• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Пеппино Маццота

Пеппино Маццота: «Черные души» – это пример того, как можно создать фильм о мафии, не пробуждая желания повторить судьбу героев»

В 2014 году на Венецианском фестивале Франческо Мунци представил публике фильм «Черные души» – семейную драму, раскрывающую особенности мафиозной организации «Ндрангета» из Калабрии. Актер Пеппино Маццота, исполнивший в фильме роль Рокко, рассказал подробнее о процессе съемок и нынешнем положении дел с мафией в Италии

Синьор Маццотта, расскажите о вашем герое в фильме «Черные души». Чем вас привлек образ Рокко?

Фильм «Черные души» рассказывает историю трех братьев: Рокко, Лучано и Луиджи.Мой герой Рокко–деловой человек в семье. Можно сказать, онбуржуа:у него красивая жена, замечательная дочь, первоклассная квартира в Милане и доверительные отношения с высокопоставленными лицами. Но его деятельностьсвязана со строительной компанией, отмывающей деньги, которые братполучает от торговли кокаином. Рокко не согласен с методами брата, который кажется более жестоким, импульсивным и спонтанным. Рокко точно знает, что насилие плохо влияет на дела, и однажды наступает момент, по его мнению, когда приходится поменять деньги на пистолет. Почему же этот образ меня заинтересовал? Я тоже из Калабрии, а «Ндрангета»появилась именно там. И хотя на данный момент она пустила отростки по всей Европе, я хорошо знаю ту культурную реальность, которой она питается. Фильм говорит об этом. О моей земле, о моих людях.

18708-clip-anime-nere

Многие критики считают, что режиссеры, снимая фильмы о криминале, создают ореол романтизма. Какого мнения вы придерживаетесь на этот счет?

В данном случае «Черные души» – это пример того, как можно создать фильм о мафии, не пробуждая желания повторить судьбу героев. Если посмотреть картину, в этих людях нет ничего привлекательного, они расплачиваются до конца за то, что делают. Это люди, полные различных страстей и слабостей. Они совершают слишком много ошибок. Их невозможно воспринимать как настоящих героев. Но, должен сказать, в Италии есть иные кинокомпании, которые практически мифологизируют гангстеров, используя те же методы, что американцы с «Крестным отцом» когда-то.

ALTA3 ANIME_NERE_

Некоторые журналисты проводят параллели между фильмом «Черные души» и фильмом Лукино Висконти «Рокко и его братья». Как вы считаете, насколько уместно это сравнение?

Да, я слышал об этом. Также многие сравнивают«Черные души» с фильмом Абеля Феррары «Похороны» якобы потому, что финал похожий. Но…не знаю. Мне кажется, нет достаточных элементов, чтобы установить близость фильма Франческо Мунци с работами Висконти и Феррары. По структуре фильм больше похож на «Крестного отца». У нас тоже три брата: один – интеллигент, второй – мстительный, третий немного не в себе.

C_4_foto_1194181_image

Пеппино, скажите, а вмешивались ли члены «Ндрангеты» в процесс съемок? Поступали ли участникам съемочной группы какие-то угрозы?

Нет. Фильм снимался в деревушке Африко, там участвовали почти все жители. Все очень хотели сотрудничать с нами отчасти по тому, что фильм был снят по роману, написанному человеком, родившимся в этих краях. И который, в свою очередь, является братом одного из влиятельных боссов «Ндрангеты». Но этот босс сейчас сидит в тюрьме и еще не скоро выйдет. Можно вздохнуть спокойно. (Смеется.)

Сталкивались ли вы с проявлениями криминала в жизни?

Нет, но я знаю людей, которые относятся к преступным кланам. С некоторыми из них я познакомился как раз во время съемок фильма. У них своя психология.

Какое место криминалитет занимает в жизни современной Италии?

Сейчас в Италии, да и в Европе, преступная деятельность заразила всю экономическую деятельность. У «Ндрангеты»такмного средств, что их объем сопоставимс 20% ВВП Италии. Семьи, входящие в «Ндрангету», строят торговые центры, выигрывают подряды на госзаказы, управляют гостиницами, ресторанами. Ноэта проблема не настолько присутствует в повседневной жизни всех итальянцев. Даже Рокко в фильме, настоящий мафиозо, понимает, что деньги сильнее и эффективнее по воздействию, чем насилие. Сейчас у нас уже почти никого не убивают. Я считаю, что гораздо более серьезная проблема нашей страны, связанная с преступностью, – это коррупция государственных институтов.

А кто в вашем представлении настоящий мафиозо? Какими он должен обладать качествами?

