• ЗАРУБЕЖНОЕ КИНО
    Зарубежное кино
  • ФЕСТИВАЛИ
    Фестивали
  • КИНО XXI ВЕКА
    Кино XXI века
  • НАШЕ КИНО
    Наше кино
  • ИМЕНА
    Имена
  • ИНТЕРВЬЮ
    ИНТЕРВЬЮ
  • АКТЕРЫ
    Актеры
  • РЕЖИССЕРЫ
    Режиссеры
Шарлиз Терон

Дерзкая, свободная, бесстрашная Шарлиз Терон

Известный продюсер Харви Вайнштейн не хотел снимать Шарлиз Терон в фильме «Азартные игры», мотивируя это тем, что она «слишком красива». Актриса в этой картине все-таки снималась, и довольно успешно. Не исключено, что слова продюсера запомнились актрисе. Во всяком случае, в 2004 году Терон сыграла героиню картины «Монстр», уродливую проститутку Эйлин Уорнос, и сыграла блистательно. За что была удостоена премий «Оскар», «Золотой глобус», «Серебряный медведь» и т. д. В ситуации подобного оглушительного успеха всегда находятся и те, кто, саркастически усмехаясь, небрежно бросит: «Известное дело: красавица обезобразила себя ради роли! Как же не наградить!» Пройдет десять лет, и Шарлиз повторит знакомый опыт, решившись сыграть еще более, казалось бы, отталкивающую героиню. Снискала по праву еще больше похвал. Наверное, их услышал Харви Вайнштейн. Хотя вряд ли дерзкая умница, талантливая актриса Терон нарочито глумится над Богом данной ей красотой, чтобы таким образом ответить просчитавшемуся продюсеру… Не в ее это характере, о котором в одних из недавних интервью она четко сказала: «У меня простой и жесткий характер». Она выросла в Африке, в ЮАР, в городе Бенони. Дружила с мальчиками, ругалась, дралась, взрослела в среде, где нет места жалости, состраданию. Рано потеряла отца-алкоголика, убитого ее матерью – слишком страшна была их «семейная жизнь». С юности Шарлиз вели ее несгибаемая воля и редкое взаимопонимание с матерью, сыгравшее огромную роль в ее жизни. Мать посоветовала ей уехать в Америку, чувствуя, что для ее дочери узковаты перспективы на родине. С детства Шарлиз танцевала. В Нью-Йорке она занималась в балетной школе, пока не повредила колено. С балетом пришлось расстаться навсегда. Потом она, далеко не склонная к жалобным всхлипам, вспоминала: «Мне казалось, жизнь кончилась». Но нет, началась новая жизнь – в кино. Началась без шумного дебюта и дифирамбов, посвященных новой звезде. Напротив, с крохотных эпизодов, ролей на обочине картины, съемок, не приносивших Терон радости и славы. Но она прочертила для себя ясную, выверенную перспективу: вперед и только вперед, не отступая ни на шаг. Отсюда, вероятно, ее жесткость, обращенная в первую очередь к себе. Ею она по-своему защищается в мире кино, чтобы не терять лица. На нее опирается, когда ее ожидания расходятся с результатом. Укрощала эмоции и укрощает, когда появились и появляются восторженные рецензии. Трезвый взгляд, ирония – без этого она бы не состоялась. Ее уже знали зрители, пресса, когда она снялась в картине «Сладкий ноябрь». Критики довольно дружно ругали картину, что не могло не иметь отношения к исполнительнице главной роли. А ведь проглядели то, что скрывалось за тонким рассказом актрисы о девушке, умирающей от рака и не желающей выплеснуть тоску, страх, терзавшие ее душу. На самом деле в этой хрупкой, сдержанной девушке было то, что отличало ее от множества других актрис, претендовавших на роль очередной звезды-блондинки, потенциал которых исчерпывался исключительно внешними данными. Героиня Шарлиз жила как бы двумя жизнями. Той, в которой она вынуждена общаться с людьми, практически ничего о ней не знающими. Вежливо сдержанная, в меру замкнутая, она сразу прочерчивала определенное расстояние между ними и собой и с этого пути не сходила. Однозначно будто звучало: «Входа нет». Иначе могут раздаться сочувственные речи, советы «держаться», прочие пустые слова, произнесенные теми, кому глубоко безразлична ее судьба. Вторая жизнь, куда для нее более существенная, – отсчет дней, которые остались до ее ухода из мира сего. Не прощание с ним, а желание помочь тем, кто слабее его. В том числе и человеку, которого она полюбила на излете пути. Она утаивает свою смертельную болезнь от любимого, чтобы остаться такой, какой он ее запомнит, еще красивой, светлой, нежной. Лишь изредка позволяя прорваться драматическим нотам… Партнером Шарлиз был Киану Ривз, какое-то время их связывали близкие отношения. Расставшись, они не позволили себе сомнительных откровений, в