Русский Ватикан

текст: Юлия Берестова


Что скрывается за стенами главной кинофабрики страны? Как устроен «Мосфильм»? Что прячется от глаз зрителя за кадром? В 2014 году «Мосфильму» исполнилось 90 лет! На студии создано около 2000 кинолент, часть из них навеки заняла свое место в золотом фонде мирового киноискусства. Кинокартины, снятые на «Мосфильме», получали награды российских и международных кинофестивалей. Здесь родились такие шедевры, как «Белое солнце пустыни», «Бриллиантовая рука», «Тот самый Мюнхгаузен», «Летят журавли», «Я шагаю по Москве», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Судьба человека», «Война и мир», «Солярис», «Женитьба Бальзаминова» и многие другие.


 Изнанка кинопроцесса

30 января 1924 года – дата рождения кинофабрики. В этот день состоялась московская премьера первого полнометражного немого кинофильма «На крыльях ввысь» Бориса Михина, снятого на новой студии. «Мосфильм» создали, взяв за основу две национализированные кинофабрики А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева. Первоначальное название – «Москинокомбинат» не прижилось, и в 1935 году предприятие переименовали в «Мосфильм». Не секрет, что непременный символ «Мосфильма» – скульптура «Рабочий и колхозница». Автор – Вера Мухина. Впервые эмблема была представлена на экране в ленте «Весна» Григория Александрова в 1947 году, чтобы навеки остаться эмблемой «Мосфильма». Сегодня здесь не только снимается кино: студия, что называется, «предлагает полный спектр услуг» по созданию кинопродукции. Кино здесь создается от А до Я, начиная со строительства декораций, создания сценария, пошива костюмов и заканчивая съемкой, монтажом, озвучиванием, музыкальным оформлением.

Попадая на «Мосфильм», ощущаешь особую причастность к другому государству, имя которому – Кино. Здесь на проходной при проверке документов всегда встретится пара-тройка известных лиц: актеров, режиссеров, продюсеров. На «Мосфильме» они на своей территории: пьют кофе в буфете, спокойно работают в студиях, торопятся на съемочную площадку, не скрываясь от поклонников. Мимо нас при полном параде пробежал молодой актер Константин Крюков, торопился на встречу, тут же на лавочке сидит актер и спортсмен Андрей Свиридов, которого публика хорошо знает по роли охранника Гены в сериале «Универ».

Не зря сотрудники «Мосфильма» скромно сравнивают свое учреждение с Ватиканом. Это наиболее крупное предприятие в киноиндустрии России и одна из самых больших студий в Европе. Киностудия занимает 34,5 гектара. Территория Ватикана лишь на полгектара больше – ровно 35. В общем, масштабы впечатляют! За целый день удалось обойти лишь малую часть этой площади, а к вечеру мы полностью выбились из сил. На этой территории сосредоточились съемочные павильоны, декорации, административные здания, тон-студии, яблоневый сад, парковая зона, пруды и легендарный музей «Мосфильма». С него мы и начнем нашу прогулку.

 Декорации

Это похоже на шоу иллюзионистов: грамотно вставленный свет поможет оживить декорации в кадре. Искристый снег, многолетний мох на крыше, старый фонтан на центральной улице, вроде бы все настоящее, но стоит рассмотреть чуть ближе, и город Андерсена начинает выглядеть совершенно иначе. Мы обнаружим, что на самом деле перед нами окрашенный пенопласт, даже ребенок сможет без труда приподнять часть стены этого бутафорского города. Декорацию к фильму «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова создали прямо под открытым небом на киностудии «Мосфильм», часть города попала в музей.

Макеты лошадей и поросят необходимы, чтобы подменять в кадре животных реальных. Если нужно, чтобы поросенок мелькнул где-то далеко на горизонте или мордочка его лишь на пару секунд высунулась из хлева, живых поросят не привлекают, а используют бутафорию. При правильном освещении догадаться абсолютно невозможно, настоящий снимался поросенок или нет.

 Транспорт

А вот автомобили – и так настоящие, живые легенды, каждый из них имеет уникальную историю. Они снимались еще в прошлом веке и до сих пор ждут своего звездного часа. Все машины, даже самые старые, на ходу, хоть завтра в бой – на съемочную площадку! Каждая из этих машин снималась ни в одном, а сразу в нескольких легендарных кинофильмах.