Должен сначала оговорить важную вещь. В Италии существуют три крупнейшие криминальные организации:«Каморра», «Ндрангета» и Сицилийская мафия. «Каморра»отличается тем, что ее члены любят показуху, демонстративно щеголяют богатством и властью. Сицилийская мафия сформировалась давно и отличается особой жестокостью, а есть еще «Ндрангета» из Калабрии – самая влиятельная и богатая организация. Ее людине любят показывать себя, не любят, чтобы о них говорили. Они всегда действуют в тишине. В течение многих лет в Италии мы не замечали, что есть эта организованная преступность, которая день ото дня становилась все влиятельнее. Поэтому в связи с этим отличителен и тип мафиози. Одни действуют более вызывающе, другие – наоборот.

Как вы думаете, почему мафиозная тема всегда будет актуальной?

Потому что она эпическая. Там вам и страсти, и насилие, и смерть. Кровавые истории рассказывали издревле, начиная с греческих трагедий. Фильм Франческо Мунци, кстати, имеет все характеристики греческой трагедии: это кровавая история, и кровь в ней брызжет. Все происходит внутри одной семьи. «Ндрангета» в отличие от других организована как раз по семейному принципу. Когда две семьи хотят соединить свою мощь и влияние, они не заключают договоров между боссами, а организуют свадьбу, чтобы кровь двух семей смешалась. Это одна из тех вещей, сделавших организацию столь мощной. Они все –родственники, а родственника нельзя просто так предать и сдать карабинерам. Одно дело –предать товарища по преступной деятельности, а другое – предать отца, брата, кузена или дядю.

Есть ли панацея от мафии в Италии?

Не знаю (со вздохом). Силы мафии в Италии связаны со слабостью политики и экономики. Пока у нас будет такой высокий уровень коррупции в государственных институтах,победить мафию невозможно. Но в будущем, будем надеяться, все получится.

Как вы считаете, нужно ли ограничить тему освещения криминала в кино, чтобы не появлялось последователей?

Знаете, я не из тех, кто думает, что насилие в кино провоцирует насилие в жизни. Я слышал, что говорит ваш крупный режиссер Сокуров: «Надо полностью запретить насилие в кино». Но я не согласен с этим заявлением. Как по мне,фильмы, например,Квентина Тарантино не стимулируют насилие, а, наоборот, полностью лишают его силы. Все-таки проблема состоит не в том, что рассказывать, а что нет. А главный вопрос — как это рассказывать и преподносить зрителям.

Кстати, раз уж вы упомянули Квентина Тарантино, не могли бы прокомментировать его знаменитое высказывание о том, что классического итальянского кино уже не существует?

Да, в Италии действительно нет кинопромышленности и кинобизнеса как такового. Но с точки зрения творчества у нас очень много хороших режиссеров, сценаристов и актеров.

А способно ли итальянское кинохотя бы гипотетически конкурировать с американским?

На уровне рынка однозначно нет, но на художественном, артистическом уровне – да. В Италии часто снимают фильмы, которые в художественном отношении выглядят лучше, чем масса американских. На мой взгляд, наша страна остается самой значительной по вопросам искусства в мире, но проблема в том, что… у нас нет денег. (Смеется.)

Синьор Маццота, вы около 11 лет снимались в сериале «Комиссар Монтальбано» в роли Фацио. Вам не было страшно остаться в глазах зрителя как актер одной роли?

Да, я боялся. Это могло даже произойти, но я сделал смелый выбор играть разных персонажей и меня стали воспринимать не только как Фацио.

08

Что эта роль дала вам?

Популярность прежде всего. Возможность неплохо зарабатывать на жизнь. А еще удовольствие раз в два или два с половиной года ездить на Сицилию, сниматься в замечательных местах.

Не возникало желания сменить радикально амплуа?

Я снимался в комических фильмах, важных для Италии, но все-таки не благодаря этим фильмам меня помнят в моей стране.

А какой жанр вам ближе?

Трудно сказать. Знаете, я пожиратель кино, смотрю сотни фильмов в год. От самых коммерческих до самых артхаусныхработ европейских, балканских, российских, ближневосточных режиссеров. Я действительно очень люблю кино, смотрю не менее одного фильма в день.

И у вас не возникало желания попробовать себя в кресле режиссера?

Время от времени я думаю об этом, но в Италии очень сложно запустить первый проект и сделать так, чтобы он попал в кинотеатры.

Будем надеяться, что рано или поздно вам удастся осуществить мечту. И напоследок. Поделитесь своими творческими планами на ближайшее будущее.

С радостью! В апреле мы будем снимать еще два романа о комиссаре Монтальбано, а в октябре – декабре я работаю в театре. Между прочим,буду ставить режиссерскую постановку на основе «Мертвых душ» Гоголя. (Немного подумав.) Но…я не буду приоткрывать все секреты. Приезжайте и приходите на спектакль! Всех с нетерпением буду ждать!

Теги: ,

Яндекс.Метрика