чем еще раз проявился характер актрисы, никогда не забывающей о чувстве собственного достоинства. Она играла с Киану Ривзом и в фильме «Адвокат дьявола», где смогла дать простор своему сильному темпераменту и способности не подходить под общую мерку. Хотя поначалу ее героиня как раз та самая очаровательная, домашняя жена, полностью посвятившая себя любимому мужу, его верный сотоварищ, хозяйка дома, сознательно держащаяся в тени супруга. Такой зачин нужен актрисе, чтобы развернуть всю панораму горестного пути женщины, перед которой мир открылся во всей низости и грязи. Вписаться, смириться оказывается для нее невозможным, она уходит в призрачный мир безумия, в котором, как ей, теряющей разум, она может бороться. Борется истериками, криком – арсеналом больного, что в конце концов окончательно уводит женщину от реалий. Если говорить о личном отзвуке в ролях Шарлиз (а он всегда так или иначе прочитывается в работах большого актера), то, наверное, это дерзкая непокорность души и сердца. В жизни она проявляет себя в этих качествах достаточно откровенно, «просто и жестко», если еще процитировать актрису. Это относится и к личным ее отношениям с мужчинами, с которыми она расстается молча и однозначно. На профессиональном поприще она становится все требовательнее в выборе ролей, вместе с тем иногда поражая сообщество своим согласием сниматься. Примерно так произошло, когда разнеслась весть о том, что Шарлиз Терон будет сниматься в роли Эйлин Уорнос в картине «Монстр». Роли, от которой отказались уже несколько знаменитых актрис. Прототип Эйлин – реальная женщина, проститутка, серийная убийца, осужденная на смертную казнь за убийство шести человек. Мужчин. И не раскаявшаяся. Фильм о ней по своему сценарию поставила кинодраматург Пэтти Дженкинс, встречавшаяся с осужденной, когда она уже ждала в тюрьме исполнения смертного приговора. Вероятно, она не могла не поделиться своими впечатлениями с Терон, утвердив ее на роль «монстра», как называли убийцу в Штатах. И актриса впитывала эти рассказы, примеривая на себя это чудовище. Отбирая в том числе и то, что могло как-то объяснить судьбу и итог судьбы новой героини актрисы. Можно было бы обстоятельно описать внешний облик Уорнос, какой она явилась в решении Терон, поправившейся ради новой роли почти на 14 килограммов (она смогла избавиться от них через два месяца после окончания съемок). Вспомнить ее чудовищное лицо, руки, тело, покрытые угрями и сыпью. Кривые желтые зубы… В общем, портрет женщины, которая, кажется, не может вызвать ничего другого, кроме мгновенного отторжения у представителей и сильного, и слабого пола. Но оказалось, что в таком кошмарном монстре живет страстная жажда любви. Изнасилованная в детстве, вышедшая на панель – в данном случае на шоссе, чтобы обслуживать дальнобойщиков, Эйлин возненавидела мужчин. И себя самое – безобразную, всеми презираемую как бы и не женщину. Встреча с хорошенькой, себялюбивой Сэлби рассекает жизнь монстра. Она полюбила, отдавая любимой весь огромный неизрасходованный запас этого внезапного чувства. Настолько, что способно дать ей веру в себя, в то, что и она может победить столь немилосердный к ней мир, обнимая крошку Сэлби. Энергия Эйлин ищет выхода, она пытается создать райскую, безоблачную жизнь для Сэлби и тем самым для себя. В ее чувстве соединяются страсть, материнское начало, неосознанная тоска по прекрасному. Шарлиз заставляла верить в это, сама сострадая судьбе Эйлин Уорнос. Но для райской жизни нужны средства, и Эйлин яростно трудится, деля ложе с партнерами, которых она презрительно называет «джонни», обуревая нарастающей ненавистью к ним. Это они заставляют ее заниматься тем, что она ненавидит, отрывают от любимой девочки. Перенапряжение, конденсация отрицательных эмоций толкают Эйлин на месть, расправу с «джонни». Убийства становятся для нее временным высвобождением от кошмара реалий. Выбор недозволенного ответа для нее право на уважение к себе, никем не уважаемой… Реакция на картину «Монстр» была огромной в основном на работу Шарлиз Терон, собственно, это был ее отказ от так называемой актрисы одного амплуа, она рушила его, уверенная в своих силах. Доказала и сыграв французскую аристократку в картине «Голова в небесах». Годы Второй мировой войны. Оккупированная Франция. Руководители маки