IMG_2449

Звезда экрана – знаменитая «Волга» ГАЗ-21 1964 года, на ней Семен Семенович Горбунков ездил в булочную в киноленте «Бриллиантовая рука», а Юрий Деточкин бежал от ГАИ в кинофильме «Берегись автомобиля». Этот же автомобиль снимался в картине «Три тополя на Плющихе». Машина – настоящая загадка. Сейчас она серого цвета, а в «Бриллиантовой руке» – бежевая. Как и актеры меняют костюмы и прически, машинам тоже приходится менять цвета. Волга не раз перекрашивалась. Нужно чтобы машина превратилась в такси? Сбоку пририсовывались черные шашечки, для следующих съемок снова закрашивались.

ЗИС-8 по прозвищу «Фердинанд» знаком по фильму «Место встречи изменить нельзя», на нем ездил Владимир Высоцкий, когда преследовал банду «Черная кошка». Знаменитую фразу «“Ваня, а ну держи меня!” – “Как держать?” – “Нежно!”» он как раз кричал, высовываясь из этого автобуса.

IMG_2432

Благородный автомобиль «Роллс-Ройс Фантом» знаком по фильму «Неуловимые мстители», именно его угоняли из-под носа у беляков. У каждого посетившего эту выставку ретро-легенд появляется желание сесть за руль, экскурсоводы разрешают это делать в крайне редких случаях. Машины, хотя и игровые, но все равно должны быть на ходу и в полном порядке, поэтому к ним мосфильмовцы относятся очень аккуратно. Авто могут понадобиться на съемки хоть завтра. Например, сейчас снимается много военных картин, тот же «Роллс-Ройс» относится к периоду Великой Отечественной войны и может быть использован для любых съемок, связанных с войной.

Пожарная машина ПМГ-1 известна зрителю по фильму «12 стульев» Леонида Гайдая. Именно на этой машине пожарные снимали с отвесной скалы отца Федора Вострикова, укравшего краковскую колбасу у Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова. В 1930-е годы именно на таких машинах наши пожарные разъезжали по городу. Мы прекрасно знаем, как выглядят сегодняшние пожарные машины и как воют их серены, а в прежние времена и в дождь, и в холод пожарные садились на особые приступочки на кузове, а чтобы предупредить о том, что где-то случится пожар, звонили в колокол на автомобиле.

Машина Штирлица, «Мерседес-Бенц» 1938 года, из фильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой. С ним связана любопытная история. У съемок фильма обширная география, а машину перевозить по стране было достаточно накладно. Поэтому использовались разные, но на первый взгляд идентичные автомобили. Но только у данного автомобиля дворники были сверху, а у машин-дублеров – снизу. В некоторых эпизодах видно, что машины отличаются.

Красив и не менее интересен английский «Роллс-Ройс» 1913 года. Машина приняла участие в съемке фильмов «Неуловимые мстители», «Директор», «Корона Российской империи», «Трактир на Пятницкой», «Бег», «Цареубийца» и других. Появился автомобиль в коллекции «Мосфильма» случайно. «Роллс-Ройс» был найден в одном из колхозов: дорогое авто использовали для перевозки картошки. Машина была в ужасном техническом состоянии, но на ходу. Тогда «Мосфильм» выкупил автомобиль, вычистил, привел в надлежащий вид.

В прежние времена на автомобиле ЗиМ передвигались министры, маршалы и генералы. Тот, кто смотрел фильм Павла Чухрая «Водитель для Веры», без труда узнает этот автомобиль.

Немецкий «Магирус» 1912 года – самая старая машина коллекции. Он снимался в шести фильмах: «Грехи отцов», «Шестой», «Гибель империи», «Цареубийца» и других. Этот автомобиль интересен тем, что у него колеса сделаны из литой резины. Машине уже более 100 лет, а колеса ни разу не меняли. Резина уже настолько засохла и спрессовалась, что стала почти каменной. Хотя состояние колес далеко не идеальное, но на ровной дороге ездит без проблем, машина способна набрать скорость до 70 км/ч.

