частности, поддерживают кино по причинам явно нехудожественным. Если бы европейские и русские политики заботились о кино так же, как заботятся американцы, думаю, мы получили бы отличные результаты. Но это меняет концепцию кино. Для американцев это индустрия, для европейцев – искусство. Заканчивая ответ на ваш вопрос, не думаю, что американское кино лучше, но думаю, что какой-нибудь месье в Брюсселе предпочтет пойти на фильмы Майкла Бэя или Кристофера Нолана, нежели на работы Соррентино или Сокурова. Кстати, мой фильм о Софи прокатывала американская компания Major, в Италии много фильмов поддерживаются американскими продюсерами. Но для них кино в первую очередь это шоу-бизнес.

А есть ли у итальянского кино шанс стать конкурентоспособным, учитывая тот факт, что фильм Паоло Соррентино «Великая красота» совсем недавно получил «Оскар»?

Нет, увы. Вряд ли что-то подобное может произойти. Даже для французов это очень сложно, хотя у них гораздо больше денег и поддержки от правительства. В 1950-е годы большинство в мире смотрели американское кино, а вторым по счету было итальянское. Но с тех пор кое-что изменилось: по коммерческим причинам в Америке чрезвычайно трудно прокатывать неамериканское кино. Сложно объяснить, но американцы очень контролируют кино, серьезно занимаются протекционизмом. Если ты хочешь, ты можешь, конечно, поехать в Америку, сделать фильм для них и о них, но тебе придется столкнуться с творческим контролем. У нас разные концепции насчет кинематографа…

В зале вы говорили о документальном проекте в России. Расскажите подробнее.

Мне бы очень хотелось его реализовать. Дело в том, что за время работы в киноархивах института Luce (Istituto Luce Cinecitta) у меня собрались материалы о Московском фестивале. Хотелось бы рассказать, что делали звезды Голливуда в Москве. Я бы так и назвал документальный фильм – «Голливуд в Москве», мне кажется, здесь происходило нечто, о чем никто не рассказывал. Все-таки интересно посмотреть, как сталкивались и встречались искусство и политика, ведь Московский кинофестиваль был чрезвычайно важен, это было одним из центральных культурных событий на протяжении 1960–1970-х годов. Я просмотрел интервью со Стэнли Крамером, которое он давал, рассказывая, что происходило в Москве во время фестиваля, я видел потрясающие фотографии Элизабет Тейлор, Джины Лоллобриджиды и других кинодив. Это был уникальный мир, потрясающее мероприятие. Для Италии МКФ был вторым событием в мире кино после Каннского кинофестиваля. В Москву ездили Федерико Феллини, Этторе Скола, Марчелло Мастроянни, Софи Лорен и многие другие наши звезды. Для итальянцев было важно поехать в Москву, участвовать в фестивале. Очень хотелось бы рассказать, как Италия воспринимала фестиваль. Словом, мыслей на этот счет много, но теперь нужно, чтобы моя затея заинтересовала русских продюсеров. А что касается меня, я уже готов взяться за реализацию проекта. (Смеется.)

Беседовала Эрика Гурцкая

512352

Теги: ,

Яндекс.Метрика