засылают героиню фильма в логово гестапо, где она становится любовницей офицера, занимающего высокий пост. Отважная разведчица передает важные сведения партизанам, оставаясь презренной предательницей в глазах парижан. Шарлиз еще раз обращается к мотиву противостояния, вынужденного умолчания своей истинной роли в предельной ситуации. И более того, она встречает любимого мужчину – английского летчика, заброшенного во Францию для связи с маки. Что окончательно делает ее жизнь невыносимой, хотя она выносит и эту смертельную муку… Нельзя ничем выдать себя. Нельзя признаться в том, чем она занята на самом деле. Нельзя сбросить клеймо предавшей свою страну… Шарлиз несет все это с потаенной горечью, не давая ей прорваться даже в самые драматические моменты, героиня фильма – еще одна жертва тотальной мировой трагедии, когда ранят твое будущее, отнимают любовь – у войны свои суровые законы, кровавые и беспощадные. Шарлиз без слов, но с максимальным напряжением сыграла обреченность, которой не позволено стать явной. Фильм «Безумный Макс: дорога ярости», четвертый в серии «Максов», – один из лидеров последнего времени. На этот раз Макса сыграл актер Том Харди, которому, судя по всему, уготовано удачное актерское будущее. Играет он героя, который во все времена любим зрителями: одинокого, молча страдающего, погруженного в боль воспоминаний. Макс странствует по серой бесплодной земле, где не растут деревья, не шумит листва, вокруг ни травинки. На исходе вода. Люди, чудом выживающие, потеряли человеческий облик, они враги друг другу. Здесь властвует Несмертный Джо, скрывающий под маской лицо, под одеждой – язвы. Чудовище хитрое, злобное, отец двух мутантов. Несчастным рабам, то бишь жителям этой мертвой земли, Джо иногда жалует крошечные дозы минералки (она еще сохранилась в тайных источниках). Чем и держит людей в полном подчинении. Для утех у сатрапа есть пять женщин, Джо надеется, что от них у него родятся здоровые потомки, хотя сам в этом не очень уверен. А любит он Фуриозу… Но стоит ждать, что на экране появится редкостная красавица, мгновенно поражающая мужские сердца. Хотя, прочитав в титрах имя актрисы, играющей Фуриозу – Шарлиз, можно было бы ждать чего-то подобного. Не стану описывать все безобразия, которыми отмечена героиня красавицы актрисы, начиная с железной руки, лысой черной головы, отсутствия зубов и прочих кошмаров. Однако именно Фуриоза заставляет увидеть в искусно снятом австралийским режиссером Джорджем Миллером фильме нечто большее, чем очередной боевик. И не стоит твердить, что Терон-де решила сыграть еще одного монстра, то есть некую вариацию на тему Эйлин Уорнос. Эйлин убивала людей – как отмщение за свою искореженную судьбу. Фуриоза людей спасает. Понимая, что гарему Несмертного Джо их повелителем уготована скорая казнь, она бежит вместе с ними в надежде найти землю, где сохранилась нормальная жизнь. Военная фура мчится по страшной дороге… К беглецам присоединяется Макс. Осколки от взрывов летят и со стороны команды Фуриозы, и со стороны преследователей, посланных Джо в погоню за гаремом и особенно за Фуриозой. Вспоминается взгляд Фуриозы во время ее диалога с Максом. Как сыграла Терон в эти мгновения ум, силу и нежность в этой железнорукой женщине, словами не рассказать. Актриса будто перешагивает через рамки устоявшегося понятия о внешне прекрасном ради того, чтобы поведать о живой душе, которая тоскует по свету, радости, щедрому миру, в котором люди перестанут ненавидеть и убивать. Шарлиз владеет зонами молчания – быть может, одним из главных условий существования актера на экране. Ее женственность прорывается в молчании, она поэтична в такие мгновения настолько, что ее безобразие отступает, становится незначительным. Наверное, кто-то поспорит с таким прочтением героини Терон. Но, на мой взгляд, актриса ушла от наиболее легкого решения: и у обиженной судьбой, уродливой женщины есть сердце… Это она уже сыграла. В «Безумном Максе» она поднялась на еще одну ступень в познании бесконечно противоречивого мира, не теряя драматического восприятия жизни. Шарлиз Терон 40 лет. Девочка из Южной Африки поднимается со ступени на ступень, храня верность своей природе и одновременно требуя от себя максимума в профессии. Что обещает новые откровения прекрасной актрисы.

Теги: , ,

Яндекс.Метрика