ЗиС-101 был приобретен для кинофильма «Старые клячи» Эльдара Рязанова. Для съемок вместе с автомобилем отдельно приобрели кузовную часть этой модели – эту пустышку так и прозвали «рязановец». ЗиС-110 – это подлинный правительственный автомобиль, после списания он попал на «Мосфильм», чтобы сняться в таких картинах, как «Похороны Сталина», «Круг» и «Чистое небо». BMW начала прошлого столетия хорошо известна зрителю по фильму «Московская сага».

 Костюмы

В следующем зале находятся костюмы из фильмов, которые вошли в золотой фонд Москино, все фильмы очень хорошо знакомы зрителю. Например, фильмы «Война и мир» или «Женитьба Бальзаминова». Самое интересное, что по этим костюмам можно представить, как выглядели сами артисты: кто из них был высоким, кто, наоборот, был маленького роста, кто полноват, а кто обладал прекрасной фигурой. Все костюмы, представленные в экспозиции, сшиты мастерами «Мосфильма» персонально для каждого героя.

Платья Анфисы и Раисы из «Женитьбы Бальзаминова», то есть Румянцевой и Макаровой, заказывали специально на «Мосфильме». В кино незаметно, а вот в музее можно разглядеть: синее платье, что на Надежде Румянцевой, не совсем синее, а с узорами, да и размер костюма намного меньше, чем кажется на экране. Экскурсоводы рассказывают, что камера зрительно увеличивает актеров, добавляет к весу по пять-восемь килограммов. Поэтому актеры всегда должны быть в форме. Здесь же рядом костюм Людмилы Гурченко, в котором она снималась в ленте «Идеальный муж». Экскурсоводы всегда обращают внимание гостей зала, что пиджак Гурченко на манекене не сходится в талии, для манекена он не по размеру. А на Людмиле Марковне он идеально сидел, ведь ее талия всего 47 сантиметров. Скрупулезной работой являются костюмы из кинофильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Режиссер старался, чтобы и костюмы, и антураж были максимально приближенными к той эпохе.

Все костюмы сшиты мастерами своего дела. Даже материал для них подбирался с особой тщательностью. Например, для создания царской одежды в картине «Борис Годунов» материал был заказан в монастыре. Позже одежда была расшита жемчугом вручную и дополнена натуральным мехом. Весит такой костюм немало – 15–18 килограммов.

Корону для кинофильма «Корона Российской Империи» специально делали на заказ в Чехии, но не угадали с размером. Она вышла чрезмерно узкой, и никому не подходит. А легендарный шлем из кинофильма «Джентльмены удачи» был утерян не только по сюжету фильма, после съемок он также долго считался пропавшим, а потом неожиданно был найден кем-то среди кучи хлама. Экскурсия по музею завершена, но наше путешествие по «Мосфильму» еще продолжается.

Павильоны

Всего на «Мосфильме» 15 кинопавильонов. Самый большой и старых павильон – первый, около 2000 квадратных метров, он самый легендарный и знаменитый. Именно в нем снимали почти все известные картины. Есть на кинофабрике и свои приметы, например, говорят, если снимать фильм или хотя бы какой-то эпизод в пятом павильоне, то картине однозначно «полка» не грозит.

Как только съемка заканчивается, декорации тут же разбираются, чтобы освободить место для другого режиссера. Строятся и разрушаются декорации в одно мгновение, ведь для их сооружения используются легчайшие материалы: гипс, картон, фанера, пластмасса, тонкое дерево, ДСП, пенопласт. Но некоторые наиболее красивые и удачные декорации сохранились в павильонах и использовались не единожды.

Одна из них – декорация «Церковь». Это стационарная декорация, в которой сняли такие фильмы, как «Дубровский», «Охота на принцессу», «Большое любовное приключение», «Станица», студенты ВГИКа недавно снимали здесь современную версию «Вия». Строили декорацию церкви молодые художники-постановщики Сергей Февралев и Ольга Кравченя. Иконы в церкви – копии, но очень качественные и профессионально сделанные, за основу взяты настоящие репродукции. В росписи стен заложена идея наслоения разных временных эпох, расписывались стены также по реальным фрескам. Художником-исполнителем выступила профессиональный церковный художник Ирина Клеменко, она более 20 лет отработала в храме на Большой Ордынке, где написала более 100 икон. Декорация «Церковь» установлена в самом маленьком мосфильмовском 14-м кинопавильоне. Каждый кинопавильон представляет собой довольно сложную инженерную конструкцию, своеобразный ангар без окон, помещение свето- и шумоизолировано. Декорация церкви не имеет куполообразного свода, но он и не нужен. Потолки устроены таким образом, что позволяют использовать подвесные осветительные леса для любого типа декораций. Кверху крепятся осветительные приборы, при помощи света помещение можно визуально расширить или сузить.

Старая Москва

«Старая Москва» установлена на самой большой первой натурной площадке (всего на «Мосфильме» их три), ее площадь почти 5000 квадратных метров. Площадка специально приспособлена под строительство декораций для натурных съемок, то есть для съемок на улице. В разное время на ней стояли разные декорации. Именно здесь снимали знаменитую Вишневую улицу из «Мэри Поппинс», фильм Андрея Кончаловского «Сибириада», на этой же территории к картине «Осада Венеции» сроили красивейшую декорацию улиц итальянского города.

На протяжении уже более десяти лет первая натурная площадка занята постоянной стационарной декорацией «Старая Москва конца XIX – начала XX века», которую построили в 2003 году специально для съемок фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть». После окончания съемок декорацию не разобрали: она так приглянулась другим режиссерам, что ее решили оставить. Позже что-то достраивали, меняли вывески, но после каждых съемок Москве всегда возвращается первоначальный вид. После «Всадника по имени Смерть» здесь было снято еще порядка 100 кинолент, среди которых «Азазель», «Статский советник», «Гибель Империи», «Бедная Настя», «Спасти императора», «Господа офицеры», «Доктор Живаго» и многие другие.

Декорация «Старой Москвы» выстроена таким образом, что ее можно быстро трансформировать в любой европейский город. Студенты называют декорацию «Питерсква», потому что здесь можно снимать как Москву, так и Питер. Впрочем, снимали на этих улочках и Париж, и Копенгаген, и Берлин, и Тбилиси. Начинается улица с брусчатки – в этом месте снимают центр Москвы, где жили богатые люди; далее улица переходит в булыжную мостовую – здесь можно снимать окраины, бедные районы Замоскворечья.

Если в Голливуде принято строить односторонние декорации, лишь фасадную часть здания, то у нас макеты домов снаружи воссоздаются полностью. За основу берется деревянный фундусный щит, он ставится прямо на землю без использования фундамента, на деревянный каркас набивают тонкую металлическую сетку, а сверху покрывают полужидким гипсом с клеем. Фанера, гипс и краска сверху – вот все, что нужно для создания бутафорского дома. В кадре такой дом смотрится объемно также благодаря операторскому искусству и правильно выполненному световому оформлению. Из старого здания можно сделать новое, если правильно его осветить.

На окнах домов стоят швейные машинки и прочий антураж, чтобы добавить городу жизни. Вывески и названия улиц меняются по желанию режиссера, каждый дом может быть и обычным жилым зданием, и трактиром, и магазином, и банком, и больницей. Колокола старой церквушки, фонари на углу улицы – все элементы декорации созданы из легких материалов. Ни одна из многочисленных дверей не снабжена ручкой. Дело в том, что для каждого фильма их делают индивидуально, чтобы вдруг какой-нибудь статский советник не взялся в кадре за современную металлическую ручку. Для съемок в помещении декорации не приспособлены, сооружения внутри пустые, держатся на строительных лесах. Но, если необходимо, можно зайти в подъезд, а дальше съемки продолжатся в другом месте.

«Старая Москва» и сегодня постоянно используется режиссерами кинофильмов, клипов и рекламных роликов. Некоторое время назад Карен Шахназаров снимал здесь свой военный фильм «Белый тигр»: для этого одна из улиц «Москвы» была перестроена в послевоенный готический полуразрушенный Берлин. Сегодня от немецкой столицы уже ничего не осталось, декорации вернули первоначальный вид. О Берлине напоминает только танк, притаившийся в углу. Это действующий макет, сделанный в военных мастерских Самары специально к «Белому тигру»: он двигается, имеет настоящие гусеницы и топливные баки и может при желании пройти 100–200 метров, он даже стреляет, но его броня ненастоящая.

Оставить комментарий

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>